Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века
Свадебная игра молодежи - кыз ойун
На свадьбу едут все. Берут с собой скот, режут барана и сырым везут, а варят его в ауле невесты и угощают тамошних. В свою очередь, приехавших угощают хозяева своим угощеньем. На следующее утро отец невесты говорит, сколько калыма он требует. Обе стороны торгуются (в счет идут гончие собаки, беркуты, бегуны и проч.; прежние подарки не считаются). С момента сговора идут приготовления невесты, готовят одежду, приданое, а гости тем временем живут здесь 15 дней -1 месяц. Жених в это время живет в орго вместе с невестой. Весь орго содержимым, вьючных верблюдов и иноходца для невесты дает ее отец. Приданое дается без уговора, на совесть. В течение этого пери¬ода бывает кыз ойун (л. 53). Сагимбай Когда во второй раз жених приезжает, дней за 7-10 до приезда родителей, чтобы взять невесту в свой аул, устраивается молодежью кыз ойун (вечерка). Когда жених приехал, он отправляет женщин к матери невесты, просить отпустить на вечерку; женщины говорят: "Мы пришли по просьбе твоего зятя". В юрте сидят жених и невеста рядом посередине, а другие кругом. Начинают играть. Из платка делают жгут. Посреди юрты стоит парень со жгутом в руках и поет ыр (песню), в котором, не называя имени, описывают красоту девушки, например, и бросает жгут одной из присутствующих. Та хватает жгут и принимается хлестать парня, после чего оба целуются: становясь спиной к спине, полуоборачиваются обхватив один другого через плечо, причем парень не преминет пожать груди своей партнерши; и так сначала с одной стороны, потом с другой (девушки поют). Затем девушка становится на место парня и ударяет кого-нибудь другого из парней, и они целуются, и т.д. Жених и невеста активного участия в игре не при¬нимают, а выступают только раз: в середину встают парень и девушка и просят их от имени присутствующих кыз круштремыс - чтобы жених с невестой познакомились (? - Ф.Ф.) [Кыз круштремыс - может быть, "кыз кёрюштюрмёк", т.е. "познакомить" с девушкой (невестой)?]. Парень подходит к женину, девушка к невесте, берут их за руки, выводят на се¬редину юрты и заставляют целоваться (см. выше), сами тоже целуются, а потом целуются таким образом все присутствующие. И так до утра (л. 57). Караколский у., дол. р. Тюп Через два-три месяца после заключения договора (принципиального) между отцами, жених, взяв с собой бегунца, трех кобыл и один тай, едет с товарищем к аулу отца невесты. Приезжают туда под вечер. Ха несколько дней перед этим он посылал человека предупредить родителей невесты, что приедет в такой-то день. К этому дню готовят отдельную юрту (орго). Когда его завидят из аула, родители невесты уходят из юрты. Свахи (тетки) принимают жениха. Он подъезжает к орго и входит. В ауле режут барана и угощают жениха и его товарища. Затем собирают девушек, молодух, парней и устра¬ивают ойун. Невесту зовет на вечеринку близкая ей женщина. Же¬них и невеста сидят и не принимают участия в играх. Он сидит по правую руку от своей невесты. Игру начинает молодуха-распорядительница, родственница невесты. Девушки сидят в верхней части юрты, парни - в нижней. Распорядительница берет токмок (жгут) и дает девушке, та идет и ударяет им парня, который в ответ поет пес¬ню, потом встает; встает также присевшая тем временем девушка, вызвавшая его на песню, и они целуются, становясь спина к спине (см. выше) и т.д. Один только раз товарищ женина поет - когда распорядительница его ударит и потребует, чтобы жених с невестой целовались, - поет за жениха. Так ойун продолжается до полуночи (л. 57). Талас Чолпонкулов Кайназар Для последнего пира выбирают день (исключая несчастливые вторник, пятницу и субботу [У таджиков Каратага свадебные дни - четверг, суббота (Леверева Е.М. Указ. соч. С. 182); у каратегинских таджиков "несчастливым" для сближения между новобрачными считалось время в ночь на субботу, вторник и среду, а свадебными днями были понедельник и четверг (Таджики Каратегина и Дарваза. Ч. III. С. 38, 53); у каратегинских киргизов свадьба не устраивается в месяц сафара, а также во вторник, в месяц рамазан устраивать свадьбы можно (Кармышева Б.Х. Личный архив); у каракалпаков "счастливым" для свадьбы днем считалась среда (Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 83); у казахов - сре¬да, четверг (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 15). Толеубаев А.Т. пишет: «"По закону инициальной магии, к этому дню приурочивалось только начало желаемого действия, а появление ожидаемого результата представлялось магической си¬ле "счастливого дня"» (Там же)] ). Назначается вечеринка, на которую собирается вся округа, у кого-нибудь на стороне, и хозяину этой кибитки за угощение платит отец жениха. Там невеста получает пода¬рок, называемый кыз ойнатмок [Кыз ойнатмок - букв. "развлекать девушку"]. На этой вечеринке родители обе¬их сторон и люди старшего возраста не присутствуют. Молодежь играет: женщины, девушки с мужчинами (2 группы). Распорядителями являются представители обеих групп. Жених с товарищем находится в кругу женщин, но участия в игран не принимают, оставаясь зрителями. Одна из игр - поцелуйная. Выбирается по два бия с каждой стороны, один или другой сидят ближе к той и другой стороне. Кроме них еще те, кто выводит участников на арену (исполнители – башчи [Башчи - возглавляющий, руководитель, главарь, предводитель (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 121). Так что точнее было бы перевести это слово как "выводящий", а не "исполнитель"] ). Когда возвращаются с вечеринки, то родители жениха сидят у тестя, а у порога внутри его кибитки постлан новый шелковый платок. Входя в кибитку, молодые кланяются родителям; кто при входе ступит первым на платок, тот и будет хозяином в семье. Невеста остается у отца, а жених сразу же уходит в оргё. Женга устраивает в оргё постель, жених ложится, к нему приводят невесту, после того как ее родители легли спать. Рано утром невеста возвращается в кибитку своего отца (л. 39-40). Талас Чолпонкулов Кайназар Жекач жуктир - отправка деревянного каркаса орго (уй жекач) от жениха в аул невесты. Его сопровождает мать жениха. Уй жекач - угощение, которое жених посылает по этому поводу аулу невесты. Кошмы приготовлены уже в ауле невесты. Спустя неделю после этого женихова сторона получает извещение, что все го¬тово (л. 39). Солто Жанызак Жекач жуктир - отец женина режет барана и вместе с женой и сыном едет к отцу невесты, везя с собой сырое мясо, боурсаки и другое угощение. Мясо отдается в дом невесты. Для жениха и его родителей ставят особые кибитки. Боурсак и прочее служит для угощения посетителей. Отец невесты устраивает той (последний пир перед отъездом невесты. - Б.К., С.Г.). Отец жениха режет кобылу, готовит мясо, потом зовет отца невесты и говорит: "Вот я приготовил пищу, теперь угости свой аул". Потом выставляется напоказ все приданое невесты. Ставят баканы [Бакан - шест, которым поднимают кошмы и верхнюю часть остова юрты], натягивают веревку и вешают шубы, чапаны, одеяла и другие вещи у кибитки ее отца. На следующий день отец невесты предлагает свату взять приданое, дает ему еще одну лошадь и начинает вьючить приданое на верблюдов. Потом готовят лошадь невесты. Весь вьючный скот также дается невесте из дому. Если в приданое дается кибитка, то женин помещается в ней. Все приданое сложено в ней. Угощение находится в кибитке отца невесты (л. 34). рч. Большой Кебин Кыдыр Перед увозом (невесты. - Б.К., С.Г.) устраивают большой той, ре¬жут две-три кобылки (л. 54). Сагимбай Тогда устраивается той, после чего молодуха переезжает к мужу. До того, с момента заключения договора между отцами, женин называется кайн, а невеста - колукту. На той жених приводит скот и устраивает угощение и разные игры (кок бору и др.). В ауле невесты до ее отъезда (? - Ф.Ф.) мужчины (со стороны жениха) стараются отнять (взяты приданое, женщины защищают и не отдают. Они крепко втыкают в землю кол и привязывают к нему толстый аркан. Чтобы взять вещи, мужчины должны вытащить кол, в чем женщины им мешают и тянут за аркан. Если мужчины начинают одолевать, то, защищаясь, женщины используют грязь, помет, муку, которыми они забрасывают нападающих и мажут им лица; на это мужчины не смеют отвечать контрнападением. Если им удается все-таки вырвать кол, они все равно остаются ночевать, так как уже поздно; если же им это не удается, то приходится идти к женщинам на поклон и выкупать приданое подарками. Отец и мать жениха находятся в этом же ауле. В юрте, где они помещаются, с ними находятся два человека, от обеих сторон по одному для оказания услуг и почета. Отец невесты режет скотину. Начинают расчет. Кто совестливый, тот еще добавляет, чтобы уравнове¬сить калым и приданое (л. 54). Калым и приданое р. Тюп Жингиш ажи Калым - от отца жениха. Оргё со всей обстановкой и одежда невесты (шоукеле и проч.), снаряжение вьючных животных и сами животные - от отца невесты. Смотря по достатку отца жениха калым бывает: чон бай, орте, айак. Чон бай, т.е. "большой бай" выделяет 100 голов крупного скота (лошади, коровы, верблюды) и 1000 голов баранов; орте, т.е. "средний" - 50 голов крупного скота и 100 баранов; айак, т.е. "бедняк" - 25 голов крупного скота и 50 баранов. Уплата производится в два приема. При второй уплате, кроме тре¬буемого количества скота, отец жениха берет с собой одного верблюда с четырьмя кулями хлеба, два пуда урюка, кишмиш, голову сахара, одно¬го цельного (паленого) барана, одного разрезанного и сваренного и уст¬раивает той (мать жениха и тетка также приезжают). Отец невесты ре¬жет кобылу, собирает девок и молодух и устраивает ойун ночью (л. 58). Каравос Окончательный сговор о том, сколько нужно добавить к уже уплаченному, происходит за несколько дней до увоза молодухи (л. 58). Если жених отказывается после первой брачной ночи взять невесту в жены, отцу ее остается все, что было дано до сего времени, и невеста возвращается отцу (л. 58). Размер приданого определяется самим отцом невесты по совести (л. 58). пер. Эмель на Джумгале Чинавай Касымбеков Приданое молодуха развешивает в ауле своего отца после бракосочетания, до отъезда молодых в аул мужа. Предварительно, для подсчета и осмотра, развешивает добро на аркане, протянутом от чангарака до чангарака соседней юрты, а потом уже всё вносится в арго и развешивается внутри (л. 59). рч. Большой Кебин Чинавай Приданое развешивается на аркане, протянутом от чангарака до чангарака, у иного по всему аулу. Булжайде - приданое; сеп - одежда молодухи и снаряжение ее лошади. Булжайде развешивается утром дня бракосочетания. Родители устраивают той, сзывают гостей; делают байгу взрослых лошадей и кунанов [Байга - скачки, устраиваемые в честь какого-то важного события и обяза¬тельно в честь свадьбы. У каракалпаков и киргизов козлодрание устраивалось и после удачного сватовства (Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 87; Кисляков Н.А. Очерки... С. 115). У каратегинских же киргизов, как отмечали некоторые информаторы Б.Х. Кармышевой, скачки устраивались только по поводу обрезания, а на свадьбах не устраивались. Возможно, это связано с влиянием Ферганы на обычай каратегинцев,где пир по поводу об¬резания считается более важным событием, чем свадьба. Кунан - жеребенок по третьему году]. Перед байгой гости угощаются и осматривают приданое. Вернувшись с байги, родители жениха дарят родителям невесты хорошую лошадь и покупают этим право снять Булжайде с арканов сво¬ими силами и сложить в орго (л. 60). местн. Сарыбулак Сатывалды Буку Жук санар [Жyк санар - букв. "пересчитывающий приданое".] - какой-нибудь очень уважаемый старик из присутствующих на свадьбе пересчитывает приданое, собранное и сложенное в орго, - все, что относится к обстановке, постели и проч. Пока он считает, снаружи стоит привязанная к орго хорошая лошадь (или верблюд), которую (которого) привел близкий друг семьи жениха. По окончании подсчета лошадь (верблюд) поступает в подарок отцу невесты. Жук санар (старик) выбирает себе из того, что он считал, подарок по ценности равный хорошей лошади. При отъезде молодых отец невесты, если он состоятельный человек, должен был дать в приданое дочери девять верблюдов, ценного иноходца, хорошую лошадь и одежду жениху и его товарищу (куйо жолдаш [Куйоо-жолдаш - букв. "друг жениха"] ), кроме того, подарки свату и сватье. Помимо того, что сложено в орго, кольцом вокруг аула на арканах, протянутых на щитах, висят ценные одежды; аркан продет сквозь рукава халатов, чапанов, как изгородь (л. 37). рч. Большой Кебин Сагимбай Жук жию [Жук жию - букв. "сбор приданого"] - когда провожают молодую в аул мужа, то в приданое дают: 15 пестрых кошм, до тысячи чапанов. При отъезде из род¬ного аула часть приданого идет местным старикам и почетным людям. Потом, по приезде в свой аул, молодой устраивает той, во время которого еще часть приданого расходится по рукам его родственников и одноаульцев. Беднейший человек дает за дочерью не меньше пяти одеял (л. 54). Мусульманское бракосочетание – Нике рч. Большой Кебин Каравос Время совершения ника. Ника совершалось прежде в ту же ночь, что и такйа сайды, чтобы ребенок, который мог после этого родиться, был законным (л. 51). Батыркан Накануне увоза невесты совершается бракосочетание (л. 59). рч. Большой Кебин Сагимбай Наутро (после первой брачной ночи. - Б.К., С.Г.) вызывают муллу, который сочетает браком молодых (л. 54) [Это лишний раз показывает, что отношение к мусульманскому бракосочетанию было более чем формальным]. местн. Сарыбулак Сатывалды Буку Место совершения ника. Ника совершается в зависимости от муллы в том или другом ауле, в отцовской кибитке. Невеста сидит за кошого справа внизу, жених - среди народа. Кошого принадлежит невесте (л. 41). Талас Чолпонкулов Кайназар Ника делается в ауле жениха в первый же день приезда. рч. Большой Кебин Чинавай Перед ника жених в ауле невесты переодевается во все новое, сшитое ему родителями невесты, а прежнюю одежду оставляет теткам (женге). Сама невеста ничего не шьет, иначе ее упрекнут в желании выйти замуж. Невеста также переодевается в новое платье. Все это происходит во время установки арго. Эта новая одежда называется куйо кыздыке (киим) [Одеваться во все новое перед бракосочетанием означает для жениха и невесты переход в следующую возрастную группу. Куйо кыздыке (киим) - одежда же¬ниха и невесты].