Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Четверг, 18.04.2024, 21:15   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Turks

Основная тамга вечного божественного эля кыркызов

Основная тамга вечного божественного эля кыркызов

Элери Битикчи

По мнению автора, основной тамгой, которая может по современным европейским понятиям считаться гербом государства енисейских кыркызов, является следующая первоначальная тамга


Основная тамга ‘qïrqïz bäŋgü täŋri el’ - вечного божественного эля кыркызов

Автор исходит из следующих субъективных выводов

В енисейских надписях кыркызов существуют вариации основной тамги [1]


Варианты основной тамги эля кыркызов: по степени усложнения снизу вверх

В VI в. н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (qïrqïz) не принадлежит роду волка. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань. (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере"


"Мужской" и "женский" знаки в культуре элетов

Скорее всего здесь представлен миф о создании первочеловека на Земле (пещера). Двурогая парнокопытная корова вполне может быть символом материального дуальнопостроенного мира (условно "женское" начало) и поэтому ее рога вполне могут символически обозначать данный мир. Божественное [по тогдашним понятиям] "творческое" начало (ниспосланный сверху Дух) обозначалось одной линией (условно "мужское" начало) как в тамгах, так и в письме


Основная тамга вечного божественного эля кыркызов: рога "коровы" и "нисполанный сверху Дух" (у кыркызов - чтение снизу вверх)
Божественное Единое начало (одна синяя линия) и [условно] "мужское" и "женское" первоначала физического материального мира (красные парные рога коровы)

Тамга отражает дуально равнопостроенное государство кыркызов - вечный божественный эл (‘bäŋgü täŋri el’). В государствах элетов, построенных по вселенскому Единому закону, всегда выделялось правое и левое крыло (условно "мужское" и "женское" начала людской организации), каганский и катунский род: Эсен и Эште (на положении спутника, позже эштек у башкиров?) у көктюрков [2], Эсен и Тюргэш у актюрков (западных тюрков). После каганства енисейских кыркызов - quman/quban - для [условно] "мужского" крыла, qïbčaq/kimek - для [условно] "женского" крыла. Верхняя часть - это [условно] "женское" крыло-начало государства, нижняя часть основной тамги - [условно] "мужское" крыло-начало эля
В отличие от часто приводимых в пример тамг боспорских царей и сарматов, где у большинства знаков изменяется числитель, а знаменатель остается неизменным...


Неизменный знаменатель и изменяющийся числитель в тамгах сарматов и боспорских царей

... у тамг кыркызов изменению подвергаются как знаменатель (условно "мужское" крыло-начало государства), так и числитель (условно "женское" крыло-начало государства)
Возможно ли предположить, что тамги Е22 (Е42, E49, Е65, Е66, Е63) - принадлежат к левому подразделению (baγ) "мужского" крыла шестисоставного будуна (altï baγ budun) кыркызов, в то время как остальные тамги отражают родственные связи, людей которым были посвящены стелы и эти связи были между [условно] "женским" и "мужским" крыльями эля кыркызов


Варианты основной тамги эля кыркызов

Эти родственные связи, возможно, ограничивались схемой шестисоставного будуна кыркызов, схема которой, скорее всего, была схожей с элем огузов и с основными чжоускими триграммами (ба гуа)


Цифровая организация ‘bäŋgü täŋri el’ элетов

В организации вечного божественного эля элетов, всегда прослеживалась небесная иерархия (0 →1, 2, 3), сходная с чулуутскими петроглифами и чжоускими триграммами


Иерархия в восьми чжоуских триграммах (0 →1, 2, 3)

При сравнении с элем огузов, тамга Е22 может соответствовать подразделению KünQan baγ у огузов (левое подразделение [условно] "мужского" крыла). Тамга Е3 (Е68, Е45) - возможно совместима с подразделением AjQan baγ и т.д.


