Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Воскресенье, 22.12.2024, 07:50   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Эпос и миф » Манас

Эпос Манас. Вариант Сагымбая Орозбакова
Сагымбай Орозбаков

А. С. Мирбадалева, Н. В. Кидайш-Покровская, С. М. Мусаев

Сагымбай Орозбаков

      Родился в 1867 г. в местности Кабырга Иссык-Кульской области. Его отец Орозбак происходил из рода саяк, был талантливым музыкантом-сурнайчы. С. Орозбаков в молодые и зрелые годы жил в местечке Кочкорка Нарынской области. Будучи профессиональным сказителем, он содержал свою семью на те средства, которые, разъезжая по разным областям Киргизии, получал от людей за исполнение «Манаса». Сагымбай – современник известных манасчи Балыка, Кельдибека, Чонбаша (Нармантая) и его учеников Тыныбека, Найманбая, от которых перенял высокое мастерство исполнения эпоса. «Манас» начал исполнять в пятнадцать лет, обучившись у манасчи Чонбаша. До этого был известен как сочинитель и исполнитель  лирических и шуточных песен, причитаний. Исполнял всю трилогию: "Манас", "Семетей" и "Сейтек".
      С. Орозбаков среди народа прославился как сказитель наиболее объемного варианта эпоса «Манас», отличавшегося сюжетной полнотой и высокой художественностью. Его вариант среди ученых-фольклористов считается классической версией киргизского героического эпоса. Умер С. Орозбаков в 1930 г. в Кочкорском районе.
      Следует отметить важную роль в сборе материала известного фольклориста-собирателя Абдыкаима Мифтахова. Родился в 1892 г. в селе Насибаш Салаватского района Башкирской АССР. В 20-е годы учительствовал в городах Таласе и Каракол, где организовал кружок любителей-собирателей киргизского фольклора, включавший более 40 человек. Фольклор киргизов и башкир А. Мифтахов начал собирать с 1916 г. Он первый открыл манасчи Сагымбая Орозбакова, начав от него записывать «Манас» в 1922 г. Затем планомерную работу по записи «Манаса» поручил продолжить Ибраиму Абдырахманову, который осуществлял запись варианта С. Орозбакова с 1922 по 1926 гг.
Вариант Сагымбая Орозбакова складывается из ряда самостоятельных сюжетных линий, объединяющих группу  сюжетно завершенных эпизодов. Это так называемые циклы, органично связанные друг с другом, при соответствующем их логическом распределении последовательно раскладывающие эпическую биографию богатыря Манаса.
      Основные циклы варианта С. Орозбакова:
I.    Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами. Избрание Манаса ханом.
II.    Битва Манаса и богатыря катаганцев Кошоя против врагов.
III.    Поход Манаса на Ала-Тоо для освобождения земель своих предков.
IV.    Перекочевка киргизов во главе с Манасом с Алтая на Ала-Тоо. Победа над Алооке-ханом, битва и победа над Шооруком.
V.    История Алмамбета – сподвижника Манаса.
VI.    Женитьба Манаса на Каныкей.
VII.    Заговор родственников Манаса – Кёзкаманов.
VIII.    Поминки по Кёкётёю – одному из старших соратников Манаса.
IX.    Большой поход Манаса на Бейджин.
X.    Малый поход Манаса против Конурбая. Смерть Манаса.
Цикл I. Рождение и детство Манаса.
Первые столкновения юноши Манаса с врагами. Избрание Манаса ханом
      Строится в традиционном для эпоса тюркоязычных народов плане эпической биографии богатыря с характерными для нее эпизодами, сюжетами и мотивами.
      1. Предыстория рождения богатыря:
- родословная богатыря (названы семь предков Манаса по отцовской линии);
- долгая бездетность престарелых родителей богатыря;
- сны Джакыпа и его жен Чыйырды и Бакдёёлёт, предвещающие рождение у них сыновей-богатырей.
- поиск Джакыпом мальчика Мендибая, погнавшегося за его убежавшим конем.
      2. Рождение богатыря.
Сохраняет все элементы общетюркской эпической традиции с присущими для данного эпизода сюжетами, ситуациями, мотивами:
- беременность Чыйырды, ее желание съесть тигриное сердце, которое ей приносит табунщик Бадалбай;- отъезд Джакыпа незадолго до родов жены из айыла к своим табунам. Рождение жеребенка, которого Джакып предназначает в качестве боевого коня для еще не родившегося сына;- трудные роды Чыйырды. Рождение богатырского младенца;- получение Акбалтой суюнчи от Джакыпа за весть о рождении сына;- возвращение Джакыпа домой. Той по случаю рождения ребенка;- наречение младенца именем Манас загадочным старцем-дервишем.
      3. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Сюжет сражения богатыря-малолетки, широко распространенный в древнем героическом эпосе многих народов, в том числе и тюркоязычных народов СССР, здесь отличается более поздней разработкой: мальчик Манас борется не со сказочными чудовищами, а с врагами своего народа, выступая как его защитник.
Повествование о первых столкновениях предваряются рассказом о необычайной силе и удальстве мальчика Манаса, основанном на традиционных мотивах:
- воспитание Манаса у пастуха Ошпура;
- первая встреча Манаса с его чудесными покровителями – сорока чилтенами и Кызыром (Хызром), которые обещают ему оказывать помощь в будущем;
- задиристость Манаса, нанесение им в стычке увечья старику калмаку, который отказался дать ему огниво и нож, чтобы разжечь костер и сварить мясо;
- возвращение Джакыпом Манаса домой из-за жалобы Ошпура на озорство мальчика.
