Рождение шаманизма Элери Битикчи Термин «шаманизм» на самом деле является неудачным названием для целого ряда сакрально-магических практик, которые, на самом деле, существуют у всех народов и культур, независимо от их уровня «социальной эволюции», в том числе и у тех, кто исповедует так называемые «мировые религии». На самом деле «шаманизм» и другие термины, выделенные для религиозной практики нехристианских народов, стали «научными» эквивалентами церковного определения «язычества». Под влиянием авторитетных научных текстов написанных европейцами при изучении «шаманизма», сегодня рождается никогда не существовавший «шаманизм» В современной антропологии использование таких терминов как ‘шаманизм’, ‘тотемизм’, ‘анимизм’, ‘фетишизм’ для описания так называемых «традиционных культур» считается признаком безграмотности и отсталости или (для западников) принадлежностью к устаревшей советской-российской этнографическо-исторической школе. Однако в общественном сознании, в среде людей незнакомых с современной антропологией, эти термины все еще используются в той манере, в которой они использовались в середине ХХ века. Другое дело, что теперь для потомков тех народов, названных в свое время «шаманистами», «шаманизм» - это «священная практика предков», «наша традиция», «то, что ведомо только нам, но не ушедшим природы-матери европейцам» и т.п. Сегодня происходит невероятный процесс: ученое сообщество отходит от термина «шаманизм» и иногда даже отрицает его наличие в прошлом, а в то же самое время в культурах, которые были когда-то ошибочно названы «шаманистскими», этот самый «шаманизм» нарождается. Сегодняшний шаманизм на самом деле не возрождается, но нарождается Здесь отрицается шаманизм не только как нечто общее скажем для тюрко-монгольских народов, но и как то, что практика, которая в свое время была названа «шаманизмом» присуща только тем культурам, которым данная практика была приписана. Любое явление, которое выделяется в различных культурах, должна иметь какие-то общие черты и выделяется на основе каких-либо критериев или индикаторов. Однако шаманизм не имел таких критериев, так как под «шаманизмом» в европейской науке подразумевался целый ряд всевозможных практик различных народов и культур на различных континентах. На самом деле такие европейские термины как ‘шаманизм’, ‘тотемизм’, ‘анимизм’, ‘фетишизм’ стали «научным» аналогом церковного термина «язычество», под которым можно подписать любую неофициальную нехристианскую религиозную практику, которая становится в глазах христианских ученых маргинальной (по отношению к ним и официальной церкви). Поэтому неслучайно многие неофициальные религиозные практики в городских субкультурах современных христианских городов те же ученые связывают с шаманизмом Ни одна из религий, ни даже все религии вместе взятые, неспособны объяснить все чудеса этого мира. Буквально вчера прозрел какой-то человек, окропивший свои глаза водой из священного источника, сбылся вещий сон, умершие родители спасли своих детей от банкротства, посоветовав им не вкладывать деньги в очередную пирамиду и т.д. Официальная церковь, представители официальных религий не только не объясняют эти повседневные чудеса, но и зачастую отрицают их. То, чем занимаются так называемые «шаманы»: общение с духами, ясновидение, народная медицина, неформальное объяснение чудес, делание чудес и т.п. присутствует во всех культурах, в том числе и городских. Другое дело, что в городской культуре утеряна одно из особенностей, что делает все вышеперечисленное «шаманизмом», а именно – принадлежность шамана определенному роду-племени. Однако данное обстоятельство единственное, что отличает «шаманов» от городских носителей маргинальной сакральности и не относится к «шаманизму» как таковому, а к форме социально-политического и экономического устройства общества, но не к религиозно-сакральной практике как таковой. Другие внешние атрибуты шамана, такие как бубен или камлание также не могут служить критериями для обобщения явления. Бубен и камлание не были повсеместными атрибутами «шаманов» в прошлом, скорее, они становятся таковыми сегодня. При этом сегодня бубен и камлание являются атрибутами шаманов в силу влияния образа шамана сконструированного в свое время европейской наукой «Шаманы» в прошлом и в настоящем, несмотря на некоторые общие внешние атрибуты, всегда были индивидуальны в своей сакрально-магической практике. Индивидуальные практики шаманов, записанные этнографами в прошлом, сегодня становятся основой для рождения «истинной шаманистской практики предков», освященной не столько духами предков, сколько авторитетом европейской науки. Как раз таки индивидуальность «шаманов», как и других представителей «маргинальной сакральной практики» (ясновидцев, лекарей, медиумы) и не позволяет их классифицировать в более конкретное понятие нежели «маргинальное» (по отношению к официальным религиозным практикам). Точно также как церковь в свое время определяла, что есть религия, а что нет, также и наука до недавнего времени определяла и классифицировала все нехристианские сакрально-магические практики, в том числе и шаманизм Влиянию христианства (и других религий) на современную науку все еще не уделяется должного внимания. Если принять это, то наверное не будет вызывать удивления что существуют совпадения между научными теориями и религиозными догмами, что повсеместно используется религиозными проповедниками всех мастей. Можно ли принять во внимание тот факт, что теория Большого взрыва, очень похожая на сотворение мира по христианской догматике, выдвинута учеными христианского мира, а теория струн, которая пытается объяснить преобразование энергии в материю, имеющая свои параллели в даосизме, выдвинута китайцем? Здесь два варианта – или мир на самом деле таковой, как он описан в религиозных текстах и значит – религии правы, или современные теории выдвинуты под влиянием религий. Так как обратное пока еще не доказано, здесь принята последняя точка зрения, тем более это относится не к природным явлениям, а к отношениям между людьми, взгляду одной группы на другую Многие общественные деятели тюрко-монгольского мира на сегодня столкнулись с проблемой возрождения своей собственной религии, за которой закрепилось европейское название «тенгрианство». За неимением какой-либо базы для создания «религии-как-у-всех» (стоит ли?), где существовала бы своя церковь, священная книга, обряды и молитвы (изобретения человека, но не бога), обновленцы-тенрианцы начинают «изобретать традиции» и для их сакрализации и легитимизации иногда они обращаются к так называемым «шаманистским» обрядам, которые «научно» закреплены в книгах европейцев, которые когда-то сконструировали «шаманизм». Именно подобная ссылка на авторитет европейской (а также российской-советской) науки становится сегодня главным аргументом в «возрождении традиций предков». Неслучайно наверное наиболее значимые места в книгах тенгрианцев-киргизов цитируются по-русски без перевода. Авторитет духов предков все еще ниже авторитета российской и европейской науки Удивительный круговорот совершает набор текстов названных исследованием «шаманизма». В свое время евроцентричный взгляд на «отсталые культуры» выделяет и создает ошибочный дискурс об общих для «примитивных народов» дохристианских практиках, таких как ‘шаманизм’, ‘тотемизм’ и т.п. → в процессе колонизации сознания завоеванных народов, укрепляется авторитет европейской науки и ее суждения об этих «примитивных народах» → после обретения декларативной (но не интеллектуальной) независимости, национальные интеллигенции тюрко-монгольских народов, начинают возрождать всю ту примитивную религиозную практику, ← описанную в европейских (российских-советских) книгах
|