Тамги. Чтение Элери Битикчи Тюркские тамги обычно рассматриваются как родоплеменные знаки, нечто вроде печати, которой метили принадлежность к какому-либо роду-племени имущества, земельных угодий или самого человека. Однако до сих пор не было попыток рассматривать тамги как знаки, имеющие какой-либо смысл, то есть тамги как символы. Это связано, прежде всего, с тем что ко времени фиксирования тамг, этнографами подобной практики не отмечено, поэтому никто и не пытался искать в тамгах некий символический смысл и попыток читать тамги не наблюдается. Конечно же в легендах о происхождении тамг отдельных родов и племен заложен некий смысл, раскрывающий символику и происхождение, однако анализ подобных легенд показывает, что в них нет материала для обобщения и теоретизации, которая иногда полезна в нашем понимании прошлого На сегодня о тамгах известно следующее: 1. В тамгах выделяются так называемые «семейно-родовые знаки», в которых выделены некоторые закономерности изменений в процессе добавления к основной тамге отдельных черт, которые служили опознавателем отделившейся семьи или рода, отца и сына Для примера возьмем обских угров. Угр П. Кукин принадлежал к роду «филин» - и знак рода, естественно изображал его тотем - филина. Поскольку род П. Кукина когда-то уже отделился от своей основной ветви, его родовым знаком стало изображение части птицы - ее лапы. Когда же из рода выделился сам П. Кукин с семьей, он, из-за сиротства считавшийся сыном всего рода, унаследовал по традиции знак всего рода - ту же лапу филина. Младший брат П. Кукина для отличия прибавил к своему знаку отросток вверху. У сына П. Кукина отросток появляется на средней линии внутри знака. В другой линии Кукиных одна из боковых черточек вообще исчезает. И хотя эта ветвь еще сознает свою принадлежность к роду «филина», однако новый знак благодаря своему большему сходству со стрелой, нежели с лапой птицы, получает название «стрела». В этом классическом примере четко видно, как изменяется с течением времени родовой знак, как исчезает в нем общий тотемный элемент. Знак превращается в индивидуальный и получает собственное название, взятое из обыденной жизни, например, «стрела», ставшая знаком одной линии рода Кукиных. Со временем «прототипами» подобных знаков все чаще и чаще становятся изображения предметов быта, а тотемическая их основа забывается. То же самое произошло и с сарматскими знаками. По своему значению они были сначала родовыми, затем семейными, а потом личными 2. В тамгах выделяются так называемые «числитель» и «знаменатель», которые символизируют два [правящих] рода Скорее всего, в тамгах подобных нижеследующим сарматским и боспорским, числитель отражает семейно-родовой знак, который (как было показано в пункте 1) меняется от отца к сыну, от той или иной линии рода; что касается знаменателя, то там представлена тамга рода-племени супруги [правителя], где прослеживается только линия ее рода В данной статье хотелось бы сделать небольшое дополнение к нашим знаниям о тамгах 3. В некоторых случаях в композициях, где встречаются тамги (и тамгообразные знаки) следует учитывать все предметы, включенные в данную композицию В прошлом в своем стремлении к классификации и сравнению тамг, исследователи «вырезали» тамги из общей композиции и рассматривали их отдельно от нее, что мешало понять общую суть некоторых композиций и смысл тамг включенных в них. Например, нижеследующая композиция включает в себя тамгу, смысл которой раскрывается, если учитывать всю композицию, которая показывает каким образом лучник и рогатое парнокопытное заняли свое место в дуальной тамге. Скорее всего здесь представлен распространенный сюжет происхождения рода-племени от человека[-охотника] и животного (которое позже превращается в прекрасную девушку). Сами петроглифово-тамговые композиции возможно стоит читать как один рассказ и может быть направление рассказа (1) с востока на запад, или (2) по ориентации святилища, или (3) по течению реки и т.п. 4. Тамги эля или Элтамги Элтамги являлись попыткой преодоления родо-племенной разобщенности кочевых политических образований – элей. Единственным примером может служить кыргызэл, который существовал на территории Южной Сибири (кемские киргизы). Скорее всего вместо племен, либо на основе наиболее крупных племен, были проведены реформы, цель которых была введение административно-военных единиц вместо родо-племенного деления. На основе единой тамги эля, данные административно-военные единицы получали свой «отросток» в основной тамге эля Основная тамга (вечного божественного) Кыргызэля
Ее вариант в китайском труде «Тамги лошадей из вассальных княжеств»
В обоих вышеприведенных случаях просматривается «числитель» и «знаменатель» в виде полукруга и вертикальной черты, которые могли символизировать два крыла эля. Административно-военные единицы эля, таким образом, получали свои «отростки» в основной тамге Варианты тамги для административно-военных единиц Кыргызэля
Со временем однако, административно-военные единицы, когда-то искусственно созданные, превращались в племена и рода. Изменению подвергались также тамги, которые развивались как личные тамги «родоначальников» племен и родов и их отпрысков. Многие тамги изменились почти до неузнаваемости, однако в них все еще прослеживается основная тамга Кыргызэля, будь то обе части – числитель и знаменатель, как это видно на Сулекской писанице или Суджинской надписи Тамга на Суджинской памятнике «Сына кыргыза»
Тамга на Сулекской писанице
|