      Сюжет о столкновении юноши Манаса с врагами слагается из множества небольших эпизодов. Наиболее значительные из них:- расправа Манаса с группой калмаков и их главарем Кортуком, напавшими на Джакыпа и его табунщиков;- битва Манаса совместно с родственными ему племенами против алтайских калмаков, напавших на табуны Джакыпа;- расправа Манаса с лазутчиками правителя кытаев Эсен-хана, которые под видом торговцев, пришедших с караваном, пытались схватить Манаса во время его игры в ордо (Эсен-хан в дальнейшем – постоянный противник Манаса);- битва Манаса с войском Незкары. Победа Манаса. Просьба дружественных родов принять их в число киргизских племен. Объединение племен против общего врага – Эсен- хана;- сражение Манаса с чудовищем, встреченным во время охоты; Манас убивает чудовище из ружья Аккельте;- расправа Манаса с одиннадцатью лазутчиками, напавшими на его отца;- битва Манаса у реки Оркун с Нукером, посланником Эсен-хана. Победа Манаса.В цепь эпизодов о битвах Манаса вставлен краткий (в объеме 45 стихотворных строк) рассказ о принятии героем ислама. Это позднее привнесение, не связанное с общей сюжетной линией повествование.
      4. Избрание Манаса ханом.
Данным эпизодом завершается первый цикл. За бесстрашие в битвах и храбрость совет представителей всех киргизских родов и племен избирает пятнадцатилетнего Манаса ханом.
Цикл II. Битва Манаса и богатырякатаганцев Кошоя против врагов
      В цикле объединены самостоятельные эпизоды, связанные с приключениями и богатырскими подвигами Манаса и его сподвижника – богатыря Кошоя, а также с их совместным выступлением против врагов.
Здесь своеобразно сочетаются эпизоды, раскрывающие героику походов Манаса против врагов, с эпизодами сказочно-фантастического содержания, в которых чаще всего принимает участие богатырь Кошой.
Цикл охватывает следующие эпизоды:
1. Нападение Манаса на караван с чаем, принадлежавший калмаку Джолою.
2. Выступление Кошоя против Кырмус-шаха с целью освободить Билерика, сына ходжи Джаангера. Освобождение Кошоем Билерика из зиндана. Избрание Кошоя ханом Дагалака вместо убитого им Кырмуса.
Повествование включает несколько самостоятельных эпизодов, описывающих приключения Кошоя по пути к Кырмус-шаху:
- сражение Кошоя с Найза-ханом в Кашгаре;
- сражение Кошоя с чародеем – великаном Кунгеем;
- сражение Кошоя с чародейкой Кубангер. Женитьба Кошоя на Кубангер.
3. Освобождение Манасом кочевья Эштека – дяди по линии матери Манаса, - осажденного войсками одиннадцати дуу-ду.
4. Поход Манаса по решению совета родов и племен на Дагалак против Кырмус-хана, который постоянно строил козни против киргизов. Окружение Манасом города Дагалака и его единоборство с вражескими богатырями. Обращение Кошоя, принявшего облик Кырмус-хана, к народу с призывом признать победу над ним Манаса. Заключение мира.
5. Выступление Манаса в поход на Дангу (в тексте – наименование вражеского города). Повествование слагается из ряда небольших законченных эпизодов о приключениях и сражениях Манаса и его сподвижников со сказочно-фантастическими существами и вражескими богатырями;
- встреча охотников, возглавляемых Кутубием – сподвижником Манаса, с одноглазым чудовищем; гибель чудовища от рук Кутубия;
- встреча группы воинов Манаса с саблехвостым мифическим хищным зверем тайбасом;
- битва Манаса с ханом калмаков Дюбюре. Победа Манаса, взятие им города хана Дюбюре;
- сражение Кошоя и его войска с богатырем калмаков Бозкертиком и девой-богатыркой Оронго. Победа Кошоя. Объединение Кошоя и Манаса и их войск.
Завершается поход на Дангу совместным сражением войск Манаса и Кошоя против богатырей калмаков Дегена и Кайып-данга, взятием города Дангу, пленением Кайып-данга.
6. Поединок Манаса с девушкой-богатыркой Карабёрк, дочерью Кайып-данга, и его женитьба на ней. Заключение мира между киргизами и калмаками. Возвращение Манаса с Карабёрк и со своим войском на Алтай в кочевье отца.
Эта концовка цикла II основана на традиционном и широко распространенном в героическом эпосе многих народов сюжете женитьбы героя на деве-богатырке, которую он побеждает в поединке. Сюжет встречается и в других эпизодах эпопеи «Манас» (см. женитьбу Манаса на деве-богатырке Кыз-Сайкал – цикл III, эпизод 2). При этом во всех случаях образ девы-воительницы сохраняет архаическую трактовку.
Цикл III. Поход Манаса на Ала-Тоо для Освобождения земель своих предков
      Весь цикл посвящен походам и битвам Манаса, его соратников и войска с вражескими богатырями и их многочисленными войсками.
      Походы Манаса разрабатываются по определенному плану, повторяющемуся и в других циклах. Неизменными в композиции повествования являются: завязка (объяснение причины выступления Манаса в поход со своим войском); развитие действия (сами походы, каждый из которых нередко представляет собой композиционно и тематически законченный эпизод) и развязка (завершение походов и возвращение Манаса с войском домой).
      Обычно повествование о больших и малых битвах Манаса с вражескими войсками и их предводителями раскрывается однотипно, по традиционной сюжетной схеме:
- решение совета старейшин о выступлении в поход, где обосновываются причины, побудившие предпринять поход под предводительством Манаса;
- приключения, происходящие с войском Манаса по пути к намеченной цели;- встреча с вражеским войском; поединки отдельных богатырей от каждого войска с переменным успехом для обеих сторон;
- победный поединок Манаса с вражескими ханами; сражение войск (завершающий этап битвы).
