Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Пятница, 20.10.2017, 17:12   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Turks

Звериный стиль

Звериный стиль

Элери Битикчи

Ключевые слова: звериный стиль, кочевники, кочевниковедение, тюрки, тюркология

Мы все так говорим, - а значит это правда
Бандерлоги. "Книга джунглей"

Звериный стиль - предисловие

Для того чтобы начать изучение тюрков, следует понять, что люди запахивают свою одежду вправо, что касается тюрков, то они запахивали свою одежду налево. И если большинство людей писали справа налево, слева направо и даже сверху вниз, то тюрки писали снизу вверх. И если европейский или колонизированный тюркский мозг будет рисовать следующую генеалогию тех же кочевников:

… то тюркам, свое генеалогическое древо следует рисовать не сверху вниз, а снизу вверх:

Следует также понять, что у тюрков гармония согласных, а не гармония гласных - иначе откуда одна графема для а/э или и/ы. И тогда возможно им (этим тюркам) станет гораздо ближе до Отюкенской черни или черни Сунга, чем до Москвы или Нью Йорка, Иерусалима или Мекки, потому что ответы на вопросы о своем прошлом и будущем следует искать не в Москве, Нью Йорке, Иерусалиме или Мекке, а в Отюкене или Сунга. Это нужно не для того чтобы отрицать все что там есть, но для того чтобы освободиться от всего того, что пришло оттуда, чтобы понять, что было у своих предков. При этом не обязательно давать какие-либо оценки привнесенному извне чему-либо. Чужое не обязательно хорошее или плохое, оно просто чужое. От него необходимо избавиться, и это просто необходимо чтобы начать думать по-своему, или думать, что начал думать по-своему. В этом тоже нет ничего хорошего или плохого. Но возможно это станет началом духовного и интеллектуального освобождения, или по крайней мере заставит задуматься над тем, что те знания о тюрках, которые преподносят нам передовые научные центры в бывших имперских метрополиях, и которые затем копируются в Стамбуле, Казане или в Бишкеке, на самом деле являются всего лишь навязанными неверными представлениями европейцев о самих тюрках, и эти тюрки смотрят на себя и свое прошлое глазами европейцев, глазами манкуртов. И если манкуртизм - это болезнь сознания, то стоит начать с факта признания существования этой болезни. Свобода начинается внутри.
Звериный стиль - это мировоззрение кочевников отраженное в их материальной культуре. Данный комплекс религиозно-философских идей назван мною «теңек». Возник «теңек», судя по всему в умеренном поясе, где идет борьба за выживание и где рептилии уходят в зимнюю спячку и часть жизни как бы прерывается на зимний период. Возможно, где-то на северо-востоке Евразии, рядом с восточном океаном, где каждый новый день нарождается солнце, и довольно-таки давно, принимая во внимание находки китайских археологов с городища Сяошань (на совести китайских археологов дата: рубеж V—IV тысячелетий до нашей эры, культура «чжаобаогоу»), где уже присутствуют элементы звериного стиля. В любом случае данное мировоззрение связано с победой жизни над смертью, света над тьмой, порядка над хаосом, бытия над небытием.

Не претендуя на истину, я попробую восстановить процесс создания мировоззрения, отраженного в предметах звериного стиля. Изображения зверей так или иначе присутствуют в любом искусстве древности в различные периоды и возможно Старый свет достаточно хорошо разбирался в семантике звериного стиля в древности.
Однако, в основном, я буду использовать свои аргументы для объяснения тюркской известной древности (сюнну, тюрки, кыркызы). Поэтому следует учесть, что это будет общее туманное объяснения взаимоотношения власти и религии у сюнну, тюрков и кыркызов, исходя из авторского мнения о том, что религия сюнну и тюрков может быть восстановлена из объяснения семантики звериного стиля, так как подобные артефакты являются самыми многочисленными из датируемых и относящихся к определенной этнокультурной группе. Таким образом, я буду исходить из логики, из того, что продолжателями традиций звериного стиля стали тюрки и из того, что многое из этих элементов сохранилось в Китае.
Кстати будет сказать, любопытный факт: почему-то кочевники и Китай также воспринимались как нечто несовместимое и совершенно разное, хотя именно многоликий Китай имеет самое многогранное сосуществование с кочевниками. Сами китайцы, скорее всего, сознательно замалчивали о религиозных взглядах своих северных соседей, хотя были достаточно хорошо осведомлены о них. Прежде всего, официальная китайская историография, должна была показать всю чуждость и дикость кочевников, и во многом строилась она на основе военных докладов и событий связанных с военными действиями. К тому же подобные учения существовали и в самом Китае и угрожали официальной идеологии: например, даоское государство великого равенства, также как и государство сюнну, также состояло из 24 подразделений с двойственным разделением. К тому же китайцы считают, что все что китайское и есть китайское и всегда китайским было. Никому хочется признавать, что возможно что-то не было изначально собственно китайским.

