Основная тамга вечного божественного эля кыркызов
Элери Битикчи
По мнению автора, основной тамгой, которая может по современным европейским понятиям считаться гербом государства енисейских кыркызов, является следующая первоначальная тамга
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/qyrqtamga.gif)
Основная тамга ‘qïrqïz bäŋgü täŋri el’ - вечного божественного эля кыркызов
Автор исходит из следующих субъективных выводов
В енисейских надписях кыркызов существуют вариации основной тамги [1]
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/tamga11.gif)
Варианты основной тамги эля кыркызов: по степени усложнения снизу вверх
В VI в. н.э. китайские источники сообщали: "Племя цзянькунь (qïrqïz) не принадлежит роду волка. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань. (Они) сами рассказывают (о происхождении своего предка), как в глубокой древности, ниспосланный сверху Дух спарился с коровой в этой пещере"
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/inan.gif)
"Мужской" и "женский" знаки в культуре элетов
Скорее всего здесь представлен миф о создании первочеловека на Земле (пещера). Двурогая парнокопытная корова вполне может быть символом материального дуальнопостроенного мира (условно "женское" начало) и поэтому ее рога вполне могут символически обозначать данный мир. Божественное [по тогдашним понятиям] "творческое" начало (ниспосланный сверху Дух) обозначалось одной линией (условно "мужское" начало) как в тамгах, так и в письме
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/qyrqyztamga.gif)
Основная тамга вечного божественного эля кыркызов: рога "коровы" и "нисполанный сверху Дух" (у кыркызов - чтение снизу вверх)
Божественное Единое начало (одна синяя линия) и [условно] "мужское" и "женское" первоначала физического материального мира (красные парные рога коровы)
Тамга отражает дуально равнопостроенное государство кыркызов - вечный божественный эл (‘bäŋgü täŋri el’). В государствах элетов, построенных по вселенскому Единому закону, всегда выделялось правое и левое крыло (условно "мужское" и "женское" начала людской организации), каганский и катунский род: Эсен и Эште (на положении спутника, позже эштек у башкиров?) у көктюрков [2], Эсен и Тюргэш у актюрков (западных тюрков). После каганства енисейских кыркызов - quman/quban - для [условно] "мужского" крыла, qïbčaq/kimek - для [условно] "женского" крыла. Верхняя часть - это [условно] "женское" крыло-начало государства, нижняя часть основной тамги - [условно] "мужское" крыло-начало эля
В отличие от часто приводимых в пример тамг боспорских царей и сарматов, где у большинства знаков изменяется числитель, а знаменатель остается неизменным...
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/sarmat.gif)
Неизменный знаменатель и изменяющийся числитель в тамгах сарматов и боспорских царей
... у тамг кыркызов изменению подвергаются как знаменатель (условно "мужское" крыло-начало государства), так и числитель (условно "женское" крыло-начало государства)
Возможно ли предположить, что тамги Е22 (Е42, E49, Е65, Е66, Е63) - принадлежат к левому подразделению (baγ) "мужского" крыла шестисоставного будуна (altï baγ budun) кыркызов, в то время как остальные тамги отражают родственные связи, людей которым были посвящены стелы и эти связи были между [условно] "женским" и "мужским" крыльями эля кыркызов
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/tamga12.gif)
Варианты основной тамги эля кыркызов
Эти родственные связи, возможно, ограничивались схемой шестисоставного будуна кыркызов, схема которой, скорее всего, была схожей с элем огузов и с основными чжоускими триграммами (ба гуа)
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/ciphers.gif)
Цифровая организация ‘bäŋgü täŋri el’ элетов
В организации вечного божественного эля элетов, всегда прослеживалась небесная иерархия (0 →1, 2, 3), сходная с чулуутскими петроглифами и чжоускими триграммами
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/bagua.gif)
Иерархия в восьми чжоуских триграммах (0 →1, 2, 3)
При сравнении с элем огузов, тамга Е22 может соответствовать подразделению KünQan baγ у огузов (левое подразделение [условно] "мужского" крыла). Тамга Е3 (Е68, Е45) - возможно совместима с подразделением AjQan baγ и т.д.
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/oquz.gif)
‘bäŋgü täŋri el’ огузов
Приложения
Пример эволюции тамг у обских угров
«Для примера возьмем обских угров. Угр П. Кукин принадлежал к роду «филин» - и знак рода, естественно изображал его тотем - филина. Поскольку род П. Кукина когда-то уже отделился от своей основной ветви, его родовым знаком стало изображение части птицы - ее лапы. Когда же из рода выделился сам П. Кукин с семьей, он, из-за сиротства считавшийся сыном всего рода, унаследовал по традиции знак всего рода - ту же лапу филина. Младший брат П. Кукина для отличия прибавил к своему знаку отросток вверху. У сына П. Кукина отросток появляется на средней линии внутри знака. В другой линии Кукиных одна из боковых черточек вообще исчезает. И хотя эта ветвь еще сознает свою принадлежность к роду «филина», однако новый знак благодаря своему большему сходству со стрелой, нежели с лапой птицы, получает название «стрела»
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/tamgakuk.gif)
Эволюция тамг рода Кукиных
В этом классическом примере четко видно, как изменяется с течением времени родовой знак, как исчезает в нем общий тотемный элемент. Знак превращается в индивидуальный и получает собственное название, взятое из обыденной жизни, например, «стрела», ставшая знаком одной линии рода Кукиных. Со временем «прототипами» подобных знаков все чаще и чаще становятся изображения предметов быта, а тотемическая их основа забывается
То же самое произошло и с сарматскими знаками. По своему значению они были сначала родовыми, затем семейными, а потом личными» [3]
Тамги енисейских кыркызов также претерпевают изменения, связанные, скорее всего, с борьбой за власть внутри эля и постепенной децентрализацией государства. Возможно отход тамг от каноническогой основной тамги, отражает не только процесс усложнения тамг со временем и превращение их в родовые и семейные тамги, но также и процесс дезинтеграции вечного эля
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/e52.gif)
Усложнение тамг кыркызов
Последующие тамги, возможно, отражают постепенное отдаление [условно] "мужской" и "женской" части эля кыркызов
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/ara.gif)
Отдельные [условно] "женские" и "мужские" тамги эля кыркызов
В результате политических процессов как внутри кыркызэля, так и в Великой Степи, к власти, возможно, приходят представители [условно] "женского" крыла государства во главе с родом Умай-бегов. В их (возможной) тамге присутствует только "женский" символ, некогда основной тамги эля кыркызов. Тамга отражает политическую систему (0 →1, 2, 3) отраженную в китайских источниках: "Хягасский владетель имел трех министров, которые были Гйеси Бей, Гюйшабо Бей и Амии Бей. Они управляли всеми государственными делами". Эта же схема (0 →1, 2, 3) присутствует у близких к енисейским кыркызам ойратов: Чорос →Дэрбэт, Хошоут, Торгоут (позже Хойт заменяет Тогоут).
Следует отметить, что для надписи Е2 был использован ("женский") оленный камень, а для надписей Е51 (по другому варианту серый песчаник) и Е109 - красный ("женский" цвет) песчаник
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/umajbeg.gif)
Возможная тамга Умай-бегов (кагана Барс Бега)
Если авторская интерпретация угадывает прошлое (прошлое можно только каким-то чудом угадать, но никак ни точно знать), то надписи с возможно более ранними тамгами, были сделаны до 711 года, когда был убит Барс Бег
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/umaj.gif)
Киргизский узор "Умай"
Собственно до того как политический дискурс о незыблемости теории заимствования письма у согдийцев (тюрки ближе к согдийцам, чем кыркызы) возобладал в российской колониальной тюркологии, считалось, что енисейские надписи более древние, чем монгольские или семиреченские
Примечания
1. Тамги и цифровые обозначения памятников по Д.Д.Васильев. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея (Ленинград, 1986)
2. У представителя катунского рода Тоньюкука на поминальной стеле изображен женский знак - тамга, треугольник углом вниз (С.Е.Малов Памятники древнетюркской письменности. Москва, Ленинград, 1951). Возможно ли читать слитное türksir в его надписи, как türkisir, где isir - множественное число от isi/iši - ‘женщина, знатная дама, жена знатного лица’, Тем более, что по версии С.Г.Кляшторного сиры позже стали именовать себя qïbčaq - ‘носитель [условно] "женской" "земной" благодати’ (по Кляшторному ‘кыпчак’ обозначает ‘никчемный’)
3. Виктор Драчук. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена (Москва, 1976)
![](http://elbilge.ucoz.ru/videos/ana.gif)
"Женские" петроглифы Чулуута, северо-западная Монголия