Изображение боев в эпосе содержит устойчивые традиционные компоненты:
- прибытие представителей союзных родов и племен на совет;
- описание подготовки и сбора войск к выступлению;
- угрозы и похвальба богатырей перед схваткой;
- описание поля боя после кровопролитного сражения;
- рассказ о проявлении Манасом милосердия к побежденным (традиционный для героического эпоса мотив: если богатырь не прощает врага, он не богатырь);
- щедрое распределение Манасом трофеев между своими богатырями и союзными киргизам племенами (отражение в эпосе древних норм военной демократии, сохранявшихся у кочевых среднеазиатских народов вплоть до позднейшего времени);
- женитьба Манаса или одного из его богатырей на дочери побежденного главного противника, отданной им в дар победителю (что соответствует существовавшему обычаю).
Сюжет цикла III слагается из следующих эпизодов: 
       1.    Совет старейшин об освобождении земель предков.
      2. Победа Манаса над волшебным войском хана калмаков Текеса. Той Тейиша, которого по предложению Манаса избирают ханом калмаков вместо погибшего Текеса. Единоборство Манаса во время тоя с девой-богатыркой Кыз-Сайкал. Данный эпизод отличается от остальных эпизодов цикла III сказочно-фантастической окраской.
      3. Битва Манаса (при продвижении в сторону Иссык-Куля) с войском калмаков, возглавляемым Орго, а также с войском Ахунбешима, пришедшим им на помощь. Гибель Орго.
      4. Поход Манаса против Ахунбешима с целью освободить земли, принадлежащие киргизам. Разделение войска Манаса на большие группы, двинувшиеся на врага с разных сторон. Повествование слагается из нескольких самостоятельных сюжетно завершенных эпизодов:
- сражение отряда Кыргыла – соратника Манаса – с чародеем Боонгом, посланным Ахунбешимом. Гибель Боонга;
- сражение Манаса с войском калмаков под предводительством Шамынг-шаха на подступах к городу Булагасыну, где находилась ставка Ахунбешима. Отступление Шамынг-шаха;
- сражение части войск Манаса, возглавляемой сподвижником Манаса казахским богатырем Кёкчё, против хана калмаков Илебина. Взятие города хана Илебина. Женитьба Кёкчё на отданной ему в дар Буудайбек – дочери Чынгшы, старшего брата Илебина;
- покорение Кеймин-шаха частью войск Манаса под предводительством кыпчака Урбю в Кемине. Взятие города Дангула. Женитьба Урбю на Ойсалкын, дочери Кеймин-шаха;
- поход части войск, возглавляемой тестем Манаса Кайып-ханом, против хана калмаков Култки. Победа Кайып-хана с помощью войск Урбю над Култкой в местности Ат-Баши.
      5. Объединение всех войск Манаса и совместное выступление против Ахунбешима, находящегося в долине реки Чу.
      6. Сражение войска Манаса с войском Ахунбешима. Взятие киргизским войском города Булагасына и гибель Ахунбешима. Бегство кытаев и калмаков.
       7. Продвижение войска Манаса к Андижану и Аулие-Ата. Оказание помощи киргизам, живущим в Аулие-Ата, которых правители Мерки, Шамынг-шах и другие решили истребить.
      8. Выступление Манаса против хана Пануса – правителя Ташкента, решившего уничтожить местных киргизов и пославшего войско против Манаса. Победа объединенного войска Манаса, к которому присоединяются местные племена во главе с Кёкётёем, над Панусом. Бегство войск кытаев и калмаков.
      9. Спасение Манасом во время охоты табунов Кёкётёя, которые пытались угнать калмаки во главе с Кыйтуучу.
      10. битва Манаса и его войска с войском Алооке-хана, выступившего против Манаса. Взятие Манасом города Арагента. Преподнесение правителем Арагента в дар победителям сорока девушек, которые выходят замуж за сорок богатырей Манаса. Женитьба Кёкётёя на отданной ему в дар девушке Кюльайим.
      11. Возвращение Манаса со своим войском на Алтай.
Цикл IV. Перекочевка киргизов во главе с Манасом с Алтая на Ала-Тоо
      Победа над Алооке-ханом, битва и победа над Шооруком
Данный цикл строится по аналогичному с третьим циклом плану, охватывая подробно эпизоды о сражениях Манаса с вражескими войсками и их предводителями. В них также наличествуют элементы сказочной фантастики.
Сюжет цикла IV выстраивается следующим образом:
1. Совет старейшин о перекочевке киргизов с Алтая на освобожденные от врага земли.
2. Перекочевка отдельных больших родов на заранее определенные места.
3. Выступление Алакуна – хана Кашгара – против Манаса. Победа Манаса над Дагулуком – богатырем Алакуна. Сражение Манаса с двадцатью шестью богатырями во главе с Алакуном, не принявшими призыв Манаса к миру. Победа Манаса. Вступление в Кашгар.
4. Выступление Манаса против Алооке-хана, который потребовал, чтобы вновь прибывшие киргизские племена признали его власть. Уничтожение Манасом хищных зверей, которых напустил на него Алооке. Получение Манасом в дар от Алооке сына его старшего брата Бооке, который становится одним из сорока чоро Манаса.
5. Выступление Манаса против хана маймунцев Шоорука, напавшего на киргизский род нойгут и пытавшегося прогнать киргизов с Алая. Битва Манаса с войском Шоорука и его богатырями. Победа Манаса.
6. Женитьба Манаса на Акылай – дочери Шоорука, полученной им в дар и пожелавшей выйти за него замуж. Женитьба воинов Манаса на девушках, отданных им в дар Шооруком.
7. Возвращение Манаса домой.
8. Откочевка в отсутствие Манаса, который воевал с Шооруком, Алооке-хана (отца Конурбая – одного из основных противников Манаса) в сторону Бейджина. Перечисление земель, свободных от врага, на которых киргизы стали жить мирно вместе с другими народами.
Цикл V. История Алмамбета – сподвижника Манаса
      В основе цикла лежит традиционный для многих эпосов мотив побратимства двух иноплеменных богатырей. Повествование начинается с биографии будущего сподвижника Манаса – богатыря Алмамбета, раскрываемой в традиционном плане богатырской биографии. (Имеет ряд сходных черт и с эпической биографией Манаса.)
      1. Предыстория рождения Алмамбета:
- родословная Алмамбета;
- долгая бездетность одного из правителей кытаев (главнокомандующего всеми войсками) – Соорондука, будущего отца Алмамбета.
      2. Рождение Алмамбета:
- рождение у правителя Соорондука сына, которого Кызыр (Хызр) нарекает именем Алмамбет;
- неприятие новорожденным материнского молока. Кормление Алмамбета Иззат – женой дунганина-мусульманина.
      3. Детские и юношеские годы Алмамбета. Побег из дома отца:
- обучение Алмамбета у дракона. Овладение наукой чародейства;
- назначение Соорондуком Алмамбета правителем над всеми подвластными ему землями, а также главнокомандующим войск кытаев;
- Алмамбет – справедливый правитель своего народа;
- охота Алмамбета, его встреча с сорока чилтенами, посоветовавшими ему принять веру в Аллаха;
- Алмамбет спасает юношей, из печени которых собирались приготовить зелье для омоложения Эсен-хана;
- встреча Алмамбета с людьми Алооке-хана, которые спасались бегством от Манаса. Решение Алмамбета выступить против Манаса.
- встреча Алмамбета во время охоты с богатырем казахов Кёкчё. Рассказ Кёкчё по просьбе Алмамбета об основах мусульманской религии;
- принятие Алмамбетом мусульманской веры и решение уговорить своих родителей последовать его примеру;
- отказ родителей Алмамбета принять мусульманство. Приказ Соорондука убить сына. Побег Алмамбета из дома. Борьба Алмамбета с приближенными отца: Мурадылом, Джолоем, Конурбаем, пытавшимися преградить ему путь. Ранение Алмамбетом не узнанного им отца.
      4. Алмамбет в аиле казахского богатыря Кёкчё:
- встреча Алмамбета с Кёкчё. Усыновление Алмамбета отцом Кёкчё;
- помощь Алмамбета казахам-беднякам. Недовольство знатных казахов, пытающихся оклеветать Алмамбета перед Кёкчё;
- незаслуженные обвинения опьяневшего Кёкчё в адрес Алмамбета. Уход Алмамбета от Кёкчё;
      5. Сон Манаса, предвещающий приход к нему Алмамбета, который станет его другом и помощником:
- неожиданная встреча двух богатырей во время охоты;
- почетный прием Манасом Алмамбета;
- решение Манаса женить Алмамбета. Совет Алмамбета Манасу женится   первым на достойной его девушке;
- решение Манаса о своей женитьбе по установленной в народе традиции.
Эта концовка является логическим переходом к следующему циклу, посвященному сватовству Манаса к Санирабийге (Каныкей), дочери таджикского хана Атемира (Кара-хана) из Кейипа, и его женитьбе.
Цикл VI. Женитьба Манаса на Каныкей
      Повествование слагается из следующих традиционных для данного сюжета эпизодов:
       1.    Поиски невесты для Манаса:
-    обращение Манаса к отцу с просьбой женить его на достойной девушке;
-    долгое скитание Джакыпа в поисках невесты;
-    прибытие Джакыпа в город Кейип и его встреча с дочерью таджикского хана Атемира (Кара-хана) Санирабийгой и ее подругами. Решение Джакыпа женить сына на понравившейся ему девушке Санирабийге;
- решение Кара-хана затребовать за дочь большой калым, чтобы Джакып отказался от невесты. Совершение сговора и преподнесение Джакыпом и Кара-ханом друг другу подарков по случаю помолвки Манаса и Санирабийги.
       2.    Сватовство Манаса:
- сны Манаса и Алмамбета, предвещающие их женитьбу, а также женитьбу сорока богатырей;
- возвращение Джакыпа, его рассказ о сговоре. Решение киргизских родов помочь Манасу в выплате затребованного Атемиром калыма;
- поездка Манаса, Алмамбета и сорока чоро в город Кейип;
- прием Атемиром (Кара-ханом) Манаса, приехавшего с большим калымом, и сопроваждающих его сорока богатырей;
- столкновение между Манасом и его невестой Санирабийгой, возмущенной тем, что жених вошел к ней без разрешения. Случайное ранение Манаса Санирабийгой кинжалом;
- выступление разгневанного Манаса с войском против Кара-хана;
- усмирение гнева Манаса Санирабийгой;
- гнев Манаса, которого забыли накормить в комнате, отведенной жениху во дворце хана Атемира;
- решение обиженного Манаса выступить вместе с сорока чоро против хана Атемира;
- принятие Санирабийгой вины за случившееся на себя. Согласие Санирабийги выйти замуж за Манаса.
       3. Женитьба Манаса, Алмамбета и сорока чоро:
- объявление народу о выдаче Санирабийги за Манаса (отныне ее имя Каныкей, означающее «Выданная за хана»);
- троекратное испытание женихов и невест;
- согласие долго сопротивлявшейся Арууке выйти замуж за Алмамбета;
- свадебный той. Женитьба Манаса, Алмамбета и сорока чоро;
- возвращение Манаса с женой в свой аил.Далее следует небольшой вставной эпизод «Поход Манаса на Север», который почти не разработан и не имеет органической связи с сюжетной канвой общего повествования. В нем, в частности, рассказано о единоборстве Манаса с Ильей Муромцем и его победе над ним.
Цикл VII. Заговор родственников Манаса – Кёзкаманов   
       В основе главного конфликта лежат зависть и вражда близких родственников – сыновей Усёна (старшего брата Джакыпа) к Манасу, пытающихся убить его и захватить власть в свои руки. В цикл входят также самостоятельные эпизоды походов Манаса (поход против ооганского хана Тюлькю, поход на запад, поход против кенджутского правителя Айган-хана).