Современные исследования говорят о взаимосвязи мышления и языка. У тюрков язык строго подчинен законам дуальности (твердые-мягкие согласные никогда не совмещаются), алфавит строится на дуальном принципе (тюркское линейно-угловое письмо), в предметах искусства дуальная симметрия подавляюще преобладает, государства и империи строились на принципе дуализма, одежда запахивается налево (при чтении алфавита работает левое полушарие:-) и т.п. Однако считается, что инь-ян и И цзин - это оригинальная китайская культура, где есть четыре тона, слова-морфемы, которые невозможно расчленять на звуки-буквы (также как и вещи и предметы мира на составляющие их первоэлементы), иероглифическое видение мира (работает правое полушарие) присутствуют пять первоэлементов.
Теңек.
Главная идея данного мировоззренческого комплекса, заключается в том, чтобы жить в гармонии с единым законом творения, который был в свое время запущен и до сих пор функционирует для (со)творения мира его творцом. Творцом был Тай или Теңри. Этот закон подчинен четкому числовому порядку, в котором количественные и порядковые функции чисел, как правило, совпадают, при условии если они происходят и содержать божественную единицу. Натуральный порядок чисел состоит из единицы, которая расчленяется на мирриады чисел. Данный комплекс имел множество вариантов интерпретации, от племени к племени, от жреца к жрецу, от человека к человеку, однако общим был принцип, который стал известен всему современному миру через китайцев, и это инь-ян или точнее инь-Тайцзи-ян.

Главным в круге должна быть S-образная линия между половинками - Тай/Теңри, но позже творение стало асоциироваться с мужским началом (отец-синее-небо над мать-красное-земля). S-образная линия могла также ассоциироваться с душой, с божественным, но наиболее романтическая смысловая нагрузка S-образной линии связана с любовью. У киргизов и у китайцев существует легенда о птицах (по-киргизски "казылык" или "өгөрөк"), которые имеют только по одной лапе и крылу и летать могут только вместе и являются символом преданной любви


(у голов птиц-казылык'ов символы Умай-эне)

В зверином стиле, Тай/Теңри выступает в образе однокопытного коня, иногда единорога, а инь-ян в образах парнокопытных двурогих животных таких как быки, олени, горные козлы, архары и позже двугорбые верблюды.


Оленные камни (в основном на территории Монголии)

Натурфилософское мышление предков предполагало единый закон для всего сущего, и, следовательно, процесс творения мира мог быть в прямой ассоциации с процессом творения человека. Закон один, будь то сотворение камня или человека, молекулы или солнца. Умай-эне - это животворящее [ассоциативно женское] начало, Тай - творец гармоничного миропорядка.


Изображения Умай-эне в киргизских узорах

Гармония противоположностей, вечная любовь и жизнь радуют создателя подобного миропорядка. "Я Тенси, на заре и на закате, сидя на золотом престоле я радуюсь. Так знайте: это хорошо!" (Ырк Битик - "Гадательная книжка"). Тем более будут рады те, кто следуя единому закону миросозидания, будут строить идеально равнопостроенное общество людей на земле.


Улыбка степного "будды" (раскраска моя)

Существует два варианта начала мира. Первый вариант основан на том, что создатель миропорядка упорядочил хаос и возможно противоположности существовали и до него, он же сумел каким-то образом их объединить (конечно же при помощи божественной любви) и результате получился мир в котором жизнь уже не исчезала даже ночью или зимой. Первый вариант условно назван "теңек".

Второй вариант основан на том, что создатель осуществил великий передел (Тайцзи) и создал инь-ян из которых и происходит мир. Второй вариант условно назван "тайык".


