Змеиный календарь
Элери Битикчи
Недавно по центральному телевидению Киргизии, прозвучала информация о том, что 12-летний звериный календарь, является не восточным, как многие думают, а чисто киргизским. Официальные историки, опираясь на упоминание у Бартольда (на большее у них не хватает... времени), ссылаются на сообщения китайской династической хроники Тан шу (X в. х.э.), где у киргизов якобы впервые в письменных источниках упоминается животный 12-летний календарь
На самом деле животный 12-летний цикл упоминается еще в одном из древнейших трактатов чжоуской эпохи "Дао дэ цзин" (~VIII до х.э.). Чжоусцы - кочевое племя из Великих Степей, завоевавшее Китай в XI в. до х.э. и правившее им вплоть до III в. до х.э. Автор трактата неизвестен, однако в Китае его традиционно приписывают основателю даосизма мудрецу Лао-цзы, не будем отходить от этой традиции
В том же трактате Лао-цзы, в VI цзюане (главе), посвященном справедливому и несправедливому правлению, мельком упоминается один доктор, разработавший эффективный метод лечения геморроя. Лечение сводилось к тому, что целитель лизал геморрой циньскому правителю. Никто не знает результатов курса лечения, скорее всего он был успешным, так как доктор получил за лечение колесницы*
Сразу же после доктора в VII цзюане идет описание так называемого "змеиного календаря", который описывает взаимопревращение змей, связанные со вселенским общим законом чжоу и - круговых взаимопревращений инь-ян
Миниатюра чжоуской эпохи 2005 г. до х.э.
Согласно трактату, чтобы охватить как можно больший круг переменных круговых взаимопревращений, змеиная голова вынуждена принимать в свое тело новые и новые члены. Эти члены, также как и циньский доктор, соединяются с головой змеи, через ее задний проход, с тем чтобы есть то же самое, что ест и сама голова
Лао-цзы называет это состоянием старшей инь**
Однако такая змея весьма неустойчива и ей очень трудно устоять. Поэтому в целях элементарного инстинкта самосохранения она начинает пожирать себя изнутри. Каждый из членов змеиного тела, включая голову участвует в этом процессе переживания второго круга круговорота веществ
Старшая инь переходит в ян через младшие инь и младшие ян
В итоге подобных внутренних переживаний первого круга чжоу и змеи, в конце концов остается одна голова
Миниатюра чжоуской эпохи 2010 г. до х.э.
Однако при этом единое змеиное тело рушится. Появляются другие змеи, которые не слишком настроены поддерживать голову, которая остается в одиночестве
Инь окончательно переходит в ян. Состояние старшей ян. "Бей по старшей ян" - заключает Лао-цзы**
Далее Лао-цзы (XI цзюань) приводит легенду о правителе, который ради власти отдал свое сердце демону. Демон вынул сердце, но в том месте осталась дыра. С другой стороны это было удобно, и он мог обходиться без паланкина и без царской колесницы, демонстрируя свою демократичность. Его рабы просто продевали бамбуковый шест в эту дыру, где должно было быть сердце и несли его куда он прикажет. Со стороны казалось, что он всего лишь первый среди равных
Бронзовый барельеф чжоуской эпохи
Примечания
* В настоящее время подобная практика лечения весьма распространена в Киргизии. Киргизские народные депутаты став народными целителями, за это получили каждый по колеснице "Toyota Camry"
** Исследователи (пост)советской системы управления, считают, что данная система управления держится на централизованной редистрибуции (перераспределении) ресурсов, через управляющий центр (т.е. голову). При подобной системе местные элиты готовы проявлять лояльность только лишь при условии получения своей доли от "государственного" экономического ресурса
Бакиев совершает ту же самую ошибку, что и Акаев, - его Семья захватила все вокруг и не хочет делится, в результате чего Бакиев остался в одиночестве, так же как и Акаев в 2005 году