       Повествование основано на традиционных для данного эпоса сюжетах, мотивах, эпизодах (вещий сон Каныкей; устройство пира после походов с обязательным перечислением забитого для пиршества скота, с перечислением прибывших гостей, описанием скачек во время тоя и др.). Отдельные сюжеты и мотивы цикла связаны с общетюркской эпической традицией (возвращение Манаса в момент свадьбы своей жены, захваченной в его отсутствие Кёзкаманами; оказание помощи богатырям их покровителями – чилтенами):
       1. Встреча Манаса с кочевьем Кёзкамана (Кёзкаман – прозвище Усена, дядя Манаса по отцовской линии).
       2. Поход Манаса против ооганского хана Тюлькю:
- известие от теитов и катаганов о притеснении их ханом Тюлькю. Решение Манаса выступить в поход против Тюлькю;
- похищение из войска Манаса одним их чародеев Тюлькю мальчика Бокмуруна, сына Кёкётёя. Любовь между Бокмуруном (которого собираются казнить) и Канышай – дочерью Тюлькю;
- похищение чародеями Манаса Акуна – младшего брата Тюлькю – и других ооганских богатырей;
- сражение войск Манаса и Тюлькю. Единоборство богатырей;
- прекращение Тюлькю военных действий по призыву Акуна, которого киргизы с почестями отпустили домой. Мир между киргизами и ооганцами.
- сговор Манаса и Акуна о помолвке их будущих детей;
- сговор Манаса и Тюлькю о помолвке Бокмуруна с Канышай при достижении ими совершеннолетия;
- возвращение Манаса со своим войском домой.
       3. Прибытие кочевья Кёзкаманов, долго живших среди калмаков, на земли киргизов:
- почетный прием Каныкей и Манасом Кёзкамана и его сыновей с проведением большого тоя;
- недовольство Кёзкаманов тем, что Манас принял их по киргизскому обычаю, а не по обычаю калмаков. Решение Кёзкаманов убить Манаса и взять власть в свои руки;
- наделение Кёкчёкёза, сына Кёзкамана, по его просьбе землей Сусамыр для кочевья.
       4. Поход Манаса на запад:
- встреча Манаса и сорока чоро с народом аары. Сражение и победа Манаса;
- возвращение на гору Азирет – Кара-Тоо. Подготовка Манаса к перекочевке на Талас и на Чу. Выделение Кёзкаманам земель в Ат-Баши.
       5. Выступление Кёзкаманов против Манаса:
- устройство тоя Байджигитом перед перекочевкой на Алтай;
- решение Джапака (сын дяди Манаса – Шыгая) расправиться с Манасом во время тоя и захватить власть. Подстрекательство Джапака;
- нападение Джапака и его братьев на Манаса, приехавшего в их аил. Помощь Манасу со стороны его богатырей;
       6. Поход Манаса против кенджутского правителя Айган-хана:
- выступление в поход по предложению Алмамбета;
- гибель Мардубы, чародея Айган-хана, от руки Алмамбета, отправившегося в разведку;
- проникновение Алмамбета под видом Мардубы в город Айган-хана. Приход его на свадьбу дочери Айган-хана – Алтынай;
- взятие Манасом дворца Айган-хана;
- женитьба Манаса на Алтынай, а Алмамбета – на Дильарам.
       7. Заговор Кёзкаманов против Манаса:
- приглашение Манаса Кёзкаманами к себе в аил в гости;
- попытка Кёзкаманов отравить Манаса и его сподвижников. Спасение Манаса Боз-уулом, которому удается увести его из дома Кёкчёкёза. Спасение сорока чоро чилтенами;
- ранение Манаса Кёкчёкёзом;
- сон Каныкей, предвещающий недоброе;
- провозглашение Кёкчёкёзом себя ханом и его требование, чтобы Каныкей стала его женой. Просьба Каныкей о семимесячной отсрочке;
- приезд Манаса на той, который устроил Кёкчёкёз, собравшийся жениться на Каныкей;
- гибель Кезкаманов, которые, перессорившись, убивают друг друга.
Цикл VIII. Поминки по Кёкётёю – одномуИз старших соратников Манаса
           Цикл посвящен описанию поминок по старшему сподвижнику Манаса – Кёкётёю, устроенных его сыном Бокмуруном, и характеризуется реалистическим изображением быта, насыщенностью этнографическим материалом. Вместе  с тем сюжет раскрывается в традиционной форме описания тоя по случаю крупных событий  и содержит почти все его обязательные компоненты:
- отправка гонцов с приглашением на поминки (аш);
- перечисление стран, в которые были отправлены вестники;
- описание приезда гостей;
- описание готовящегося угощения;
- распределение обязанностей среди устроителей тоя;
- перечисление подарков, предназначенных для преподнесения приглашенным;
- проведение скачек, борьбы силачей, соревнований на пиках;
- описание завершения тоя и разъезда гостей.
           При этом многие эпизоды перерастают в батальные сцены, в которых принимает участие Манас, неизменно выходящий победителем. В цикле повествуется: 1. о похоронах Кёкётёя и поминках по нем. 2. О поминках по Кёкётёю на сороковой день. 3. О поминках по Кёкётёю через три года после его смерти, которые по сравнению с предыдущими описаны с эпическим размахом, изобилуют бытовыми деталями и подробностями и содержат элементы юмора.
           1.    Похороны Кекетея и поминки по нем:
- завещание Кёкётёя перед смертью сыну Бокмуруну о своих похоронах и поминках;
- смерть Кёкётёя;
- совет Манаса Бокмуруну выполнить завещание отца – похоронить его с почестями и устроить грандиозные поминки;
- описание похорон и поминок (угощение, подарки на помин души, скачки с призами).
           2. Поминки по Кёкётёю через три года после его смерти:
- приезд гостей и Манаса на поминки;
- убой скота для угощения. Обжорство Джолоя;
- столкновение Манаса с Конурбаем из-за того, что Конурбай потребовал с угрозами у Бокмуруна коня Мааникера;
- скачки на приз. Пуск коней;
- стрельба в джамбы. Поражение цели Манасом, который дарит свой приз – джамбы – Кошою;
- борьба силачей: единоборство Кошоя и Джолоя. Победа Кошоя, боровшегося в кандагае – кожаных штанах, сшитых Каныкей;
- состязание плешивых; развязывание верблюда;
- состязание по стаскиванию с коня;
- описание поминальной еды;
- завершение скачек. Неудачная попытка Конурбая свалить Аккулу – коня Манаса. Аккула приходит первым и берет приз;
- приказ Конурбая об угоне скота, предназначенного для призов трем коням-победителям. Сражение между киргизскими войсками и войсками кытаев из-за приза. Единоборство Бокмуруна и Конурбая. Ранение Конурбая. Поражение кытаев и их бегство. Пленение Манасом и его сорока чоро Незкары;
- ранение Манасом Джолоя, похвалявшегося перед женой своими победами над киргизами;
- возвращение киргизских воинов домой с поминок.
           В сюжетном развитии эпопеи поминки по Кёкётёю являются своеобразной экспозицией следующего цикла, в который входят и эпизод заговора против Манаса семи ханов, и сам Большой поход Манаса на Бейджин.
Цикл IX. Большой поход Манаса на Бейджин
           Среди многочисленных походов Манаса Большой поход занимает центральное место. В нем с исчерпывающей полнотой представлен традиционный эпический сюжет о боевых богатырских походах. Особенно широко развиты эпизоды, повествующие о выступлении войска Манаса в поход, о продвижении его в сторону Бейджина, о трудностях, встречающихся на пути Манаса и его богатырей, а также кульминационный момент, где с эпическим размахом представлены картины сражения двух войск – Манаса и его врага.
           Весь цикл имеет героическую направленность. Исключение представляют лишь три небольших эпизода: заговор семи ханов – своеобразное вступление в тему «Большого похода»; конфликт между Чубаком, одним из сподвижников Манаса, и Алмамбетом; сражение Алмамбета и Чубака с одноглазым прожорливым великаном Макелем – главой сашаншанцев (сказочно-фантастическое содержание).
           Сюжет развивается следующим образом:
           1. Заговор против Манаса семи ханов из близких киргизам родов и племен (Урбю, Джамгырчы и др.):
- решение семи ханов, недовольных тем, что Манас один руководил поминками по Кекетею, выступить против него на тое Тёштюка. Совет Кошоя ханам не ссориться с Манасом.
- отправка семью ханами гонцов к Манасу с требованием, чтобы он приехал к ним или принял их (замысел ханов: плохо принять Манаса и тем самым унизить его или, приехав к Манасу, обвинить его в плохом приеме и в нарушении законов гостеприимства). Обращение Манаса к ханам с приглашением прибыть к нему с войском;
- торжественный прием Манасом ханов. Предложение Манаса ханам общими силами противостоять врагу. Предложение ханов выступить в оход на Бейджин;
- избрание Бакая по предложению Манаса ханом объединенных войск, а Алмамбета – ведущим войска;
- разрешение Манаса вернуться домой тем, кто не желает идти в поход. Решение всех воинов следовать за Манасом.
           2. Большой поход:Каныкей провожает Манаса в Большой поход
           1) начало выступления войск:
- предложение Алмамбета заехать к Каныкей и получить от нее благословение перед походом;
- Манас и сорок чоро у Каныкей. Преподнесение Каныкей Манасу и сорока чоро сшитой ею воинской одежды и снаряжения. Жалоба Каныкей на свою бездетность. Сообщение Арууке Алмамбету, что она ждет ребенка;
- прибытие Манаса и сорока чоро в войско;
- недовольство Алмамбета порядком в войсках. Избрание его ханом войск;
           2) начало похода на Бейджин:
- тяжелое состояние киргизского войска, изнуренного длительным походом. Недовольство воинов Алмамбетом из-за того, что он ведет их без отдыха. Отдых войска;
- переход киргизского войска через реку Оркун. Изменение Алмамбетом погоды, чтобы произошел спад воды в реке;
- выезд Алмамбета и Сыргака на разведку по предложению Манаса;
           3) ссора Чубака с Алмамбетом:
- гнев Чубака, настроенного Ырчы-уулом, вызванный тем, что Алмамбету доверили идти в разведку. Решение Чубака расправиться с Алмамбетом;
- отъезд к Алмамбету Манаса и Чубака (после безуспешной попытки Бакая отговорить Чубака от выступления против Алмамбета), чтобы присоединить Чубака к Сыргаку и Алмамбету;
- встреча богатырей Манаса, Чубака, Алмамбета и Сыргака. Примирение Чубака и Алмамбета;
           4) выезд Манаса, Алмамбета, Сыргака и Чубака в разведку:
- наблюдение разведчиков в подзорную трубу за Бейджином с горы Саяс;
- сражение Чубака и Алмамбета с одноглазым великаном Макелем, которого Эсен-хан призвал на помощь для борьбы с Манасом. Победа богатырей Чубака и Алмамбета над Макелем, которому Алмамбет выстрелом из ружья выбивает глаз;
- решение Алмамбета, проникнуть в Бейджин и угнать табуны кытаев;
- тайный приход в Бейджин переодетых Алмамбета и Сыргака. Воспоминания Алмамбета о своем побеге из дома и о потере в пути трубки с золотым чубуком;
- переправа Алмамбета и Сыргака через речку Кара-Су. Отъезд табунщика кытаев Карагула, обманутого Алмамбетом и Сыргаком. Угон Алмамбетом и Сыргаком табунов у кытаев;
- выступление войск кытаев в погоню. Сражение Алмамбета и Сыргака с войсками кытаев, преследующими их. Ранение Конурбая Алмамбетом;
           5) сражение Манаса, Алмамбета, Сыргака и Чубака с вражескими богатырями;
- пробуждение после богатырского сна Манаса, разбуженного Чубаком, увидевшим в дозоре сражение Алмамбета и Сыргака с войсками кытаев;
- отъезд Сыргака по приказу Алмамбета к Бакаю за подкреплением;
- вступление Манаса и Чубака в сражение с войсками кытаев. Сражение Алмамбета и Чубака с богатырями кытаев Джолоем и Ушангом, пытавшимися преградить путь угоняемым табунам. Победа Алмамбета и Чубака;
- сражение Манаса, Алмамбета и Чубака с вражеским войском и вернувшимся на поле битвы излеченным Конурбаем;
- нападение на переправе Кель-Кечю Конурбая на Манаса, у которого обессилел конь. Спасение Манаса Алмамбетом;
           6) большая битва Манаса и киргизского войска с войсками кытаев и их предводителями:
- прибытие на помощь Манасу, Алмамбету, Сыргаку и Чубаку киргизских войск во главе с Бакаем.