Единорог (раскраска моя, изображение единорога - здесь европейское)

Упорядочивание хаоса. Все же кажется что дорога, которую проделал создатель данного миропорядка, представлялась предкам, как упорядочивание хаоса. Во многом, данное мировоззрение формировалось путем натурфилософских рассуждений на основе наблюдений за природой жизни животных, растений, но прежде всего человека. Потому что человек мог действовать сознательно, творить нечто, как творил создатель данного миропорядка. Сознание, однако, приходит к человеку не с рождением, а чуть позже, т.е. сознательность и построение Закона, который упорядочил хаос, приходит после появления жизни как таковой. Возможно нечто, что ассоциировалось с Умай-эне могло плодить жизнь, но эта жизнь была нестабильна. Но не стоит забывать, что хаос или Умай-эне - это нестабильная, неупорядоченная, непостоянная [как женщина], но все же дающая жизнь, живое нечто. И этот живой хаос все время пытается избавиться от навязанного ему порядка, поэтому в пути все время идет борьба между хаосом и упорядоченной гармонией. Неслучайно символами хаоса становятся рыбы (которые живут в непригодных для нормальной, с точки зрения рассуждающего человека, жизни) и рептилии, которые исчезали на период зимы.


Борьба хаоса и гармонии (здесь: скорее всего, как и природе, так и в человеческом обществе)

Птицы, как род животных вообще, также могли улетать на зимний период, то есть не все из них оставались на зиму-ночь-смерть. И только млекопитающие теплокровные животные победили смерть и принесли вечную жизнь. То есть хаос - это то жизнь, то смерть, то бытие, то небытие. И только великий Тай смог соединить жизнь и смерть, бытие и небытие, день и ночь ради вечной жизни даже зимой в период ночи и смерти. Поэтому теплокровные млекопитающие становятся одним из символов вечной жизни и наиболее используемыми в зверином стиле.
Скорее всего, в Ырк Битик (упоминавшейся уже "Гадательной книжке") первые 4 [так называемых] "оракула" относятся к творцу миропорядка. Это Тенси, довольный гармонией, созданной им. Это Теңри, на пегом коне, создавший путь-закон для мира. Его божественная сила упорядочила хаос: "Я - хищный орел с золотыми крыльями. Добыча для моего тела совсем не истощится. Находясь на море я ловлю нравящееся мне и ем мое любимое. Так я силен". Он создал вечное древо жизни: "Я - светлая с пятнами сокол. Сидя на сандаловом дереве, я радуюсь".

Жертва ради жизни. Здесь следует выяснить, кем был для предков создатель? Его характеристики, по косвенным данным, не соответствуют тому образу бога, который сложился у нас под влиянием семитских религий. Тюрки и сюнну совершали жертвоприношения небу (то есть Теңри) раз в год. Других записанных подробностей у нас нет. Выступая в образе однокопытного коня, каждый год (скорее всего 22 декабря - в день зимнего солнцестояния) Тай совершал самопожертвования ради жизни, при участии людей, ответственных за совершение подобных ритуалов. Следуя примеру Тая, тюрки ритуально "убивали" своего кагана перед тем, как он вступал на престол, для того чтобы сохранять вселенский божественный порядок. Когда кого-либо из рода Эсен (а-ши-на) "небо назначало" каганом тюрков, его поднимали на белом войлоке, садили на лошадь для девяти почетных кругов и после душили шелковым шарфом. Когда он доходил до полуобморочного состояния, его спрашивали сколько лет он будет править. Ал-Масуди отмечает, что национальные бедствия и несчастья, случавшиеся у хазар, могли привести к требованию убить кагана. Если это происходило, то казнь осуществлялась без пролития крови посредством удушения шелковым шнуром. То есть каган, как и Тай, мог и должен был совершить самопожертвование ради восстановления гармонии и упорядочивания хаоса.

Таким образом, предки воспринимали Теңри как бога, который совершил самопожертвование ради жизни, ради объединения противоположностей, мужского-женского, света-тьмы, жизни-смерти. Возможно отсюда идет захоронение с конем, когда конь "добровольно" шел за своим хозяином, совершая самопожертвование, приводя в гармонию соотношение смерти и жизни.