‘bäŋgü täŋri el’ огузов

Приложения

Пример эволюции тамг у обских угров
«Для примера возьмем обских угров. Угр П. Кукин принадлежал к роду «филин» - и знак рода, естественно изображал его тотем - филина. Поскольку род П. Кукина когда-то уже отделился от своей основной ветви, его родовым знаком стало изображение части птицы - ее лапы. Когда же из рода выделился сам П. Кукин с семьей, он, из-за сиротства считавшийся сыном всего рода, унаследовал по традиции знак всего рода - ту же лапу филина. Младший брат П. Кукина для отличия прибавил к своему знаку отросток вверху. У сына П. Кукина отросток появляется на средней линии внутри знака. В другой линии Кукиных одна из боковых черточек вообще исчезает. И хотя эта ветвь еще сознает свою принадлежность к роду «филина», однако новый знак благодаря своему большему сходству со стрелой, нежели с лапой птицы, получает название «стрела»


Эволюция тамг рода Кукиных

В этом классическом примере четко видно, как изменяется с течением времени родовой знак, как исчезает в нем общий тотемный элемент. Знак превращается в индивидуальный и получает собственное название, взятое из обыденной жизни, например, «стрела», ставшая знаком одной линии рода Кукиных. Со временем «прототипами» подобных знаков все чаще и чаще становятся изображения предметов быта, а тотемическая их основа забывается
То же самое произошло и с сарматскими знаками. По своему значению они были сначала родовыми, затем семейными, а потом личными» [3]

Тамги енисейских кыркызов также претерпевают изменения, связанные, скорее всего, с борьбой за власть внутри эля и постепенной децентрализацией государства. Возможно отход тамг от каноническогой основной тамги, отражает не только процесс усложнения тамг со временем и превращение их в родовые и семейные тамги, но также и процесс дезинтеграции вечного эля


Усложнение тамг кыркызов

Последующие тамги, возможно, отражают постепенное отдаление [условно] "мужской" и "женской" части эля кыркызов


Отдельные [условно] "женские" и "мужские" тамги эля кыркызов

В результате политических процессов как внутри кыркызэля, так и в Великой Степи, к власти, возможно, приходят представители [условно] "женского" крыла государства во главе с родом Умай-бегов. В их (возможной) тамге присутствует только "женский" символ, некогда основной тамги эля кыркызов. Тамга отражает политическую систему (0 →1, 2, 3) отраженную в китайских источниках: "Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Амии Бей. Они управляли всеми государственными делами". Эта же схема (0 →1, 2, 3) присутствует у близких к енисейским кыркызам ойратов: Чорос →Дэрбэт, Хошоут, Торгоут (позже Хойт заменяет Тогоут).
Следует отметить, что для надписи Е2 был использован ("женский") оленный камень, а для надписей Е51 (по другому варианту серый песчаник) и Е109 - красный ("женский" цвет) песчаник


Возможная тамга Умай-бегов (кагана Барс Бега)

Если авторская интерпретация угадывает прошлое (прошлое можно только каким-то чудом угадать, но никак ни точно знать), то надписи с возможно более ранними тамгами, были сделаны до 711 года, когда был убит Барс Бег


Киргизский узор "Умай"

Собственно до того как политический дискурс о незыблемости теории заимствования письма у согдийцев (тюрки ближе к согдийцам, чем кыркызы) возобладал в российской колониальной тюркологии, считалось, что енисейские надписи более древние, чем монгольские или семиреченские

Примечания
1. Тамги и цифровые обозначения памятников по Д.Д.Васильев. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея (Ленинград, 1986)
2. У представителя катунского рода Тоньюкука на поминальной стеле изображен женский знак - тамга, треугольник углом вниз (С.Е.Малов Памятники древнетюркской письменности. Москва, Ленинград, 1951). Возможно ли читать слитное türksir в его надписи, как türkisir, где isir - множественное число от isi/iši - ‘женщина, знатная дама, жена знатного лица’, Тем более, что по версии С.Г.Кляшторного сиры позже стали именовать себя qïbčaq - ‘носитель [условно] "женской" "земной" благодати’ (по Кляшторному ‘кыпчак’ обозначает ‘никчемный’)
3. Виктор Драчук. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена (Москва, 1976)


"Женские" петроглифы Чулуута, северо-западная Монголия

Категория: Turks | Добавил: elbilge (03.02.2010)
Просмотров: 4462 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 620
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz