Алия Суранова Азаттыктагы блогунда жазылган "Кыргызчылык" деген жазмасында - "эмнегедир ушул уңгусу бүткүл улуттун атын ташыган сөз [кыргызчылык]" жалгыз гана негативдүү маанини камтыйт" деген ойлорду жүгүртөт. Бирок Алия үчүн бул суроо болбой, ырастоо болуп жатат. Алия "кыргызчылык" деп адамзаттын күнөөлөрдүн тизмесин түзгөнсүп жатат (биринчи, экинчи бөлүк деп), бирок эмнегедир "адам" же "коом"дук кемчиликтери болбой "кыргызчылык" болуп калыптыр
Тарых | Просмотров:3558 | Добавил:elbilge | Дата:27.04.2013
Козлодрание (көк бөрү, улак тартыш) несомненно имеет ритуальный смысл и
возможную сакральную нагрузку. Сегодня мало кто задумывается об этом и
козлодрание считается национальным видом спорта и даже появилась версия о том,
что это была тренировка воинов, которые таким образом отрабатывали навыки
подбирания раненных и убитых с поля боя. Версия интересная, если бы не название
игры и ее атрибутов, которые напрямую дают повод задуматься. Две команды (көк
бөрү – ‘небесные волки’) перетягивают тушу козленка (улак), перед
этим сделав обряд сакрального пускания его крови, стараясь закинуть улак в своеобразную
корзину (Тай казан)
Мой друг-журналист, оказывается, подал вместо меня заявку на ежегодную поездку представителей СМИ на золоторудный горный рудник на озере, оформив меня как интернет-блогера, так что никаких удостоверений не требовалось. Заявка – благодаря демократии, пиару и развитию информационных технологий – прошла. Кроме этого поездка по соображениям горной техники безопасности будет с ночевкой и она совпадает с августовским звездопадом, который великолепно смотрится в условиях высокогорья. Был также шанс увидеть нечто потрясающее, потому что именно в это время должна была пролетать какая-то комета и ее осколки должны были произвести потрясающий фейерверк в ночном небе. Так как комета пролетает рядом с землей раз в 160-170 лет, мне настоятельно рекомендовалось не пропустить данное событие. Поэтому когда он сказал, бери вещи, приезжай ко мне, выедем отсюда, жены нет, отправил к теще, надо кое-что обсудить, я вспомнил, что я давно не видел звезды и поехал к нему
Человек отличается способностью к символизации. Многие символы существуют уже независимо от людей, придумавших их, но будучи рассмотренными в каком-либо контексте они приобретают особый смысл. Оранжевый цвет, который раньше для всех ассоциировался с апельсинами и пляжами, теперь принадлежит украинской революции. В Грузии розам надоело слушать глупости влюбленных и они ушли в серьезную политику. Революции всегда нуждались в своих запоминающихся символах.
События в бывших советских республиках - Грузии и Украине в первую очередь показывают еще не утратившееся чувство общности "совкового пространства". Цветочно-фруктовые революции в этих странах вызвали и вызывают интерес самых широких слоев населения в постсоветском пространстве, от известных политиков до простых граждан. Прежде всего, примечателен тот факт, что правящие элиты бывших советских республик Центральной Азии серьезно обеспокоены подобным развитием событий. Лидеры стран, которым грозят подобные бархатные революции, настаивают на антиконституционности подобного развития событий, не упоминая о том, что эти конституции были не раз исправлены под них. Это обстоятельство уже лишает их власть легитимности и дает право оппозиции действовать не совсем в рамках написанного властью закона. Законность этого права может быть оспорена в судах различного уровня, но в народном сознании свержение скомпрометировавшей и изжившей себя власти не будет выглядеть чем-то преступным. В любом случае судить будет народ.
Термин «шаманизм» на самом деле является неудачным названием для целого ряда сакрально-магических практик, которые, на самом деле, существуют у всех народов и культур, независимо от их уровня «социальной эволюции», в том числе и у тех, кто исповедует так называемые «мировые религии». На самом деле «шаманизм» и другие термины, выделенные для религиозной практики нехристианских народов, стали «научными» эквивалентами церковного определения «язычества». Под влиянием авторитетных научных текстов написанных европейцами при изучении «шаманизма», сегодня рождается никогда не существовавший «шаманизм»
Тюркские тамги обычно рассматриваются как родоплеменные знаки, нечто вроде печати, которой метили принадлежность к какому-либо роду-племени имущества, земельных угодий или самого человека. Однако до сих пор не было попыток рассматривать тамги как знаки, имеющие какой-либо смысл, то есть тамги как символы. Это связано, прежде всего, с тем что ко времени фиксирования тамг, этнографами подобной практики не отмечено, поэтому никто и не пытался искать в тамгах некий символический смысл и попыток читать тамги не наблюдается. Конечно же в легендах о происхождении тамг отдельных родов и племен заложен некий смысл, раскрывающий символику и происхождение, однако анализ подобных легенд показывает, что в них нет материала для обобщения и теоретизации, которая иногда полезна в нашем понимании прошлого