Реставрация жертвенного коня из Пазырыка

В то же время он, в качестве некоего божественного вещества (тайкы/тайка) присутвует везде, где есть жизнь, материя энергия, то есть вселенная, созданная и функционирующая благодаря его самопожертвованию. Один пример: если бы не было тайка, то деление клеток и рост всего сущего, рост вселенной, был бы простым делением на первом этапе одной клетки на два, (2 этап) 2 на 4, (3 этап) 4 на 8, (4 этап) 8 на 16, (5 этап) 16 на 32, (6 этап) 32 на 64.

В этом случае рост, например древа жизни, шел бы по примерно подобному принципу (от 1 до 16):

Код жизни. Вселенский порядок, включает в себя добровольную жертву (1[1]1) и совершенно другой порядок цифрового кодирования. Первый этап - появления одного (Тай), (2 этап - кийик) один дает жизнь двум (1 Х 2 = 2), (3 этап) каждый из двух дает жизнь трем (2 Х 3 = 6), (4 этап) каждый из шести дает жизнь четырем (6 Х 4 = 24). При этом мы видим в очерченных треугольниках, что предыдущий этап является божественным самопожертвованием и незримо присутствует на последующем этапе. Числовое соотношение идет по примеры копыт, когтей и пальцев млекопитающих (которые могут поддерживать жизнь зимой), по соотношению, большого пальца (когтя) и остальных. Умирая (на какой бы ступени не находились), они вновь становятся единицей-травой (светом, началом жизни), потому что божественная единица-жизнь (tajqa) вечна:

Травоядные съедая траву, получают не только, или даже не сколько еду, а нечто, что служит им жизнью, в математическом выражении - это божественная единица [1 → 2]. Хищники поедая травоядных - также получают жизнь-божественную единицу [1 → 3]. То же самое касается людей, которые поедая хищников (собак, тигров) получают божественную единицу - жизнь [1 → 4].


Здесь, возможно, изображение получения именно этой божественной единицы (однокопытный конь), жизни (tajqa) живым и неживым миром (рогатый кошачий хищник).

Именно такой порядок лежит в основе вечного божественного эля огузов: (1 этап) появление Огуз-кагана; (2 этап) два крыла огузов [1 огуз → 2 бузук\учук]; (3 этап) 2 крыла делятся на три бёлюка [2 Х 3 = 6] и на примере одного [1 бузук → 3 кюн\ай\юлдуз]; (4 этап) 3 бёлюка делятся на четыре рода [6 X 4 = 24] и на примере одного [1 кюн кан → 4 кайы\байат\алкараули\карауйли]

Такой же порядок соблюдается и в чжоуских восьми основных триграммах: (1 этап) Тайцзи; (2 этап) отец и мать; (3 этап) отец и мать рождают шесть детей (три сына и три дочери)

Именно поэтому, при строительстве вечного божественного эля, тюрки распределяли носителей кута (божественной благодати) по всему элю, чтобы божественное вещество распределилось по всему их государству. Здесь задумывались совершенно другие акценты: не государство распределялось среди членов правящего клана, а правящий благодатный клан распределялся по всему государству. Основные подразделения государства подразделялись на два крыла (oŋ qanat - правое, sol qanat - левое), во главе подразделений ставился представитель сакрального рода (род Эсен - а-ши-на, караханиды, чингизиды и т.п.), который вел свое происхождение от одного божественного первопредкаю Такое государство носило название: beŋgü teŋri el - вечный божественный эл.

Нижеследующая композиция вполне могла подходит под описание вечного божественного эля кыркызов: умерший предок (Долон-бий ← түлөө - [искупительная] жертва?) дает жизнь вечному элю, в котором главенствует материнский род (например, Умай-бег, кыбчак или кыят). Показана покровительствующая ветвь от материнского начала - женщины сидящей справа.

Исходя из подобного видения мира, где смерть является продолжением жизни, травоядные становятся добровольными жертвами для хищников, а те, в свою очередь, для людей (например, ритуальное поедание собак) и эта взаимосвязь служит одной высшей цели - продолжение жизни. Поэтому сцены терзания - аналогичны изображению инь-ян - гармонии противоположностей. Сцены терзания - это инь-ян=жизнь-смерть. Кстати, исходя из вышеуказанной композиции, возможно ли использовать выражение "восьминогий скот" как символ гармонии и вечной жизни, ведь несмотря на то, что мужское и женское начала уже имеют в себе божественное творящее начало [1 → 2], соблюдают единый закон и их кони стоят вместе. Точно также добиваются успеха сюнну и тюрки, в государствах которых рука об руку шли носители мужской благодати (кут/куб) и женской (кыт/кыб): у тюрков это были Эсен (а-ши-на) [букв. "здоровый"] и Эште (а-ши-дэ) ["на положении спутника"].

При подобной картине мира неслучайно появление сложносоставных фантастических животных, части тела которых состоят из различных частей тел разнообразных животных. В подобных сложносоставных животных и людях, запечатлен весь предыдущий цикл, который и приводит к появлению того или иного животного. Возможно эта базуба на самом деле человек, появлению которого предшествовали появление растений, двурогих парнокопытных, хищников с когтяти (1+3), птиц с крыльями и когтями (1+3) и т.д.:

Один конь - один закон для всего сущего. Если следовать этому небесному божественному закону (несмотря на протесты травоядных) то воцарится гармония и жизнь, как это показано на нижней палетке. Если же попытаться идти другим путем, то вы уподобитесь творцу чего-то нового (новый путь) и следовательно - разрушите старый гармоничный порядок. Это нехорошо - и мы видим, что альтернативное творение приводит к хаосу и войне, как это показано на верхней палетке, где схватились две лошади (символы божественного творящего начала).

Поэтому возникали течения, которые провозглашали своим долгом объединение и упорядочивание хаоса, который жил по иным законам. Они вполне могли жертвовать собою ради установления единого закона не только в степи, но и во всем мире.

Тайна улыбки сюнну. Конь - как символ Тая и единого закона жизни изображен на мемориале ханьскому полководцу Хо Цюй Бину. Этот полководец весной 121 г. с десятитысячной конницей напал на западные кочевья хуннов, разгромил их, захватив много пленных и золотого идола, которому хунны приносили жертвы. Летом того же года Хо Цюй бин напал на хуннские кочевья у подножий Тяньшаня; были захвачены 30 тыс. пленных, в том числе 70 низших князей и предводителей. К счастью для сюнну он умер рано и У-ди соорудил для него мемориал. О том, что Хо Цюй бин был умиротворителем севера свидетельствует скульптура черной черепахи (такие же черепахи были под орхонскими надписями рода Эсен). О том, что Хо Цюй бин (следуя примеру Тая и дороге единого закона) упорядочил хаос, свидетельствует рыба - символ живого моря, но все же хаоса; а также улыбающийся счастливый двурогий парнокопытный бык - символ небесного инь-ян. Творящий альтернативный путь и войну, военный конь сюнну покоребан и покалечен. Восторжествовал один единый закон мира, который предлагала династия Хань - мирный конь на дальнем плане в центре. Обретший один единственный праведный закон сюнну (улыбающийся сюнну под конем) безмерно счастлив, находясь под мирным [ханьским] конем.


Мемориал Хо Цюй бина (
фотографии с блога Игоря)

Старики сюнну и воля небес. Почему сюнну оставляли стариков в степи? Китайцы объясняли это дикостью и варварством, перебежчик-китаец объяснял это тяжелым экономическим положением и суровостью жизни в степях в обществе сюнну. Если человек, оставляет своих родителей, скажем, в доме престарелых, то в этом действительно есть экономические или личностные причины, и прочая проза жизни. Но если, целое общество оставляет своих стариков в степи, то это часть культурной традиции, и, следовательно, должно объясняться с точки зрения культуры и мировоззрения данного общества, так как старики соглашались с этим обычаем. Таким образом, любые феномены и явления того или иного общества, которые становятся частью традиции, должны рассматриваться с точки зрения культуры и исследователь должен стараться найти им символическое объяснение.
Это может быть выражено в следующей формуле: R → R+S → SR
R - общественные отношения; S - их символизация; SR - символические общественные отношения. Возможен следующий вариант. Если в религии сюнну, главным было продолжение жизни, ради самой жизни и носителем этой жизни была божественная тайка, то носитель тайки мог ее передавать, например давая жизнь своим детям. Но старики, утрачивая способность репродуктивности, могли считаться людьми, которые утратили божественную тайку. Любое нечто, что не имеет тайки, уже принадлежит к миру небытия, тогда зачем же тратить на них еду (содержащую тайку), их следует оставить в степи. Таким образом, возникает идея о том, что несмотря на то, что абстрактно тайка-жизнь вечна, но эта благодать может покидать того или иного конкретного человека или его продолжение, т.е. его род. Позже, отсюда идет идея о том, что божественная благодать, будь то мужская/небесная благодать (кут\куб\дэ) или женская/земная (кыт\кыб) может покидать правящие сакральные рода. Далее возникает идея о том, что подобная благодать может быть дарована или взята обратна божественными силами.

