А. С. Мирбадалева, Н. В.
Кидайш-Покровская, С. М. Мусаев
Тоголок Молдо (Байымбет Абдырахманов)
Родился в 1860 г. в местности Куртка Ак-Талинского района Нарынской области Б.
Абдырахманов в народе имел прозвище Тоголок Молдо (Кругляш Грамотей), данное ему
манасчи Тыныбеком за маленький рост и грамотность. Воспитывался у своего деда по
отцу Музооке – известного акына и музыканта. Получил начальное образование в
старометодной школе. С юных лет исполнял народные песни и сказки, переняв их у деда.
Обычно записывал свой репертуар сам. «Манас» перенял у Тыныбека, разъезжая вместе с
ним по аулам во время его исполнения эпоса. Полностью эпос не исполнял.
Считался хорошим семетейчи, т.е. исполнителем второй части эпоса «Манас» -
«Семетея» (записи полного сюжета произведены им самим в 30-е и 40-е годы).
Первую часть эпоса – собственно «Манас» - неоднократно слушал в исполнении
Сагымбая Орозбакова, который в свое время тоже обучался сказительному мастерству
у прославленного манасчи Тыныбека.
Помимо эпоса исполнял произведения народной поэзии
разных жанров. В фондах рукописей ИЯЛ АН Киргизской ССР хранится большое количество
записей этих произведений. Тоголок Молдо был широко известен в народе как автор песен,
сказов, в том числе большой поэмы «Кедейлерге насият» - «Наставление бедноте», вошедшей
в наследие киргизской классической поэзии. Впервые поэма была опубликована в 1925 г.
в Москве на киргизском языке арабской графикой («Насият». М., 1925).
Был членом Союза писателей СССР с 1938 г. Награжден
орденом «Знак почета» в 1939 г.
Умер в 1942 г. в Куртке, на своей родине.
Сюжет варианта Тоголока Молдо выстраивается следующим образом:
I. Рождение и детство Манаса.
Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Избрание Манаса ханом
1. предыстория рождения Манаса:
- разделение киргизов на шесть родов: эсет, досот, эштек, кыпчак, катаган, нургунан
– род Манаса;
- изгнание рода Манаса Эсен-ханом из Самарканда на Алтай, а Кошоя – главы рода катаган
– в Кундуз;
- долгая бездетность престарелого Джакыпа;
- сны Джакыпа и его жен Чыйырды и Бакдёёлёт, предвещающие рождение у него сына-богатыря;
- поиск Джакыпом мальчика Мендыбая, погнавшегося за его убежавшим конем.
2. Рождение богатыря:
- беременность Чыйырды;
- отъезд Джакыпа незадолго до родов жены из аила к табунам. Ожидание им вести
о рождении сына. Рождение жеребенка, которого Джакып предназначает для еще не родившегося сына;
- трудные роды Чыйырды. Рождение богатырского младенца;
- получение Акбалтой суюнчи от Джакыпа за весть о рождении сына;
- возвращение Джакыпа домой. Той по случаю рождения сына;
- наречение младенца именем Манас загадочным старцем дервишем.
3. первые столкновения юноши Манаса с врагами:
- воспитание Манаса у пастуха Ошпура;
- задиристость Манаса. Нанесение им в стычке увечья старику калмаку, который отказался
дать ему огниво, чтобы разжечь костер и сварить мясо;
- первая встреча Манаса с его чудесными покровителями – сорока чилтенами, которые
обещают ему помощь в будущем;
- возвращение Джакыпом Манаса домой из-за жалобы Ошпура на озорство мальчика;
- расправа Манаса над группой калмаков и их главарем Кортуком, напавшими на Джакыпа
и его табунщиков;
- стычка Манаса с алтайскими калмаками, напавшими на табуны Джакыпа;
- расправа Манаса над посланниками правителя кытаев Эсен-хана, которые под видом
торговцев пришли с караваном и пытаются схватить Манаса во время игры в ордо;
- битва Манаса с войском Незкары. Победа Манаса;
- сражение Манаса с чудовищем, которое он встречает во время охоты. Манас убивает
чудовище из ружья Аккельте, полученного от Айкоджо вместе с мечом Ачалбарсом;
- расправа Манаса над одиннадцатью силачами;
- победа Манаса над восемьюстами врагами, встреченными во время охоты.
