Чертыков М.А.
Фуюйские кыргызы (историко
-этнографический очерк)
Фуюйские кыргызы (самоназвание –
кыргыз, хэргэз, тиртиз), народ в КНР,
провинция Хэйлунцзян, уезд Фуюй.
Самый восточный тюркоязычный народ
в мире. Потомки енисейских кыргызов,
переселенных в 1703-1706 гг. в Джунгарию,
затем, согласно преданиям, они были
переселены после падения Джунгарского
ханства властями династии Цин в
Маньчжурию в 1755-1757 гг.(20-22 гг. правления
императора Цянлуна). Численность
фуюйских кыргызов на 1997г. составляла
около 1200 человек.
Согласно сообщению Гандулы Салк и
Мамбета Турду[1] , первые научные
сведения о фуюйских кыргызах были
записаны в период японской оккупации
территории Маньчжурии (1931-1945). В 1943
японская команда, состоящая из трех
человек: Тиансан (Tiansun) - медицинский
доктор, Хи Хэнгинг (He Hanging) и Ву Тянхао
(Wu Tianhao) от Далянской библиотеки,
посетили Фуюй и Вуцзяцзы во время
изучения монгольского населения на
оккупированной территории. В течении
июля 1944г. японский ученый Киу Юань
Зэнгрен (Qiu Yuan Zhengren) посещал Вуцзяцзы, с целью изучения кыргызов. Он процитировал работу прежних исследователей и ввёл в научный оборот небольшое количество первичной информации относительно фуюйских кыргызов в своей статье "Поездка к киргизам", переизданной в 1986г.
В ряд первейших упоминаний о фуюйских
кыргызах можно поставить факт
донесения советских солдат
киргизской национальности в штаб
Советской Армии, вступившей в 1945г.
в Хэйлунцзян, об обнаружении среди
местного населения людей, называющих
себя киргизами и говорящих на
понятном им языке, о чем было
впоследствии сообщено китайской
стороне.
Немногочисленные, так или
иначе, более детальные исследования
привлекли внимание к фуюйским
кыргызам [2].
Вероятно, кыргызы в Хуйлунцзяне
никогда не упоминались бы без
первого шага, предпринятого в 1952 г.
статьей Ю Иифу (Yu Yifu) «Цзи-эр-цзи-си
Ненжианговых лугов»
("Ji-er-ji-si Nenjiang Grassland"), которая
побудила впоследствии просить
признания за кыргызами статуса
национального меньшинства. Его
статья, переизданная в 1985 г., была,
вероятно, самым ранним описательным
источником о фуюйских кыргызах. Тем
не менее, как отмечает Гандула Салк
и Мамбет Турду, этот источник не
интегрирован во все исследования
до настоящего времени. Он содержит
основной материал по истории,
миграции, социальной и политической
ситуации, культуре и народной памяти,
языку, экономике, традициям и бытовой
жизни[3].
Неоценимый вклад в дело изучения
фуюйских кыргызов был внесен
китайским киргизологом Ху Чженхуа,
который, начиная с 1957г., производит
ряд полевых и теоретических
исследований по истории,
религиозной ситуации,
семейно-бытовым традициям.
Также им были тщательно
проанализированы лексические,
фонетические и морфологические
особенности языка на основе им же
собранного лингвистического
материала.
В 1967 г. советским ученым Э.Р.
Тенишевым было выдвинуто
предположение о том, что язык
фуюйских кыргызов - реликтовый
остаток языка енисейских кыргызов
ХV в., имеющий связи с языком
тянь-шаньских кыргызов и языками
Саяно-Алтайского региона, в
особенности с хакасским[4].
Следующий шаг согласно сообщению Гандулы
Салк и Мамбета Турду был предпринят Джу
Гуошенг (Ju Guosheng) в 1986 г., которая представила
некоторые выводы о причинах и времени
перемещения. Российскими археологами Л.Р.
Кызласовым [5] и Ю.С. Худяковым [6] было выдвинуто
предположение о том, что фуюйские кыргызы –
потомки переселенных монголами в ХIII в. при
Хубилай-хане в Маньчжурию енисейских кыргызов, что однако не подтвердилось.
Финский ученый Ю. Янхунен [7] совершил
ряд поездок к фуюйским кыргызам и вслед
за китайскими коллегами высказался в пользу
того, что данная этническая группа была
переселена цинскими властями в XVIII в. после
падения Джунгарского ханства вместе с
джунгарскими олётами, которых сейчас в уезде
Фуюй больше чем кыргызов.
Точка в вопросе о происхождении фуюйских
кыргызов была поставлена хакасским ученым В.Я.
Бутанаевым, который, проведя лингвистический
анализ, с привлечением историко-этнографического
материала, показал этногенетическую
преемственность фуюйских кыргызов и хакасов
от енисейских кыргызов. Однако до сих пор
окончательно не решен вопрос об исторической
судьбе енисейских кыргызов в составе
Джунгарского государства и обстоятельств их
переселения в Маньчжурию.
Некоторые сведения содержатся в небольшой
статье коллектива авторов - С.Г. Скобелева,
Чжан Тайсяна, А.А. Шамаева, посвященной родовому
составу фуюйских кыргызов [8].
В мае 1997 г. польская исследовательница Гандула
Салк совместно со специалистом по киргизской
поэзии от Синьцзянской Академии Социальных
Исследований Мамбетом Турду была совершена
поездка к фуюйским кыргызам, результатом
которой стала их совместная работа ««Фуюйские
кыргызы» согласно современной ситуации и
легендарному прошлому», где были даны сведения
об основных этапах бытования фуюйских кыргызов
в Хэйлунцзяне. Была проведена работа по сбору и
анализу сохранившихся устных преданий о прошлом
фуюйских кыргызов, произведен анализ современной
ситуации, представлен широкий историографический
обзор изучения данной этнической группы. Работа
Гандулы Салк и Мамбета Турду была использована
автором как основной источник по истории изучения
и современному состоянию фуюйских кыргызов для
написания данной статьи.
Уезд Фуюй, где живут кыргызы, расположен в 300
км к северо-западу от г. Харбина, на левом берегу
реки Неньцзян в провинции Хэйлунцзян, занимающей
северо-восточную часть КНР. На востоке уезд
граничит с уездом И-ань, на юге - с уездом Линьдян
и г. Цицикар, на западе - с окраинами г. Цицикар и
отделен от уезда Ганьгань рекой, на севере
граничит с уездом Нэхэ. Кыргызы встречаются
также в Хайларе вблизи уезда Фуюй. Уезд находится
в 124° – 125°2' восточной долготы, 47°1' – 48°16' северной
широты. Протяженность с севера на юг 74,4 км, с
востока на запад 74 км, общая площадь – 4026 км2. 739,26
км2 занято под земледелие, 1025,64 км2 – пастбища и
уезд считается земледельческо-скотоводческим в
экономическом плане. На 1979 г. численность
населения уезда – 270000 человек, в их числе:
китайцы, маньчжуры, монголы, дунгане, корейцы,
дауры, кыргызы, эвенки, сибо, мяо, чжуан и еще 11
этнических групп. Численность малых народов
около 22 тысяч человек. Группа кыргызов местечка
Вуцзяцзы («пять дворов»), проживающая в коммуне
«Дружба», уезда Фуюй, является самой многочисленной.
Коммуна находится в 12-13 км от поселка Фуюйсянь.
Через нее проходит железная дорога Цицикар–
Неньцзян темир. Численность коммуны – около
650 человек, из которых более половины китайцы,
одна треть кыргызов, а также монголы, дауры,
маньчжуры. Вообще фуюйские кыргызы подразделяются
на 9 групп. Еще одна группа проживает в местечке
Цицзяцзы («семь дворов»), - 15-16 км к северо-востоку
от Фуюйсяня. Через нее проходит железная дорога
Цицикар–Бэй`ань. Кыргызы переселялись в Цицзяцзы,
начиная с 1920-30 гг. из Вуцзяцзы и других мест[9].
Согласно официальной переписи в 1952 г. в графстве
Фуюй было зарегистрировано 455 кыргызов. Местная
перепись в 1979 г. показала 614 человек. Финский ученый
Ю. Янхунен, сообщая об официальной переписи 1982 г.,
указывает, что, в то время как 788 кыргызов проживало
в районе уезда Фуюй, 65 кыргызов жило в г. Цицикар и
приблизительно 21 фуюйских кыргызов было рассеяно
по Северному Китаю. В 1990 г. кыргызов в Хэйлунцзяне
насчитывалось до 1451 человек [10], в число которых
возможно входят представители тянь-шаньских
кыргызов, проживающих во множестве в западных
районах Китая. В 1997 г. количество кыргызов в уезде
Фуюй достигало 1200 человек [11].
Фуюйские кыргызы самый восточный тюркоязычный
народ в мире. Лексические показатели языка
фуюйских кыргызов, как было доказано И.И. и В.Я.
Бутанаевыми, полностью идентичны особенностям
словарного состава хакасского языка и ближе
всего соответствуют сагайскому диалекту [12]. Только
для языков фуюйских кыргызов и хакасов характерен
признак «з» в середине и конце слов, а также
начальный сонант "н" [13]. Кроме того, у хакасов и
фуюйских кыргызов полностью совпадает древняя
номенклатура родства.. Совпадает характерное
только для хакасов и фуюйских кыргызов
происхождение понятий. Сохраняется общий для
обоих народов набор слов, не повторяющийся ни в
одном другом языке.
По родовому составу фуюйские кыргызы
сближаются с сагайцами и бельтырами –
хакасскими субэтническими группами, что
дает основание считать их потомками кыргызов
Алтырского улуса (на что указывает также
наличие рода гиргиз/орттыр). Они подразделяются
на следующие роды: билтир, иниг, табан, гапхын,
гиргиз или орттыр и сандыр, названия которых
полностью аналогичны хакасским сеокам пилтiр,
iчеге, табан, хапхын, хыргыс и сайин [14].
За время пребывания в Маньчжурии в изоляции
от остального тюркоязычного мира фуюйские
кыргызы сохраняли на протяжении четверти
тысячелетия свой язык. Живя в иноязычном,
преимущественно монголоязычном окружении,
кыргызы к середине ХХ в., когда появились
первые исследователи, стояли на стадии
«координатного (согласованного) двуязычия»,
который переходил в типичное «подчиненное
двуязычие» [15]. Во второй половине ХХ в. с
распространением китайского образования
и роста численности собственно китайцев -
ханьцев в уезде фуюйские кыргызы стремительно
утрачивают родной язык. Язык фуюйских кыргызов
бесписьменный.
До середины ХХ в. в среде фуюйских кыргызов
сохранялись древние языческие верования,
которые были потеснены с проведением земельной
реформы в Китае, а также внедрением новой
идеологии. В историческом прошлом, несомненно
то, что фуюйские кыргызы попадали под влияние
ламаизма, но так и остались язычниками. В прошлом
у фуюйских кыргызов были шаманы («кам»). Были
распространены культы «аобао» («Aobao») -«груда камней
для того, чтобы поклоняться духам горы»,
«тайбайлиджингксин» («Taibailijingxin») - культ поклонения
духам горы, «ха хас» («Ha Has») - поклонение священному
дереву (вяз или береза) [16]. Кыргызы совершали
обряды поклонения предкам и некоторым божествам,
сопровождавшиеся жертвоприношениями, особенно
когда кто-либо из кыргызского сообщества был
болен. Одним из главных божеств признавался Бог
Змеи, в честь которого до земельной реформы (в
уезде Фуюй земельная реформа проходила с 1947 по
1948 гг.). Каждое домашнее хозяйство обычно имело
изображения, или подобные марионетке символы,
сделанные из ткани, многие из которых были
змееподобными и вешались на стенах. Кроме того,
кыргызы ежегодно после Нового Года в середине
января совершали обряд сожжения двух груд
экскрементов крупного рогатого скота, что
называлось жечь «следы волчьего дыма» [17]. В
прошлом жечь «следы волчьего дыма» означало,
по свидетельству фуюйских кыргызов, сигнал
опасности, для оповещения воинов, которые, увидев
дым, собирались в назначенное место, и имеет
исторические корни в боевом прошлом фуюйских
кыргызов и Джунгарского ханства. Однако после
проведения земельной реформы данная традиция
прервалась, а экскременты домашних животных
стали использовать для удобрения почвы [18].
Причем груда экскрементов, накопленная за
100 лет, образовала холм, которого хватило на
удобрение 2997 км2 полей.
Кроме того, есть сведения о бытовавшем
представлении о преобладающем «Небе-Вселенной»
- необъяснимом небесном универсуме, ответственном
за вечную жизнь природы. Кыргызы осмысливали
себя как часть сил природы, адресовали все свои
надежды к Небу-Вселенной. Небо-Вселенная в
понимании фуюйского кыргыза выступало как
причина для необъяснимого и, в то же время, как
избавитель от человеческой боли и тоски,
выступая гарантом вечности, избавителя от
эсхатологических страхов. В то же время символ
дерева с помещенными на нем душами предков в
форме птиц, действовал как символическая связь
с этой всемогущественной инстанцией [19].
Похоронная церемония сопровождалась танцами
и пением шамана, который по представлениям
фуюйских кыргызов помогал мертвому в опасном
пути в загробный мир [20].
Семейно-брачная традиция фуюйских кыргызов
предусматривала родовую экзогамию, сочетавшуюся
с этнической эндогамией. Эндогамия поддерживалась
также цинским запретом вступать в брак с другими
этническими группами, что отрицательно
сказывалось на количестве потомков, но, в то же
время, не позволяло раствориться в иноэтничном
окружении. Однако небольшое количество кыргызских
семей не позволяло в полной мере соблюдать
эндогамные запреты, что выражалось в
распространении браков между кыргызами и
соседними монголоязычными этническими группами
(главным образом с олётами). Присутствовал левират.
О браке договаривались родители жениха и невесты,
при этом, не считались с мнением молодых. Развод
осуждался как общественный позор. За невесту
сторона жениха платила выкуп. В течении свадебных
церемоний жених шел в дом невесты, где должен был
вести себя ласково по отношению к родителям и
родственникам невесты. После того, как жениху
отдавали невесту, они поклонялись небесам и земле.
Когда они возвращались вместе в дом жениха, то на
дороге невесту встречали 4-5 всадников, которые
приветствовали ее в новом постоянном месте
жительства [21].
По внешнему виду фуюйские кыргызы заметно
отличаются от своих соседей. Большинство имеет
заметно светлый цвет кожи, европеоидный склад лица.
Есть семьи, где у людей даже сохранились голубые
глаза, рыжие и светло-каштановые волосы [22].
Сведения о современных особенностях хозяйства
разнятся между собой. Так по сообщению Ю. Янхунена
образ жизни фуюйских кыргызов не отличается от
окружающего их населения - как от пришлых олётов,
так и от исконных жителей Маньчжурии – маньчжур и
дагур. Основным занятием фуюйских кыргызов
является хлебопашество и огородничество [23]. По
сообщению же С.Г. Скобелева, Чжан Тайсяна, А.А.
Шамаева, до сих пор фуюйские кыргызы заметно
отличаются в хозяйственном плане от соседей:
«Почти все держат молочных коров, изготовливают
все виды молочной продукции (в том числе курт и
айран)» [24].
Традиционным видом хозяйства фуюйских кыргызов
было отгонное скотоводство. Держали лошадей, овец,
коров. Занимались охотой, на которую выезжали на
лошадях в сопровождении собак. Из устных преданий
известно, что выращивать зерно фуюйские кыргызы
стали с середины XIX в.. В начале ХХ в. переняли у
китайцев искусство разведения пчел [25].
Жилищем фуюйских кыргызов в прошлом была юрта, но примерно в середине первой половины XIX в. стали переходить к стационарным постройкам – глиняным фанзам. Традиционный вид стационарных построек - одноэтажное двухкомнатное здание с печью, встроенной в перегородку между комнатами. Обогреваемое печью место считается почетным и называется «канг». Жилища ориентированы фасадом на юг – подветренную сторону. Единственное окно обращено на запад. К жилищам примыкают пристройки для домашних животных [26].
В прошлом фуюйские кыргызы носили свободную одежду с длинными рукавами и поясом. Женщины носили одежду с цветочными вышивками. И женщины и мужчины носили шапку (кырг. «хамотемагал»), сделанную из белого материала, защищавшую летом от комаров, а зимой шляпу из меха ягнят. Богатые члены кыргызского общества носили лисьи шапки. Зимний гардероб состоял главным образом из кожаной одежды (кырг. «халами»), преимущественно из овчины, в то время как богатые кыргызы носили лисьи шубы [27].
Традиционные музыкальные инструменты,
по-видимому, аналогичны хакасским хомысу (струнный
инструмент) и хобрах (вид флейты). Были
зафиксированы две песни на кыргызском языке [28], а
также текст еще одной кыргызской песни, не
сохранившейся на кыргызском языке.
Фуюйские кыргызы – потомки енисейских кыргызов,
переселенных в 1703-1706 гг. из Хакасско-Минусинского
региона в Джунгарию. После ожесточенной вековой
вооруженной борьбы против русской колонизации
енисейские кыргызы оставили землю, на которой
они проживали более тысячелетия. В то время как
русские казаки захватили всю Сибирь и дошли до
Аляски, на протяжении 100 лет они были вынуждены
обходить владения енисейских кыргызов, и более
того считаться с постоянным источником угрозы
русскому могуществу в Сибири. Во время борьбы с
российским государством енисейские кыргызы
потеряли в живой силе больше, чем все остальные
сибирские народы вместе взятые [29].
Самые ранние упоминания о кыргызах относятся
к концу III в. до н.э. Во времена своего
великодержавия енисейские кыргызы владели
огромными территориями Центральной Азии и Сибири,
создав государство по своему могуществу не
уступавшее другим империям Великой Степи. Не
смотря на последующее монгольское владычество
и тяжелые поражения, а также на значительное
сокращение численности, енисейские кыргызы
сохранили позиции в своей вотчине – Южной Сибири
и являлись порой непреодолимой силой для многих
могущественных завоевателей. В начале ХVII в.
русские казаки - опора не только имперских амбиций
московских владетелей, но и экономических
интересов купечества, во время движения на
восток впервые знакомятся с енисейскими кыргызами,
сразу же испытав на себе остроту кыргызского
оружия.
В 1606г., жена кыргызского князя Номчи во время
переговоров в Томске с воеводами была ограблена,
что положило начало столетней войне. Вот как
данное обстоятельство оценивал этнограф ХIX в.
Клеменц Д.А.: «…жестокости и злоупотребления при
сборе ясака доводили до отчаянья и поэтому редкий
год проходил без того, чтобы какие – нибудь
инородцы не восставали против русских. Примеров
подобных восстанiй крайне много и все они
буквально были потоплены в крови. Были примеры,
что воеводы зазывали к себе в гости влиятельных
инородцев, князьков якобы для угощения и вместо
этого иногда избивали их; в других случаях
заковывали и отсылали за Урал, в Москву, где и
пропадали без вести.
Сибирь обогащала Московскую казну соболями и
чернобурыми лисицами, но отправляла в этот далекий
край, очевидно, таких служак, которые в самом
Московском царстве были неудобны. Вскоре после
основания города Томска явился туда представитель
енисейских киргизов с женой и просил принять
киргизский народ под высокую руку Московского
царя. Объясачить без боя и без сопротивленiя такой
энергичный народ, как киргизы, было бы находкой для
Московского государства; киргизов теснили с одной
стороны Алтын-ханы халхаскiе, с другой – калмыки
джунгарские. Воеводе только стоило прилично их
образом принять это предложенiе и тогда для русской
колонизации открылся бы свободный доступ в одну
из лучших и плодороднейших местностей Сибири; но
воевода начал с того, что велел с плечь киргизкой
княжны стащить соболью шубу. Киргизские депутаты
прекратили всякие переговоры, уехали назад и с тех
пор сделались непримиримыми врагами русских» [30].
Позиция сибирских воевод была непреодолимым
препятствием для мирного сосуществования русских
с кыргызами, придерживающихся традиционных
воинских понятий о чести. Все попытки наладить
мирное сосуществование приводили к новым
претензиям на контроль над кыргызскими кыштымами
– гражданами этнополитического союза Хонгорай,
возглавляемого кыргызами. Вековое вооруженное
противостояние вело к тому, что енисейские кыргызы,
резко выделявшиеся своей воинственностью, стали
постоянным источником международных споров и
претензий сначала между российским государством
и государством Алтын-ханов, а после того, как
джунгары совместно с енисейскими кыргызами
разгромили Алтын-ханов - между российским
государством и Джунгарским ханством – сильнейшим
государством Центральной Азии.
Приграничные с
владениями енисейских кыргызов российские города
постоянно подвергались нападениям. Кыргызы
действовали порой совместно с джунгарами, тем
самым, закрывая перспективы российско-
джунгарского союза против цинского Китая. На
фоне бесконечных взаимных грабительских набегов
русских и кыргызов, русско-кыргызский конфликт
являлся постоянным предметом обсуждения послов
Джунгарии и России.
Этнополитический союз Хонгорай (русское
название – «Киргизская землица») возглавляемый
кыргызами показал большую устойчивость к внешним
ударам, являясь основой этногенетических
процессов, приведших впоследствии к интеграции
кыргызских и иных субэтнических элементов
Хонгорая в хакасский этнос. Енисейские кыргызы
также вошли в состав волжских калмыков,
участвовали в этногенезе алтайцев, тувинцев.
Кроме того, делаются предположения об участии
енисейских кыргызов в этногенезе иркутских бурят,
халха-монголов, казахов верховьев р. Иртыш и
калмак-кыргызов района Эмель-Гол (Чугучак)
провинции Синьцзян КНР [31].
Галдан Бошокту-хан, правивший Джунгарией с 1671
по 1697 гг., в конце своего правления постоянными
войнами с казахами и маньчжурами практически
истощил страну. Новый джунгарский контайша
Цеван-Рабдан получил от своего предшественника тяжелое наследство. Необходимость укрепления позиций на международной арене заставило пересмотреть некоторые важнейшие моменты в отношениях с Россией, Казачьей Ордой и цинским Китаем. Дипломатические усилия проходили на фоне подготовительных действий цинского Китая к захвату территории Джунгарии.
Джунгарско-казахские столкновения, начавшиеся
с джунгарского нападения на казахов в 1698 г., к 1702г.
привели к тому, что казахами было организовано
нападение как на Джунгарию, так и на кочевья
волжских калмыков. Несмотря на то, что нет
сведений о крупных военных столкновениях после
1703г., на джунгарско-казахской границе оставалось
неспокойно [32]. Кроме того, тянь-шаньские кыргызы
недовольные имперской политикой джунгар, были
готовы к вооруженному восстанию на юго-западных
границах Джунгарии.
Самой больной точкой взаимоотношений между
Россией и Джунгарией был кыргызский вопрос,
усугубленный важным геополитическим значением
их территории. В конце XVII – начале XVIII вв. борьба
коренных жителей против российского колониализма,
возглавляемая кыргызами, в очередной раз вошла в
активную фазу. Енисейские кыргызы и другие
субэтнические группы Хонгорая, действуя
совместно с джунгарами, ознаменовали начало
нового века серией набегов на Томский уезд и
Кузнецк, готовили широкомасштабное наступление
на Красноярск и Томск [33].
Цинский двор отводил важное место в борьбе с
Джунгарским ханством подчинению народов
Саяно-Алтайского региона своей власти, преследуя
цель лишить джунгар поддержки со стороны
населения Саяно-Алтая, угрожать Джунгарии
с севера, закрепиться в важном в геополитическом
плане регионе – «подбрюшье» русского влияния в
Восточной Сибири. Сразу после поражения Галдана
Цины начали проникать в Урянхай (Тува).
В 1698г. 3 тыс.
армия монголов, подданных Цинам, вторгается в
улус алтырского князя Даин Ирки [34]. Кыргызы успешно
противостоят вторжению. Из донесения томских
служивых людей известно, что в 1701г. в районе оз.
Убсу-Нур кочевал «Лоджан хан и его монгольские люди»,
которые «разорили потом без остатку Калмыков и
Киргиз многолюдство» [35]( речь видимо идет о Сунжин
Белей хане – сыне Алтын хана Лоджана - М.Ч.). Таким
образом, маньчжурская экспансия серьезно угрожала
енисейским кыргызам. 3 тыс. войско цинских монголов
было крупнейшим вражеским нашествием на енисейских кыргызов за последнее столетие, несравнимое с нашествиями русских отрядов, численность которых в худшем для енисейских кыргызов случае едва превышала 900 казацких и татарских воинов.
В начале XVIII в. Цеван-Рабдан, учитывая
осложнившуюся политическую обстановку в
Центральной Азии, а также опасаясь возможности
захвата цинскими войсками населения Хонгорая [37],
решил переселить енисейских кыргызов к своей
ставке в Или-Иртышское междуречье. Переселению
предшествовало посольство от Цеван-Рабдана к
Петру I (1701-начало 1703гг.), в ходе которого предметом
переговоров были енисейские кыргызы. По
кыргызскому вопросу Петр I проявил жесткую
позицию, приказав воеводам Томска, Красноярска
и Кузнецка «кыргызских людей смирить войною тремя
городами» [38], что также послужило дополнительным
мотивом к переселению енисейских кыргызов.
Несмотря на активизацию действий в 1701-1702гг.
русских войск против кыргызов, анализ источников
показывает, что походы, совершаемые на северные
владения кыргызов, имели ограниченный успех и не
ставили кыргызов в критическое положение.
Следовательно, русский фактор не являлся основной
и единственной причиной переселения населения
Хонгорая в Джунгарию в 1703г.
Енисейские кыргызы с Джунгарским ханством были
в отношениях «албату» - покровительство за военную
службу и неоднократно привлекались джунгарами
для ведения боевых действий. Джунгария после
галдановых войн особенно остро нуждалась в
людских ресурсах.
Посланные в Хонгорай представители контайши,
ставя перед собой цель - примирить кыргызов с
русскими, старались делать как можно меньше
уступок русской стороне, опасаясь потерять
доверие кыргызов и тем самым подтолкнуть их к
отложению от джунгарского подданства и принятию
ими помощи от цинского Китая в борьбе с русской
экспансией. Например, в 1702г. представитель контайши
Арамжама, как и его предшественники, отказал в
удовлетворении претензий томских посланцев о
возмещении ущерба, нанесенным кыргызским набегом
на Томский и Кузнецкий уезды, и наказании виновных,
указывая на то, что «на Чулымцов надлежит ясак
сбирать на контайшу»[40].
В условиях войны на два фронта Джунгария не могла
себе позволить потерять хороших воинов и источник
поступления пушнины. Джунгары также опасались
допустить завладения Цинами населения Хонгорая и
открытия северного фронта. Тем более в недавнем
прошлом енисейские кыргызы в ответ на агрессивные действия Алтын-хана и его переговоры с Россией отложились от Алтын хана и совместно с джунгарами взяли его в плен в 1667г., тем самым, положив конец его государству.
далее >>>
Примечания:
1. Gundula Salk, Mambet Turdu. The “Fu-Yu Girgis” according to the present-day situation and the legendary past. – Jagbellonian Universitety Institute of Oriental Philology, Cracow, 1998. – С. 15. (на английском языке)
2. Там же. – С. 55.
3. Там же. – С. 15.
4. Тенишев Э.Р. О языке кыргызов уезда Фуюй.//Вопросы языкознания, 1961 - № 1 - С.88-95.
5. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984. С.98.
6. Худяков Ю.С. Кыргызы в Центральной Азии.//Вопросы этнической истории кыргызского народа. - Фрунзе, 1989 - С.29-40.
7. Янхунен Ю. К вопросу о зарубежных хакасах.//Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии. - Абакан, 1994 - вып.1 - С.99-107.
8. С.Г. Скобелев, Чжан Тайсян, А.А. Шамаев. Роды фуюйских кыргызов//Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Сб. мат. респ. науч. конференции «Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. – Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. – С. 76-78.
9. Ху Чженхуа. Хэйлунцзян провинциясындагы Фуюй уездинин кыргыздары. Борбодук улуттар
университети,1981-жыл. – С. 2-3.(на кыргызском языке)
10. Gundula Salk, Mambet Turdu. The “Fu-Yu Girgis” ... – С. 22.
11. Там же. – С. 22.
12. Бутанаева И.И., Бутанаев В.Я. Актуальные проблемы истории тюрков Саяно-Алтая// История стран Центральной Азии - совместное видение методологических проблем. Выпуск 1. – С. 124-125.
13. Там же. – С. 124-125.
14. Бутанаев В.Я. К вопросу о Кыргызско-Хакасских этнографических связях//Кыргызы: этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. (Материалы Международной научной конференции, посвященной 1000 летию эпоса "Манас" 22-24 сент. 1994 г.)- Бишкек: Кыргызстан, 1996. - С. 120.
15. Hu Zhen-hua, Guy Imart. Fu-Yü Gïrgïs: A tentative description of the easternmost Turkic language (Papers on Inner Asia), Bloomington, Indiana, 1987. – C. 3.
16. Gundula Salk, Mambet Turdu. The “Fu-Yu Girgis” ... – С. 45.
17. Там же. – С. 45.
18. Там же. – С. 46.
19. Там же. – С. 47.
20. Там же. – С. 47.
21. Там же. – С. 37-41.
22. С.Г. Скобелев, Чжан Тайсян, А.А. Шамаев. Роды фуюйских кыргызов//Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. Сб. мат. респ. науч. конференции «Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития. – Абакан: изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998. – С. 77.
23. Янхунен Ю. К вопросу о зарубежных хакасах//Проблемы сохранения природы и историко-исторического наследия. Абакан: АГПИ. Редакционно-издательский отдел, 1994. – С. 103.
24. С.Г. Скобелев, Чжан Тайсян, А.А. Шамаев. Роды фуюйских кыргызов… - С. 77.
25. Gundula Salk, Mambet Turdu. The “Fu-Yu Girgis” ... – С. 30.
26. Там же. – С. 42-43.
27. Там же. – С. 43.
28. Там же. – С. 42.
29. С.Г. Скобелев. Демография коренных народов Сибири в XVII - XX вв.: колебания численности и их причины
30. СПОИВ, ф.28, оп.1, д.1, л. 9.
31. Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000. – С. 179.
32. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи (XVII-XVIIIвв.). – Алма-Ата: Гылым, 1991 – С. 64.
33. СПОИВ, ф. 28, оп. 1, д. 2., л. 2 об.; АРНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, ф. FIV, оп. 324, д. 5006, л. 172.
34. Моисеев В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в 18 в. – М.: Наука. Гл.ред.вост.лит., 1983. – С. 32.
35. СПОИВ, ф. 28, оп. 1, д. 2., л. 3.
36. СПОИВ, ф. 28, оп. 1, д. 2., л. 3об.
37. Моисеев В.А. Цинская империя и народы Саяно-Алтая в 18 в. … – С. 34.
38. Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов… – С. 174.
39. Чаптыкова Н.Н. Борьба вокруг «Киргизской земли» в XVII веке – СПб.: Нестор, 1999. – С. 14.
40. АРНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, ф. FIV, оп. 324, д. 5006, л. 175 об.
далее >>>
|