 

Звериный стиль у современных киргизов. И возможно это может показаться простым совпадением, но в киргизских узорах,передающих образы: коня,

быка или коровы,

оленя,

горного козла

или архара,

преобладает передача образов через изображение рогов или головы с рогами, копыт, подков, и даже следов от копыт, которые возможно передавали единицу у образа однокопытной лошади (Тай) и двойку, в образах парнокопытных двурогих (инь-ян). Позже верблюд, как носитель двух горбов, наполненных жизненной силой, помогающей ему выжить в пустыне, становится также символом инь-ян.

Годичный календарь киргизов включает парнокопытных двурогих:
[Весенне-летнее полугодие] Чын куран (апреля). Бугу (май). Кулжа (до 22 июня). Теке (июль). Баш оона (август). Аяк оона (до 23 сентября).
[Осенне-зимнее полугодие] Тогуздун айы (октябрь). Жетинин айы (ноябрь). Бештин айы (до 22 декабря). Үчтүн айы (январь). Бирдин айы (февраль). Жалган куран (до 21 марта).
Возможно, календарь показывает борьбу дня и ночи, хаоса и гармонии, жизни и смерти

Если следовать единому закону, одному порядкуто этот путь приведет к гармонии: ← Чын - "истинный" Куран - "самец косули (элик) или джейрана (жейрен)" ← Бугу [4 этап] - "самец оленя или марала" ← Кулжа [3 этап] - "взрослый горный баран-самец" ← Теке [2 этап] - "(горный) козел" ← Баш [1 этап] - "голова" Оона - "самец косули", сайги ← Аяк - "копыто" Оона
Если следовать другим законам, то это ведет к альтернативным порядкам творения, что в конечном итоге приведет к хаосу: → Жалган - "ложный" КуранБирдин айы - "месяц одного (или единицы)" → Үчтүн айы - "месяц трех (или тройки)" → Бештин айы - "месяц пяти (или пятерки)" → Жетинин айы - "месяц семерых (семерки)" → Тогуздун айы - "месяц девятерых (или девятки)"


Как и в "коде жизни", видно постепенное усложнение рогов, в образах использованных парнокопытных животных (кийик'ов), что нашло также отражение в приведенных здесь киргизских узорах.

Однако всегда находился тот, кто приводил в порядок хаос, согласно закону дуальной гармонии. Их могли называть божественными (Махмуд Кашгари писал, что у неверных уйгуров великих людей называют богами), сравнивать с богом, но не потому что они боги, а потому что они повторяли божественную миссию по упорядочиванию хаоса идя по праведному пути Тая. Вот как выглядит упорядочивание хаоса в киргизском эпосе "Семетей". Каныкей (жену Манаса и мать Семетея) следя за скачками, 6 раз посмотрела за положением скаковых лошадей и за конем Тайтору, которому было 64 года (столько же "оракулов" в Ырк Битиг, и столько же вариантов инь-ян в чжоуских гексаграммах). В случае его проигрыша, Семетей должен был убить свою мать.
1 (300 лошадей)
Кең – Мойноктун жонунда,
Башын жерге салалбай
Аркардай арыш алалбай,
Каргадай бала жонунда
Келе жатат Тайтору
300 аттын соңунда
2 (60 лошадей)
Ит – Торпунун жолунда,
Кезең кырдын оюнда
Санап көрсөң Тайтору,
Келе жатат кайран мал
60 аттын соңунда.
3 (30 лошадей)
Сары адырмак урчукта,
Салынган тоонун тумшукта,
Көрүүчүнүн жонунда,
Кара тала боюнда
Келе жатат Тайтору
30 тулпар соңунда.
4 (12 лошадей)
Мунарык тарткан урчукта,
Боз адырмак тумшукта,
Кезендинин жонунда
Келе келе жатат карт буудан
Кең – Ак – Чийдин боюнда
12 тулпар соңунда.
5 (6 лошадей)
Кең – Мойноктун жонунда
Келе жатат Тайтору
6 буудандын соңунда.
6 (3 лошади)
Жети – Мойноктун жонунда
Келе жатат Тайтору
Атасынын 3 буудан
Бул үчөөнүн соңунда.
300 → 60 → 30 → 12 → 6 → 3 → 1 и в конце концов Тайтору приходит первым и спасает Каныкей от смерти. То есть Семетей начав свой путь, пошел по правильной дороге, не устраивая альтернативное творение-порядок, который мог убить его мать (Землю-природу?) и упорядочил хаос, который был после смерти его отца Манаса.