4. Избрание Манаса ханом.
II. Большой поход Манаса на Бейджин
1. Заговор против Манаса шести ханов из близких
киргизских родов и племен:
– решение шести ханов (Аджыбая, Тёштюка, Кёкчё и др.) и четырнадцати беков киргизов,
казахов и узбеков выступить против Манаса на тое Тёштюка. Совет Кошоя не ссорится с Манасом;
- прибытие к Манасу шести представителей от шести ханов в его ставку на Талас с
письмом-приглашением приехать к ним. Обращение Манаса к ханам с приглашением прибыть
к нему с войском;
- торжественный прием Манасом шести ханов. Предложение Манаса ханам общими силами
противостоять врагу и скрепление союза в походе на Бейджин;
- назначение Манасом Бакая ханом над киргизскими войсками, а Алмамбета – проводником;
- прибытие Манаса и его сорока чоро в войско.
2. поход на Бейджин:
1) начало выступления войск:
- подготовка киргизских войск к выступлению на Бейджин;
- снаряжение Каныкей Манаса и его сорока чоро в поход;
- прибытие Манаса и сорока чоро в войско;
- недовольство Алмамбета порядком в войсках. Избрание его ханом войск;
2) начало похода на Бейджин:
- прибытие войск во главе с Алмамбетом после девяностодневного похода к границе
Бейджина, в местность Кара-Саз. Четырехмесячный отдых войска;
- выезд на разведку Алмамбета и Сыргака;
- сражение Алмамбета и Сыргака с караульными – волшебными зверями (белым горным
бараном и белой уткой) у ворот Бейджина;
3) ссора Чубака с Алмамбетом:
- отъезд Манаса и Чубака к Алмамбету, чтобы присоединить к нему Чубака и Сыргака;
- встреча Манаса и Чубака с Алмамбетом и Сыргаком. Примирение Чубака и Алмамбета;
4) история Алмамбета, рассказанная им Манасу:
5) выезд на разведку Алмамбета, Чубака и Сыргака:
- Алмамбет и Чубак убивают великана Макеля, а его голову привозят Манасу;
- сражение Алмамбета и Сыргака с великаном Чабалой и шестью силачами, посланными Конурбаем;
- решение главарей кытаев (Конурбая, Мурадыла, Соорондука, Алооке из Чатала, Незкары
из солонгуров, Бозкертика, Черногривого Боорончу, Оронгу из Кангая, Сайкал – дочери Каткылана,
Коная, Джолоя и Ушанга) отправить войско к киргизам, так как Алмамбет насылает на них холод;
- тайный приход переодетых Алмамбета и Сыргака во дворец Азиз-хана в городе кытаев
Банг-Банг;
- угон Алмамбетом и Сыргаком табунов Конурбая и захват ими главаря табунщиков Карагула;
6) сражение Манаса, Алмамбета, Чубака и Сыргака с вражескими
войсками и богатырями:
- поединок на копьях Манаса с Конурбаем, пришедшим с огромным войском. Сражение Алмамбета
и Чубака с войском кытаев. Бегство Конурбая в крепость города Бейджина;
7) большая битва Манаса и киргизских войск с войсками кытаев
и их предводителями:
- пятимесячная осада крепости киргизскими войсками;
- битва киргизов с войсками Конурбая. Победа Манаса в поединке с Конурбаем. Гибель
войска кытаев и их богатырей Джолоя, Незкары, Боорончу и Бозкертыка;
- приглашение Конурбаем Манаса в большой Бейджин для примирения. Алмамбет становится
ханом над частью Бейджина, мирится с родными. Посещение Манасом Конурбая. Назначение им
Алмамбета ханом большого Бейджина на шесть лет. Женитьба Алмамбета на девушке Бирмискал;
- возвращение киргизских войск домой в Талас. Назначение Алмамбетом вместо себя
правителем своего брата Шая. Прибытие Манаса на Талас, одаривание им бедняков военной добычей.
