Выборы в день учителя
Элери Битикчи
Выборы в местные кенеши в Кыргызской Республике совпали с днем учителя, который традиционно празднуется в первое воскресенье октября. Совпадение во многом символично, так как учительский состав школ, где расположено подавляющее большинство избирательных участков, играет огромную роль в выборах и их фальсификации. Так например в Бишкеке из 189 избирательных участков 107 находятся в зданиях школ (в некоторых школах существует несколько участков для голосования) [Эркинтоо, 26 август 2008]. Роль директоров школ и учителей в схеме выборов, показывает, что фальсификации происходят не только в Центральной избирательной комиссии и ее региональных представительствах, как это привычно считается (по крайней мере все обвинения в фальсификациях идут в эту сторону), но и на нижнем местном уровне.
Скандал, вызванный заявлением бывшей главы ЦИК К. Кабиловой, где она обвинила президентское окружение (в заявлении фигурировали имена сына президента КР Максима Бакиева и руководителя администрации президента Медета Садыркулова) в том, что оно вмешивается в ход выборов в местные кенеши, показывает, что скорее всего здесь имеет место последнее предположение. И если раньше командная система вмешивалась только в ход выборов республиканского масштаба (выборы президента, депутатов парламента), то теперь под контролем государственных чиновников оказываются также и выборы в местные кенеши. Конституция и избирательный кодекс, принятые на референдуме в 2007 году, и последующая логика ведения политики и укрепление власти партией Ак-Жол, заставляют государственный аппарат вмешиваться в ход выборов в местные кенеши, которым раньше власть не придавала особого внимания.
У директоров школ и учителей были есть и свои поводы для недовольства, так как ущемляются также и их интересы. Прежде всего, любые выборы и тем более обеспечение необходимого властям результата связаны с организацией самих выборов и его результатов, что создает дополнительные проблемы. К тому же департамент городского образования, подчиняющийся городской мэрии (мэр недавно сменил его начальника) предупредил, что аттестация директоров школ, от которой зависит их дальнейшее пребывание на этой должности, будет проводиться после выборов. Затронуты также собственные интересы директоров школ: место директора школы в Бишкеке по некоторым оценкам стоит до 2-4 тысяч долларов – такие вложения и деньги, получаемые со школы в нашей стране должны быть защищены. Раньше (взять хотя бы предыдущие выборы 2004 года) директора могли обеспечить на местных выборах победу определенному кандидату взамен на финансовую поддержку школе и ее директору, и самое главное взамен на политическую поддержку от депутата городского кенеша. Такая поддержка обеспечивала определенную защиту от проверок и аттестаций проводимых городским департаментом образования, который в свою очередь зависит от мэрии и депутат городского кенеша мог защитить помогающего ему директора. Местные выборы становились важнейшим звеном в обеспечении сохранения собственных позиций и экономических интересов директорами школ.
Фальсификация выборов возможна, прежде всего, из-за беспомощности оппозиционных партий и наблюдателей которые не могут проводить должный мониторинг выборов. Избирательные комиссии формируются задолго до выборов и их состав формируется в основном из учителей на участках расположенных в здании школ. Избирательный кодекс оставляет право за независимыми кандидатами, представителями оппозиционных партий делегировать в них и своих представителей. Однако почему-то кандидаты «не от власти» в большинстве случаев ограничиваются посылкой наблюдателей. Но даже если членом избирательной комиссии и становится представитель оппозиционной партии или независимых кандидатов, то существует множество поводов, по которому такой член может быть исключен из состава комиссии. Он может быть обвинен в пропуске заседаний комиссии, о которых его не предупреждают, или в том, что он не раздавал извещения, которых ему никто не даст, дежурства и т.д. При этом обычно председателем и секретарем комиссии выступает либо директор школы, либо один из завучей, хотя это противоречит Кодексу Кыргызской Республики о выборах, принятому на референдуме 21 октября 2007 года.Статья 11. Статус избирательных комиссий и порядок их формирования, пункт 3: Участковые Избирательные комиссии из своего состава избирают председателя и секретаря комиссии. Председателями и секретарями участковых избирательных комиссий не могут быть избраны руководители государственных и муниципальных учреждений [Кыргыз Республикасындагы Шайлоо Жөнүндө Кыргыз Республикасынын Кодекси (Бишкек, 2007) 22, 169]. Остальные члены комиссии хотя и числятся как представители различных организаций, на самом деле являются учителями той же школы, где проводятся выборы. Таким образом состав комиссии формируется из рядовых учителей, которые завершают цепочку зависимости: мэр → департамент образования → директор школы → учитель (член избирательной комиссии).
Эта цепочка также показывает роль местных элит в продвижении «кандидатов от власти», что частично зависит от местных глав государственной администрации. Скорее всего уже идет борьба между центральными властями президентской администрации, которые имеют своих выдвиженцев на местах и местными элитами за право выдвижения кандидатов в местные кенеши и даже республиканский парламент, что усиливает борьбу между влиятельными членами партии власти. Это может также привести к формированию групп интересов внутри партии как на высшем уровне, так и на местах. Известно, что Ак Жол сформирован незадолго до выборов в парламент 2008 года. Он сконструирован не по идеологическим интересам, но для удержания власти центральными и местными властными элитами. Они заключили пакты между не только непосредственно президентом и местными элитами, но также между людьми в окружении президента и их местными протеже. Возможно поэтому выборы в местные кенеши высветили борьбу между группами в окружении президента, о чем говорила в своем вытуплении госпожа Кабилова.
Отставка госпожи Кабиловой, бывшего председателя ЦИК КР, во многом также объясняется страхом личной ответственности за фальсификацию выборов. Дело в том, что новый кодекс о выборах гарантирует большую прозрачность непосредственно самому выборному процессу. Наблюдатели теперь могут снимать процесс выборов и каждый кандидат имеет право включить в состав избирательной комиссии своего представителя с правом совещательного голоса. Уже сегодня многие директора школ обращаются к властям с жалобами на невозможность выполнения нужного властям результата при таких условиях. Если раньше учителя открыто подкидывали бюллетени в урны, несмотря на крики и протесты наблюдателей, то теперь они к этому психологически не готовы, хотя им сказали, что видео и фотоматериалы не будут считаться доказательством фальсификации выборов. Поэтому достижение властями нужного результата во многом теперь зависит от Центральной избирательной комиссии и ее региональных представительств, т.к. технически фальсификация выборов теперь возможна в этих местах.
Скорее всего, схема фальсификации выборов, действующая через систему образования, показанная нами на примере цепочки мэр → департамент образования → директор → школы учитель (член избирательной комиссии), действует не только в Бишкеке, но и в других регионах страны и не только в школах. Она также характерна и для других государственных учреждений, где выступают другие подобные схемы зависимости. Из этой схемы видно, что фальсификация выборов возможна из-за слабой активности оппозиционных и независимых кандидатов в депутаты при формировании самих избирательных комиссий. Комиссии, составленные из зависимых от государства людей, вовлекаются в фальсификации уже на первичном местном уровне и региональные представительства ЦИК лишь оформляют эти фальсификации в нужный для власти результат. Оппозиционным партиям и независимым кандидатам следует с самого начала вовлекаться в политическую борьбу путем оспаривания законности формирования участковых избирательных комиссий, когда ее членами становятся в основном представители одного государственного учреждения, с председателем и секретарем – руководителями муниципального или государственного учреждения, что несомненно противоречит кодексу о выборах. Сделать это просто сверив фамилии председателей и секретарей участковых избирательных комиссий со списком работников школ и других государственных учреждений, в которых находятся участковые избирательные комиссии. Все это может быть оспорено через суды еще до выборов, в рамках закона и легитимного поля и может послужить развитию справедливой избирательной системы. Таким образом ставится вопрос о легитимности самих выборов, а не их результатов, что доказать гораздо труднее из-за закрытости информации ЦИК.
|