           Далее вся запись финала эпопеи неполноценна. Сюжет заключительной части выстраивается следующим образом:
- большое сражение. Ранение Конурбая Манасом. Бегство Конурбая;
- отступление войск кытаев. Осада киргизскими войсками города Бейджина;
- сообщение Конурбая Эсен-хану о бедственном положении войск кытаев и его просьба разрешить заключить мир с Манасом;
- заключение мира. Возвращение киргизских войск домой с большой добычей.
Цикл Х. Малый поход Манаса против Конурбая.Смерть Манаса
           Заключительный цикл состоит из двух частей: рождение Семетея, сына Манаса, и битва Манаса с войсками кытаев и его гибель. В первой части повествования эпизоды раскрываются в плане эпической биографии героя-богатыря, во второй – по традиционной однотипной форме изображения богатырских боев.
           Эпизод последней битвы и гибели Манаса завершает его эпическую биографию. Вместе с тем он является экспозицией второй части трилогии «Манас», называющейся «Семетей».
           Сюжет цикла состоит из следующих эпизодов:
           1. Предыстория рождения Семетея:
- мирная жизнь киргизов после Большого похода на Бейджин;
- бездетность шестидесятилетнего Манаса. Решение Манаса отправиться в Мекку для испрошения у Бога ребенка;сообщение Акылай, приглашенной на совет старейшин, что Каныкей ждет ребенка, после чего Манас откладывает свое паломничество в Мекку.
           2. Рождение Семетея:
- рождение у Манаса и Каныкей мальчика;
- устройство Манасом тоя по случаю рождения сына. Наречение мальчика старцем Айкоджо именем Семетей. Решение выступить против Манаса богатыря кытаев Конурбая, обидевшегося на то, что его коню будто бы помешали прийти первым на скачках во время проведения тоя. Принесение  кытаями, желающими уладить конфликт, в дар киргизам дочери Эсен-хана Мискал, которую хочет взять в жены влюбленный в нее Алмамбет.
           3. Устройство Манасом тоя через три года после рождения сына:
- совершение обряда обрезания;
- помолвка Семетея с дочерью Акун-хана, с которым Манас ранее заключил сговор;
- перекочевка киргизов по совету Манаса на Алтай.
           4. Паломничество Манаса в Мекку вместе с Алмамбетом, Сыргаком и Токотоем – одним из сорока чоро Манаса:
- подготовка Конурбая и Джолоя к выступлению против киргизов во время отсутствия Манаса;
- сражение Манаса и его богатырей по пути в Мекку с напавшими на них разбойниками, а также с мифическим существом, преградившим им дорогу;
- встреча Манаса в Мекке с Айкоджо. Посещение могилы Мухаммеда в Медине.
           5. Нападение кытаев на киргизские кочевья:- предупреждение Бакая девушкой Мискал о подготовке кытаев к выступлению против киргизов. Перекочевка киргизов подальше от границы кытаев;
- прибытие Манаса домой. Отправка Манасом гонцов к ханам киргизских родов с призывом явиться к нему с войском;
- выступление Манаса с многочисленным войском против надвигающихся на киргизские кочевья кытаев.
           6. Большое сражение. Гибель Алмамбета, Сыргака, Чубака, коня Манаса – Аккулы; Конурбай ранит Манаса, а Манас – Конурбая. Прекращение сражения между войсками Манаса и противника:
- возвращение тяжелораненого Манаса домой.
           7. Смерть Манаса:
- прощание народа с умирающим Манасом;
- смерть Манаса. Плач Каныкей;
- похороны Манаса и постройка ему гумбеза в степи Баянды.
           От С. Орозбакова записано:
1922 г.
1. «Манастын балалык чагы». Арабская графика; одна тетрадь; формат 16Х21 см, 305 с.; 11 200 стихотворных строк. Инв. № 201 (1787).Запись начал Абдыкаим Мифтахов (1 – 3-я с.), продолжил с 4-й страницы Ибраим Абдырахманов в Нарынской области.
2. «Манастын балалык убагы». Копия, сделанная с записи инв. №201 (переписано с 1 по 17 октября 1922 г.). Арабская графика; одна тетрадь; формат 16Х21 см, 222 с.; 11 200 стихотворных строк. Инв. №202 (1788).
