Новая милицейская сказка
Для начала. Однажды я услышал про
следующее исследование. Проходило оно в Германии, где исследованию подверглись
три поколения немцев. Дедам, сыновьям и внукам задавался один и тот же вопрос:
что делали немцы, когда через их населенные пункты проходили заключенные
концлагерей. Старшее поколение в основном молчало, не признаваясь в том, что
они кидали в них камни, плевались и всячески издевались. Их сыновья
рассказывали правду о том, что делали их отцы и про их негуманное отношение к
пленным. Что касается внуков, то они рассказывали сказки про то как их деды
помогали заключенным, рискуя своим положением и возможно даже жизнью, кидали им
еду и, если это было возможно, теплые вещи
Психологи сделали вывод о том,
что первому поколению было стыдно за
то что они творили в свое время, их сыновья порицали их за это и говорили всю правду о деяниях своих отцов.
Самое младшее же поколение внуков, придумывали истории о героизме своих дедов,
не потому что хотели соврать, потому что
они не представляли какое-то другое отношение к заключенным концлагерей и
поэтому, идеализируя своих дедушек, рассказывали о том, что те должны были сделать…
После 7 апрельских событий 2010
было интересно узнать реакцию милиционеров и их видение ситуации и собственных
действий. Не было и намека на раскаяние или сожаление. Были обычные отговорки о
приказе, субординации и долге, которые уже давно не принимаются во внимание
после прецедента Нюрнбергского процесса. Говорили о том, что если бы был Конго
и нормальное командование – они бы в два счета разогнали восставших; о том, что
пасмурная погода помешала эффективному распылению газов; что БТР был обстрелян
особыми пулями, от чего все кто был внутри погибли от резонансных волн,
несовместимых с жизнью; что все кто избивал Конго постепенно пропадают
бесследно
– и другие подобные истории
Недавно услышал историю которую
один милиционер рассказывал другому, что в Таласе ОМОНовцы отказались стрелять
в народ, несмотря на крики и угрозы Конго, и что он даже выхватив пистолет, выстрелил
двоим из них по ногам. Эта такая же сказка, как и та, что милиционеры могли бы
победить 7 апреля. Другое дело, что эта история очень похожа на сказки немецких
внуков, когда они приписывали своим дедам, то что те должны были сделать, чтобы считаться людьми. И если такие истории,
о том, что милиционеры должны были
сделать 6-7 апреля – а именно ни при каких условиях не стрелять в свой народ,
то это значит только одно – милиционеры осознают постепенно, что они должны делать, или по крайней мере,
чего они не должны делать
И если сравнить с последними событиями в Жаңаөзене,
где милиция «исполняла свой долг», то становится понятным возникновение
сказания о двух раненных в ногу ОМОНовцев. Если в нашем обществе большинство (в
том числе и нынешний режим) осудило действия силовых структур, то в соседнем
Казахстане мы видим обратную картину. Общество и подвластные Назарбаевскому
режиму СМИ одобрило действия силовиков и осудило выступления «зажравшихся»
нефтяников. Похоже казахстанцы еще не скоро услышат «новую милицейскую сказку»
|