III. Малый поход Манаса против Конурбая.
Смерть Манаса
1. Коварный замысел Конурбая убить Манаса отравленной
стрелой во время намаза:
- сон Каныкей, предвещающий недоброе. Ее просьба к Манасу не идти на Бейджин;
- приезд Манаса по приглашению Конурбая в Бейджин;
- ранение Манаса во время намаза Конурбаем. Бегство Конурбая из Бейджина.
2. Наступление Конурбая на Бейджин. Окончание большого сражения:
- битва войска Манаса с войсками кытаев. Гибель Алмамбета от руки Коджоджаша
(внука Кёзкамана). Гибель коня Манаса. Сражение Сыргака с Коджоджашем. Гибель Коджоджаша.
Смерть Сыргака от раны, нанесенной богатырем кытаев Докочо;
- ранение Чубака Конурбаем. Просьба Бакая о десятидневном перемирии;
- отъезд раненого Чубака домой в Кумул. Смерть Чубака;
- возвращение Манаса и Бакая с остатками войск на Талас.
3. Смерть Манаса и его похороны:
- завещание Манаса перед смертью. Смерть Манаса;
- оплакивание Манаса женами. Похороны Манаса на Таласе;
- постройка Каныкей гумбеза Манаса с приглашением мастеров из Андижана и Ташкента;
- женитьба Кёбёша, младшего брата Манаса, на овдовевшей Акылай (по обычаю левирата);
- подготовка Каныкей к поминкам после окончания постройки гумбеза для Манаса.
Приглашение на поминки Кошоя, Тёштюка, Джамгырчы, Урбю, Кёкчё и других киргизских ханов;
- проведение поминок с традиционными состязаниями (скачки, борьба силачей, битва
всадников на копьях, стрельба в джамбы, бодание плешивых, развязывание верблюда);
- разъезд гостей после поминок;
- решение Кёбёша женить своего младшего брата Абыке на Каныкей. Бегство Каныкей
вместе с сыном Семетеем и Чыйырды к своему отцу в Бухару с помощью Бакая.
От Тоголока Молдо записано:
1. «Чон казат». Записал исполнитель в 1928 г. Где произведена запись, не указано.
Арабская графика; одна тетрадь; формат 20Х32 см, 215 с.; 15480 стихотворных строк.
Инв.№ 16 (1025).
2. «Кичи казат». Отрывок. Записал исполнитель в 1928 г. Где произведена запись,
не указано. Арабская графика; одна тетрадь; формат 14Х20 см, 8 с.; 420 стихотворных
строк. Инв.№ 15 (1032).
3. «Манастын туулганы». Записал исполнитель в марте 1937 г. Где произведена запись,
не указано. Арабская и латинская графика; тетрадь №1; формат 21Х17 см; тетрадь №2;
формат 20Х28 см. общий объем – 367 с.; 7318 стихотворных строк. Инв.№ 1 (829-а).
4. «Чон казат». Записал исполнитель. Где и когда произведена запись, не указано.
Арабская графика; тетрадь №1; формат 13,5Х20,5 см; 111 с.; 4718 стихотворных строк.
Инв.№ 2 (830).
5. «Чон казат». Записал исполнитель. Где и когда произведена запись, не указано.
Арабская графика; тетрадь №2; формат 17Х21см; 384 с.; 11 750 стихотворных строк. Инв.№ 3 (831).
6. «Чон казат». Записал исполнитель. Где и когда произведена запись, не указано.
Арабская графика; тетрадь №3; формат 21Х35 см; 330 с.; 22 204 стихотворные строки.
Инв.№ 4 (832).
7. «Кичи казат». Записал исполнитель в 1939 г. Где произведена запись, не указано.
Арабская графика; одна тетрадь; формат 16Х21 см; 386 с.; 12 000 стихотворных строк.
Инв.№ 8 (836).
8. «Манастын олгондон кийин аш бергени». Записал исполнитель. Где и когда произведена
запись, не указано. Арабская графика; одна тетрадь; формат 35Х10 см; 169 с.; 6273
стихотворные строки. Инв.№ 9 (837).
|