3. «Манастын балалык жана жигитчилик чагы». Копия, сделанная с записи инв. №201 с добавлением последующих эпизодов, переписанных с утраченного оригинала записи. Переписали Сапарбай Соронбаев и Апас Джусупов во Фрунзе. Арабская графика; одна тетрадь; формат 16Х22 см, 682 с.; 28 644 стихотворные строки. Инв. №203 (1789).
1923 г
4. «Манастын биринчи казаты». Переписал с первой записи (оригинал утрачен) Абдыкаим Мифтахов с 19 февраля по 22 марта. Арабская графика; одна тетрадь; формат 18Х22,5 см, 347 с.; 17 836 стихотворных строк. Позднее запись переведена на латинскую графику (рукопись на машинке по инв. №536, 537, 538, 539). Инв. №200 (1119-а).
5. «Манас батыр Текес, Кол, Чуй, Талас, Ат-Башы, Нарын жерлерин каратканы». Записал Ибраим Абдырахманов в г. Нарын и в Ат-Башинском районе Нарынской области. Арабская графика; одна тетрадь; формат 16Х22 см, 673 с.; 24 500 стихотворных строк. Инв. № 204 (1790).
6. «Кыргыздардын Алтайдан Ала-Тоого кочкону». Записал Ибраим Абдырахманов в Нарыне, Ак-Тале и Ат-Баши. Нарынской области. Арабская графика; одна тетрадь; формат 12Х21 см, 393 с.; 19 840 стихотворных строк. Инв. № 205 (1971).
1924 г.
7. «Манас баатырдын Алоокени каратканы», «Алмамбет баатырдын жомогу». Записал Ибраим Абдырахманов; где осуществлена запись, не указано. Арабская графика; одна тетрадь; формат 17,5Х23 см, 618 с.; 28 195 стихотворных строк. Инв. № 206 (1792).
8. «Манас баатырдын Атемирдин кызы Каныкейди алганы», «Манастын Козкамандар деп аталган туугандарынын келиши». Записал Ибраим Абдырахманов в г. Нарыне. Арабская графика; одна тетрадь; формат 14Х22,5 см, 519 с.; 23 950 стихотворных строк. Инв. № 207 (1793).
9. «Чон чабуул». Записал Ибраим Абдырахманов в Ача-Кайынды  и в Ат-Баши Нарынской области. Арабская графика; одна тетрадь; формат 18Х24 см, 419 с.; 16 384 стихотворных строк. Инв. № 208 (1794).
10. «Кокотойдун ашы». Записал Ибраим Абдырахманов в г. Нарын и в Ат-Баши и Ак-Тале.Арабская графика; одна тетрадь; формат 17Х22,5 см, 372 с.; 13 644 стихотворные строки. Инв. № 209 (1795).
1925 г.
11. «Чон чабуул». Записал Ибраим Абдырахманов в г. Нарын, в Кочкорском и Ат-Башинском районах на джайлоо. Арабская графика; одна тетрадь; формат 15Х22 см, 545 с.; 21 640 стихотворных строк. Инв. № 210 (1796).
1926 г.
12. «Кичи чабуул». Записал Ибраим Абдырахманов в г. Нарын и в Кочкорском районе Нарынской области. Арабская графика; одна тетрадь; формат 17Х22,5 см, 312 с.; 11 507 стихотворных строк. Инв. № 211 (1797).
Публикации варианта С. Орозбакова:
Отдельные сокращенные эпизоды:
На киргизском языке: «Манастын балалык чагы» («Детство Манаса»). Подготовил к изданию И. Абдрахманов. Фрунзе, 1940; «Алооке-хан» («Хан Алооке») Подготовил к изданию И. Абдрахманов. Фрунзе, 1941; «Макел доо» («Великан Макел») Подготовил к изданию И. Абдрахманов. Фрунзе, 1941; «Алгачкы айкаш. Чон казаттан узунду» («Первое сражение. Отрывок из Большого похода»). Подготовил к изданию Дж. Бейшекеев. Фрунзе, 1942; «Биринчи казат» («Первый поход»). Подготовил к изданию К. Рахматуллин. Фрунзе, 1944.
Вариант С. Орозбакова в сокращенном виде, с сохранением ведущей сюжетной линии и сюжетного состава:
На киргизском языке: «Манас». Китеп 1. Подготовил к изданию С. Мусаев. Фрунзе, 1978; «Манас» Китеп 2. Подготовили к изданию К. Кырбашев, Дж. Мусаева, Р. Сарыпбеков, О. Соронов. Фрунзе, 1979; «Манас». Китеп 3. Подготовил к изданию С. Мусаев. Фрунзе, 1981; «Манас». Китеп 4. Подготовил к изданию Э. Абдылдаев. Фрунзе, 1982.
Сводно-сокращенная композиция эпоса «Манас» по текстам С. Орозбакова и С. Каралаева:
На киргизском языке: «Манас», Болук 1. Китеп 1 – 2. Под общей редакцией профессора Б. М. Юнусалиева. Фрунзе, 1958;
На казахском языке: «Манас». Китеп 1 – 2. Алматы, 1962.
На русском языке: «Манас». Киргизский эпос. «Великий поход». М., 1946;
Отдельные главы эпоса были опубликованы:
На русском языке: «Манас». Эпизоды из киргизского народного эпоса. М., 1960.
На узбекском языке: «Манас» Булим 1. Китоб 1. Ташкент, 1964.
Ряд сокращенных эпизодов из сводного варианта, опубликованного на киргизском языке во Фрунзе в 1958 г. («Манас» Китеп 1 – 2), вошли в книгу «Манас», вышедшую на венгерском языке в переводе А. Беде: Hungarian translation Bede. Europa Konyvkiado. Budapest, 1979 (219 c.).

Категория: Манас | Добавил: begi (30.04.2007) | Автор: Abisheva Begimai
Просмотров: 42348 | Рейтинг: 4.2 |

Меню сайта
Категории каталога
Манас [7]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 636
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz