Происхождение тюркского алфавита
Кукен Оймочу и Элери Битикчи
Введение
Существует две главные гипотезы о происхождении тюркского «рунического» письма. Большинство авторов писавших об этом, предполагают семитское происхождение письменности, унаследованное тюрками через иранские или греческие прототипы («гипотеза заимствования»). Остальные исследователи приводят аргументы в пользу автохтонного изобретения письма, которое развилось из идеографических или пиктографических знаков, включая тамги («автохтонная гипотеза»). Обе стороны не исключают взаимного влияния и зависимости обоих источников происхождения. Обе гипотезы не обеспечивают объяснения происхождения всех букв алфавита (таблица 6).
Без подробного углубления в предыдущие гипотезы и мнения, мы хотели бы предложить гипотезу о том, что происхождение тюркской «рунической» письменности генетически связано с цивилизацией, которая начала складываться в период Шан-Инь и Чжоу (II – I тысячелетия до н.э.). Происхождение упомянутых династий и культур до сих пор остается неясным, но их культурные кластеры распространились среди многих народов и культур в Восточной Евразии.
По нашему мнению, тюркские народы являются носителями (некоторых) традиций культур Шан-Инь и Чжоу и происхождение тюркской письменности близко соотносится к двум основополагающим элементам чжоуского канона ‘Чжоу и’ – линии и прерванной линии. Линия и угол (прерванная линия → угол) образуют все буквы тюркского алфавита, иногда с изогнутыми вариантами: кривая линия и полукруг (изогнутый угол). Учитывая все это, мы хотели бы назвать тюркскую «руническую» письменность линейно-угловой.
Поднятие нового вопроса о происхождении тюркского письма от первичных элементов гексаграмм ‘И цзин’, требует выдвижения двух групп аргументов в поддержку предложенной гипотезы. Первая группа касается внутренних связей в конструировании всех букв тюркского алфавита, которое базируется на технике оперирования двумя предложенными элементами, их связь с языком и письмом. Вторая группа касается поиска информации, которая поможет связать тюркскую культуру с некоторыми отличительными характеристиками, оставшимися от цивилизации Шан-Инь и Чжоу. Исходя из этого, мы разделили статью на две части, описывающие вышепоставленные группы задач.
Важное замечание: В данной статье мы использовали как реальные, так и народные этимологии и значения тюркских слов, которые могли быть использованы в создании легенд и мифологий в древние и средние века.
|