В заключении еще раз хотелось бы подчеркнуть, что здесь присутствует авторское мнение о мировоззрении предков, без претензии на научную или божественную истину, так как уже так сложилось, что человек претендующий на истину всегда обращался к общепринятым человеческим знаниям (логика, ссылка на авторитеты, научный метод) или к связи с сакральными силами. Неперсонифицированный пантеистический Теңри, выступает как создатель Закона, двигатель жизни и вселенского бытия и не вмешивается в дела людей.
Несмотря на то, что творение в натурфилософской концепции, схоже с соединением мужского и женского начал в человеческой повседневности, у тюрков не зафиксированно оргаистических "вакханалий", которые присутствуют в других культурах, где также есть культ природы и плодородия. Связано это, прежде всего, со скотоводческим хозяйством, который предполагал взаимозависимость пастухов и стад и получение еды через убиение живого существа. Жизнь через смерть.
В религии и власти у тюрков присутствует не воля бога или правителя, а существует вера в единый закон миропорядка, который выше воли правителя. По остаточному принципу мы обычно видим, что в обществах исповедующих религии, где боги или один бог решает все самостоятельно, власть правителя копирует божественную и также становится тиранической. Отсюда пиры на Олимпе и стремление людей разделить экстатическую радость с богами в раю, ведущую к поклонению и молитвам. Божественный индивидуализм порождает людской, появляется идея индивидуального спасения. В тюркском мировоззрении присутствует коллективная ответственность за нарушение гармонии.
Культ родной земли-воды и культ предков играет более заметную роль, в обращении за помощью к сакральным силам, чем обращение непосредственно к создателю миропорядка. В целом культ предков и культ природы, родной земли-воды, можно считать одним и тем же культом, в случае, если предки считали, что умершие души их предков, возвращаются в окружающий мир, в виде травы, воды, животных, других людей их рода. Таким образом, можно и необходимо обращаться к ним, к своим предкам в окружающем их пространстве, нежели к неперсонифицированному создателю, которого заботит общее устройство огромной вселенной, но не мелкие заботы людей. Духи же предков становясь частью местных мироустроительных сил, могут помочь при установлении гармонии в той или иной области. Для этого им следует делать жертвоприношения, при которых божественное вещество из тел животных, при помощи предков, идет на восстановление гармонии того или иного явления.
Поэтому здесь другая философия: здесь нет награды за слепую покорность богу-самодержцу, нет рая за это поклонение, нет ада за непоклонение. Здесь нет человека-победителя, любимого раба божьего, стоящего на вершине эволюции, нет хозяина планеты, которую создали только лишь с единственной целью - для проверки преданности человека своему создателю, нет царя природы. Нет идеи лучшей жизни и стремления построить лучшую жизнь на земле, что привело к бездумному потреблению ресурсов, потому что люди отвечают перед природой при жизни, а не после смерти.
Возможно есть какая-то связь в развитии религий, когда составляющие их компоненты формируют то или иное религиозное мировоззрение. Человек живет благодаря тому, что в свое время создатель этого миропорядка пожертвовал собой ради вечной жизни и также теперь растения, животные жертвуют собой, чтобы жил человек. И делается это для того, чтобы и сам человек, обладая божественной душой и разумом, соблюдал единый закон и жил в гармонии с природой, благодаря которой он живет. Хорошее достижимо лишь при жизни и при жизни в гармонии с единым законом, то есть с самой жизнью.

Категория: Turks | Добавил: elbilge (04.12.2009)
Просмотров: 5240 | Рейтинг: 4.3 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 503
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz