Мифические существа в киргизской культуре
Элери Битикчи
Это особый мир между духовным и материальным мирами, в котором действуют «кайып’ы» (кайып эрен’ы, кайберен’ы) и сродни чилтен’ам (или кырк чилтен) – сорок существ, якобы незримо живущих среди людей и обладающих сверхъестественной силой. Некоторые из них известны и почитаемы до сих пор Кыргызата – покровитель киргизов, киргизского народа Чолпоната – покровитель овец, перен. овцы (общее название) Камбарата - покровитель лошадей, перен лошади (общее название) Чычаңата – покровитель коз, перен. козы (общее название) - в южном варианте - Карасаната Ойсулата – покровитель верблюдов, перен. верблюды (общее название) Кайберената – покровитель диких жвачных животных Кувагыш – прародитель собак, дух-покровитель собак
В результате дальнейшего развития появляются духи – покровители, связанные после знакомства киргизов с христианством, исламом и другими религиями и верованиями, которые господствовали в Центральной Азии до их прихода Коосул азам – покровитель путников Баба Дыйкан – покровитель земледелия (выступает в образе крупной зер-ноядной птицы, - фазана, голубя и т.п.) Дөөтү ата – покровитель ремесел (от библейского имени Давид, который считался покровителем ремесел) Чилде Баба – дух, насылающий мороз в самое холодное время года – чил-де (чилде обозначает также и самое жаркое время года) Суу атасы Булак – хранитель вод Аксанатай и Карасанатай – духи, которые отличали правду и ложь, соответствовали хорошим и плохим пожеланиям. Присутствует заимствованный у иранских народов Гунда - отдельный дух-покровитель всего сущего. Ай-Гунда, жер-Гунда, кара-Гунда, сары-Гунда, встречаются в заговорах от укуса змеи и ядовитых насекомых
Эти покровители, особенно покровители диких животных, следили не только за благополучием «вверенных» им существ, но и могли наказывать тех, кто в силу своего невежества и жадности, использовал свое превосходство для удовлетворения своих чрезмерных потребностей. Слово «пир» - «духовный наставник, патрон (духовный)», в современном киргизском языке взято из иранских языков. Место благодатное и плодородное, у киргизов, носит название «пири тирүү жер» – буквально «место, покровитель которого жив (существует)». Сама же природа подразделяется на живую – «кушкурт» и неживую – «жер-суу», но отношение к ним отличалось от сегодняшнего
|