Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Пятница, 26.04.2024, 00:29   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века
Добрачные свидания жениха и невесты
рч. Макмал-Нарын близ Тогуз-торо Батырхан
Разговор о калыме идет только тогда, когда приходит пора соче¬тать обрученных браком (если обручены были малолетние дети. - Б.К., С.Г.). До того отец жениха посылал своему свату только по¬дарки. 14-16-летний жених начинает посещать аул невесты до реше¬ния вопроса о калыме и привозит ее отцу подарки - скот. Едет с то¬варищами. Он останавливается где-нибудь, не на виду, и там ему де¬вушки и молодухи ставят юрту. Женгетай - подарки, которые он привозит женщинам, чтобы они привели к нему невесту. Этот вечер они проводят в развлечениях, играя на кобызе, кыйаке и пр. (это не кыз ойун) [Кыз ойун - одна из игр киргизской молодежи устраивалась во время досвадебных приездов жениха к невесте и в дни свадебных торжеств накануне увоза новобрачной в дом мужа (Абрамзон С.М. Некоторые стороны быта киргизской молодежи (XIX-ХХ вв.) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 107). Ф.А. Фиельструп несколько раз подчеркивает, что кыз оюну проводятся только после обряда такыя сайры, т.е. практически после вступления в брак молодых. Хотя были, видимо, и отступления от этого правила, и брачная ночь была после обряда кыз оюну. Ф.А. Фиельструп называет иногда эти игры вечеркой. Но это не вечерка в общепринятом смысле слова, а нечто более серьезное. По всей вероятности, эти игры были отголоском групповых брачных отношений]. Потом жених уезжает. Затем приезжает его отец и спрашивает о размерах калыма и о времени свадьбы (л. 50).
рч. Большой Кебин Жантели
Когда жених подрастет (в 15 лет), он едет в гости к невесте с товарищами. Останавливается в сторонке, на низком месте. Его встречают извещенные о его приезде молодухи, девушки и парни, ведут в специально поставленный юрту и угощают там до вечера. Когда наступает вечер, женге [Ж'енге - по терминологии родства - это жена дяди по материнской линии или жена старшего брата; старшие родственники невесты женского пола, которые руководят ее проводами в дом жениха или организуют тайные посещения жени¬хом невесты в добрачный период, за что получают подарки - женгетайлык (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 248). Женге - не сваха, как отмечают некоторые информаторы Ф.А. Фиельструпа, а наставница невесты, посредница между ею и женихом (.Лобачева Н.П. Сверстники и семья // СЭ. 1989. № 5. С. 87). Более того, это лицо, охраняющее невесту от враждебных сил, всегда находится рядом с невестой, даже тогда, когда невеста остается вдвоем с женихом (Снесарев Г.Л. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 82). Наиболее полные сведения о женге (янга), литературные и полевые, приведены в упомянутой статье Лобачевой Н.П. "Сверстники и семья] - тетки невесты - идут за нею. Родители невесты знают о приезде жениха и не показываются [Как известно, практически у всех народов Средней Азии жених должен был избегать родителей невесты, начиная со сватовства и до свадьбы, а в некоторых районах до отъезда невесты в аул жениха. Через определенное время устраивалась специальная церемония типа приобщения к очагу дома невесты, сопровождавшаяся взаимными подарками. У киргизов Таласа, по материалам Ф.А. Фиельструпа, это происходило через 1-2 года (см. ниже). О семейно-брачных запретах и избеганиях вообще, между мужем и родственниками жены, в частности, см.: Кисляков Н.А. Очерки... С. 163-239; там же приведена литература по вопросу]. Женге испрашивают у матери невесты разрешения свести девушку на вечеринку. За привод невесты они требуют с жениха женгетай - (от богача - лошадь, материю или рублей 100 денег). В юрте собирается много молодежи. Перед играми (кыз ойун) [Кыз оюну (букв. "девичья игра")] режут барана и угощаются. Парни, кто не сможет войти в перепол¬ненную юрту, остаются снаружи. Опытная молодуха (ойун баши) ведет игру. Игра продолжается до полуночи, иногда до утра, и после нее все, включая жениха, уезжают. Если жених за дальностью расстояния до дома остается ночевать, то ночует один, а невесту уводят. Пока жених гостит в ауле, играют каждый вечер. Потом он едет домой.
рч. Большой Кебин
Во второй приезд жениха, через один-шесть месяцев приблизительно, таким же порядком, как и в первый раз, играют. После игр жених остается ночевать со своей невестой (родители знают, но не показываются). До свадьбы жених бывает таким образом несколько раз.
Такйа сайды. Через год после первого посещения жених едет с матерью к родителям невесты. Они берут с собой несколько голов крупного скота и вареное мясо (барана): грудину, седло и несколько других лучших частей. Мать со скотом направляется прямо к юрте навстречу выходят женщины и девушки и там угощаются приве¬зенным мясом. Потом в юрте отца невесту сажают в дальний левый (правый от тора) угол, собираются люди, родители невесты и мать жениха. В старину на невесту надевали высокую шапку с перьями филина [О перьях филина на головном уборе невесты см.: Кармышева Б.Х. К вопросу об украшениях из птичьих перьев у народов Средней Азии и Казахстана // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. Нукус, 1989]. Жениха приводят к юрте с той стороны, где си¬дит невеста, приоткрывают кошмы юрты, снимают один уук и привязывают к его концу платок. Жених этим орудием колет в шапку (такйа) невесты. Шапка падает, женщины снимают платок и оставляют себе, а жених вытаскивает уук обратно. Этот обряд называется такйа сайды. Если невеста мала, ее сажают повыше (л. 51).
солто Жанызак
Когда невеста станет уже взрослой, устраивают такйа сайды – уйжаны [Такыя сайды - букв. "снятие девичьей шапки пикой". Обряд предшествовал тайным добрачным свиданиям жениха и невесты - реликтовой форме древних семейно-брачных отношений периода матрилокального брака. У киргизов пле¬мени адигине и кашгарских киргизов называется уй жаны - букв. "быть близко к дому невесты" (Абрамзон С.М. Киргизы... С. 226), так как жених во время обряда находится не в юрте невесты, а вне ее, рядом. Вот что пишет об этом обряде Ф.А. Фиельструп в отчете о поездке к киргизам: "Вопросу о браке мною было уделено большое внимание, в частности, меня интересовал вопрос о свадебных посещениях женихом невесты, которые и происходят якобы втайне от родителей, не являются секретом ни от кого и вполне санкционируются обычаем. Сговоренный жених, придя в возраст и уплатив известную часть калыма, приезжает в аул невесты и останавливается в посторонней юрте. Это посещение называется уйджаны, так как жених остается после юрты невесты, не входя в нее. Затем происходит обряд тахья сайры. Невеста, надев девичью шапку (прежде остроконечную тахья), садится в юрте отца, обычно, в кругу своих родственников. Жених приоткрывает уголок покровной кошмы, просовывает в отверстие палку (купольную жердь от юрты) с навязанным на ее конце платком и легоньким толчком сбивает или сдвигает шапку невесты. Платок остается в пользу свахи (женга). Постановка этого обряда немного варьирует в разных ме¬стах: шапку сбивают то один раз, то три раза, то это действие сопровождается вопросом: "Направо или налево?" (т.е. партия жениха загадывает: удачен или неудачен брак?), то совершается безмолвно. Этим ударом как бы испрашивается разрешение на близость, и с этого момента (соответствующего казахскому орунтой) жених и невеста становятся фактически супругами. Свадьба по мусульманскому ритуалу, с участием муллы, совершается лишь перед отъездом молодухи из отчего дома в аил мужа, а прежде ее устраивали непосредственно после уйджаны, что подтверждает наше мнение о моменте заключения брака" (Фиельструп Ф.А. Исследования среди каракиргиз // Этнографические экс¬педиции, 1924, 1925. Л., 1926. С. 49-50).]. Отец жениха, мать, сам жених и товарищи-родственники едут в аул невесты, взяв с собой не меньше 9 голов скота (калын мал). Для кйоу (жениха) там ставят особую юрту вдалеке, чтобы он не стеснялся стариков [Дело здесь не в стеснении, а опять-таки в обряде избегания женихом родителей невесты (см. примеч. 33)]. Его родители помещаются в другой кибитке. Сверх приведенного скота отец невесты просит еще салык - хорошую лошадь из дому.
Торжество называется такйа сайды. В кибитке своего отца невеста сидит справа у жука на подостланном одеяле; с нею сидят в кибитке и женщины. Все кошмы и чий убраны - от кибитки остается один остов. Мужчины находятся снаружи. Жених берет ук (жерды, привязывает к нему белый платок и кусочек ваты, подходит к кибитке со стороны невесты и концом палки сдвигает на бок шапку невесты. Мужчины спрашивают: "Он бы, сол бы?"за 1Кенщины отвечают: "Кудай онылса, он, он!" ["Он бы, сол бы?" - букв. "направо или налево?"] (Если бог верно направил, то верно!). Это повторяется трижды. После этого происходит тошок талаш ["Тошок талаш" (букв. "борьба за постель") - борьба за невесту, борьба за приданое и другие свадебные игры, где с одной стороны участвуют женщины, часто независимо от принадлежности к той или иной стороне, а с другой - мужчины;этот обряд является пережитком борьбы матрилокальных и патрилокальных тенденций (Абрамзон С.М. Киргизы... С. 234, 235; Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы... С. 313; Кисляков Н..А. Очерки... С. 160)] (тянут тюфяк). Делают в земле отверстие (яму), и от него роют галерею под землей к другому отверстию. Копатели на корточках помещаются в той и другой яме и пробуравливают код между ними палками. Когда ход готов, то в него проводят втрое сплетенный аркан. Один его конец привязывают к ручной каменной мельнице (жартылчак), которая помещается в одной яме; эту яму закапывают.
Во время тошок талашу открытой ямы за аркан берутся женщины (все, без различия принадлежности к той или иной стороне) и тянут в сторону жартылчака, а мужчины - за свободный конец аркана в обратную сторону. Защищаясь, женщины мажут мужчинам лицо "грязью", которую они делают, смешав с водой один казан золы и один казан отрубей. Мужчины должны вырвать аркан из земли, перетянув женщин.
Если мужчинам не удается перетянуть (? - Ф.Ф.) аркан, то отец жениха должен дать им лошадь и девять табак мяса, а отец не¬весты надевает на свата киит. В обратном случает тянущие ничего не получают, а киит дается так же, как и в первом случае (л. 33).
Ошский охр., Актор Кумбель Рай Куваев
Такйа сайды проходит до Ника [Бракосочетание мусульманское. Отношение к этому обряду у киргизов было часто формальное. Чаще делали в доме невесты, но, по материалам Ф.А. Фиельструпа, иногда в доме жениха. Некоторые информаторы Ф.А. Фиельструпа называют ника свадьбой, что не совсем точно]. В юрте сидят женщины, а мужчины снаружи. Одна сторона кошмы открыта, чтобы было видно. Поют, соревнуясь по очереди. Невеста сидит справа от тора.
Жених привязывает платок к палке; в платок завязано несколько монет. Он просовывает эту палку между кереге баши [Кереге башы - верхняя часть кереге (деревянной цилиндрической части юрты).] и легонько тычет ею в такйа (тюбетейку); женщины бросаются к платку, чтобы схватить его. Ничего при этом не говорится, только поют. Проделывается это один раз и в юрте отца невесты. Женщины, хватаясь за палку, срывают платок, а мужчины стараются ее вытащить, не дав платка (л. 44).
Игра перед первой брачной ночью
Караколский у., дол. р. Тюп Сагимбай Оросбеков
Жених приезжает в аул невесты и помещается в отдельной юрте в ауле, где живут не родственники семьи невесты. Он сидит в юрте вместе с народом. Туда входит человек с наброшенным на голову чапаном, поверх чапана на голове надета девичья шапка. Человек (замаскированный мужчина) садится посреди юрты. Жених выходит, берет палку (или ук), привязывает на ее конец платок, делает снаружи отверстие, отодвинув или откинув угол кошмы на юрте, и сбрасывает концом палки с головы пришедшего шапку. Сбросив, спрашивает: "Он?" или "Сол?" замаскированный мужчина скидывает чапан и говорит: "Какой тебе он или сол? Я не девушка, а мужчина", - берет платок и уходит. В таком же одеянии приходит потом невеста. Повторяется та же игра. Когда жених спрашивает: "Он" или "сол?", в юрту входит мать невесты, и все отвечают: "Он!", а мать берет платок себе. Тогда жених возвращается в юрту, все угощаются мясом, после чего невесту уводят, а в юрте стелят постель в присутствии жениха. Невесту приводят ему другие женщины (не мать). Все уходят. Если жених молод, то никто не сторожит у юрты, а если он намного старше, женщины подслушивают, не будет ли невеста плакать. Чуть свет их будят и молодую жену женщины уводят в юрту ее отца. Муж скрывается в свой аул, чтобы его не видели ее родители.
Уйжаны (привыкание друг к другу) продолжается до тех пор, пока не будет выплачен весь калым (л. 47).
Такйа-сайды
Кыдыр
До совершения обряда такйа-сайды жених держится вдали от аула, а после чего появляется открыто. Невеста сидит на главном месте в кругу женщин и мужчин. Жених заходит снаружи и, открыв отверстие в кошме, ухом колет такйа невесты, а молодежь с ним кричит: "Туз бу?" (Точно ли попал?). Им отвечают: "Туз!" (такыа он толь¬ко слегка сдвигает). Вопрос имеет характер просьбы о разрешении увезти ее. После этой игры невеста одаривает приезжих халатами.
Отец жениха приводит хорошую лошадь и спрашивает отца невесты, когда он разрешит увезти ее.
Уйжаны - первое посещение аула невесты женихом (букв. "возле юрты". - Б.К., С.Г.), что указывает на очень отдаленную бли¬зость, когда жених остается вне юрты и даже, может быть, не видит своей невесты. Впрочем, все зависит от тещи, которая иногда позво¬ляет молодым все, вплоть до совместного ложа, хотя ввиду священности юрты отца невесты, супружеские права им не предоставлялись (л. 47).
уроч. Коль, Учбулак
кава
Уйжаны происходит днем. Жених колет три раза и трижды привязывает к концу уха платок, который каждый раз у него снимают. Люди, находящиеся с женихом снаружи, спрашивают: "Онг бы, сол бы?". "Онг" - отвечают изнутри, т.е. "правильно". После этого он является уже мужем и имеет свободный доступ к ней. О калыме речь идет гораздо позже (л. 47).
Нарынская вол., Бучук Бозбаштык ажи
Такйа сайды происходит днем в одно из последних посещений жениха, который для этого приезжает специально с отцом. Для этого, если он и проводил ночи с невестой, то только подкупив женга. После такйа сайды он имеет законное право на ложе невесты.
Уйжаны и есть тот момент, когда жених находится возле юрты. Девушке тогда лет 15-17. Такйа сайды не делают раньше достижения ею половой зрелости.
Кыз ойун и прочее устанавливают только после такйа сайды; до этого момента посещения женихом невесты были совершенно секретны. При Уйжаны, происходящем днем, для такйа сайды невеста сидит справа от тора. Сбивание шапки происходит один раз и не со¬провождается никакими словами (л. 50).
пер. Каравос
В первую ночь, если молодой сомневается в том, что его жена останется ему верна, или наоборот, один заставляет другого "закусить" пулю в знак верности (л. 50).
Жеттитор
кавак
Во время такйа сайды девушка сидит справа от тора. Никаких слов при этой игре не произносится (л. 5О).
р. Макмал-Нарын близ Тогуз-торо Жингиш ажи
Уй жаны и такйа сайды совместны. Кыз ойун происходит только через две-три ночи.
После такйа сайды жених уезжает, не повидав невесты или увидав только сквозь отверстие, в которое просовывает палку. Во второй и последующий разы он приезжает к вечеру, к нему приводят невесту с разрешения ее матери. В эту ночь они не остаются вместе спать. Сочетание происходит в следующую ночь, до которой жених остается гостить в ауле. Следят и спрашивают о целомудрии невесты в ночь ника (л. 50).
Такйа сайды происходит в то время, когда ведется разговор о дне свадьбы и о калыме. Невеста сидит за кошото слева от тёра (л. 50).
местн. Сарыбулак Сатывалды
буку
Такйа сайды - невеста сидит справа, за кошого в отцовской кибитке, в присутствии обеих сторон. Задают вопрос: "Он бо?" Ответ: «Он!» (л. 36).
Пер. Каравос
Если после разговоров, следующих за такйа сайды, одна из сторон отказывается от брака, то родители возмещают затраты (л. 51).
Первая брачная ночь
Солто Жанызак
К вечеру перед отъездом все приданое сложено в оргё. Мягкие вещи, по девять штук каждого рода, сложены стопкой, невесту ждет жених. Из отцовской кибитки жениху приносят молодую на белой кошме [Кошма обычно делается из шерсти барана. А все, что относится к барану, са¬крально,особенно шерсть. У карачаевцев сакрален не весь козленок (козел тоже жертвенное животное), а только шкура, хвост и три первых позвонка в хво¬сте (Каракетов М,Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995. С. 83). Кроме того, баранья шкура (как и шкура других тотем¬ных животных), по мнению исследователей, есть символ плодородия. Не случайно у многих народов невесту сажали на шкуру животного, постеленную шерстью вверх (.Лобачева Н.Л. Свадебный обряд... С. 43; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 29-30). У хорезмских узбеков невесту в доме мужа сначала опускали на мужскую овчинную шубу, когда снимали ее со свадебной арбы (.Лобачева Н.Л. Свадебный обряд... С. 4З). У узбеков племени кунград, по записям Б.Х. Кармышевой в Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областях ковер из крашеных овечьих шкур (хасали пустяк) служил верхним покрывалом для новобрачных в первую брачную ночь, им укрывались поверх одеяла (о ковре из меха см. также: Мифы народов мира. М., 1982. Т. 1. С. 238). А.Т. Толеубаев предполагает, что ношение невесты на белой кошме связано с обычаем величания новобрачных, которых у многих народов называли царственными именами ("князь, княгиня" - у русских, "ша", т.е. "шах" - у таджиков и т.д.), избранного хана то¬же поднимали на белой кошме. А духи боятся царственных лиц и не решаются подступиться к новобрачным (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 20-21).]. Он ее принимает, и они спят на этом мягком ложе.
До захода жениха в оргё отец невесты режет барана, там же готовят мясо, а сырую голову барана выбрасывают через тундук. Эта голова в кибитку больше не возвращается; кто-нибудь ее подлавливает и уносит [Как известно, очаг и дымовое отверстие занимали большое место в магических обрядах. Видимо, потому, что они были вместилищем огня - покровителя человека, семьи (см. об этом ниже). Казахи выбрасывали через дымовое отверстие в юрте молодоженов обглоданную шейную кость жертвенного барана, чтобы дым хорошо выходил из юрты (Кисляков Н.А. Очерки... С. 109; .Лобачева Н.Л. Различные обрядовые комплексы... С. 304, 330; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 24). А это, как известно, способствует неугасанию очага. У тувинцев невеста, впервые вошедшая в юрту свекра, льет молоко, бросает сало в огонь и брызгает молоком же в дымовое отверстие (Потапов Л.Л. Очерки... С. 242), т.е. приносит жертву не только очагу, но и дымовому отверстию. У киргизов, по ф.А. Фиельструпу, в юрте молодоженов выбрасывали через дымоход голову жертвенного барана, которую, по сообщениям одних информаторов, варят потом и едят, а по сообщениям других, эта голова в юрту больше не возвращается, а кто-то ее ловит и уносит. Думается, что точнее второе. Ведь голова барана (как часть всего барана) - это жертва дымоходу, которую тот должен принять. В Хорезме к дымоходу в комнате молодоженов подвешивали лук и перец, чтобы предохранить новобрачных от несчастий (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 85).]. Угощаются все, не исключая жениха и невесты. После угощения, перед сном жених и невеста стоят позади кибитки. На них накинута некая старая одежда, чтобы хорошая не попортилась. Режут барана или козленка [Козленок, как и баран, был, видимо, жертвенным животным солнцу и огню (очагу). Даровал плодородие. У монголоязычных народов в бездетных семьях иногда держали козла, посвященного божеству огня (Галданова Г.Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // СЭ. 1980. Ns 3. С. 100).], вынимают легкие и бьют ими по голове молодых. Это садака. Легкие потом бросают собакам, а козленка (барашка) отдают бедняку [Кисляков Н.А. отмечает, что у чуйских киргизов перед первой брачной ночью резали козла, и одна из женщин его легкими и печенью била молодых, усадив их спинами друг к другу и покрыв халатом. Подобный обряд записан Н. Корже¬невским у алайских киргизов (Кисляков Н.А. Очерки... С. 120). Кармышева Б.Х. записала этот обряд у каратегинских киргизов (Кармышева Б.Х. Лич¬ный архив). Делают это, чтобы оградить молодых от несчастий и обеспечить их плодовитость. Видимо, этот обычай связан с общим культом козла, даровавшим плодородие. Любопытно, что легкие потом бросали собаке. Кстати, послед после родов тоже бросали собакам, чтобы роженица имела впоследствии так много детей, сколько щенков у собаки.
Садака (садага) - искупительная или благодарственная жертва, а также от сглаза, как в данном случае. Режется при этом обычно козленок. Козленка сами не ели, а отдавали бедняку, поскольку это жертва].
Потом (после кыз ойун [Возможно, после такыя сайры, а не кыз оюн?] ) все приглашенные угощаются мясом и расходятся по домам. В оргё остаются жених с товарищем и невеста с женге. Женге стелет постель и молодые ложатся спать. Женге и товарищ жениха уходят. Через полчаса женге подходит к юрте и спрашивает, все ли благополучно. В случае утвердительного ответа женге получает приведенного женихом жеребенка (тай). Утром молодая жена подносит мужу нижние штаны, рубаху, тюбетейку, а его товарищу - пояс, и они оба уезжают домой.
После первой ночи отец жениха через другое лицо выведывает, понравилась ли сыну невеста. Узнав, что сын берет ее, отец с двумя товарищами, захватив в подарок одну лошадь, едет к отцу невесты. Тот также приглашает двоих - и идет сговор о калыме (л. 52).
р. Макмал-Нарын близ Тогуз-торо Жингиш ажи
При первом ночном посещении (возлежании) женихом невесты за ними следят тетки, а утром, собирая постель, осматривают ее. Если жених воспользовался своими правами раньше, то после ника, после законной брачной ночи, вопросов и осмотра постели не будет, если же нет, то наблюдают каждую последующую ночь, совместно проведенную, вплоть до результата. Если такового не будет и после ника, то жениху предлагают вопрос: доволен ли он? Невеста могла лишиться невинности не по вине женина, а до него. Все это не относится к малолетнему жениху (л. 58).
Каракол
В ночь после бракосочетания две женщины следят за поведением молодых и спрашивают молодожена о положении дел; они помещаются в той же юрте.
Укладываться спать ему никто не мешает (л. 59).
Талас Чолпонкулов
кайназар
После вечеринки (после кыз ойун и последнего тоя перед отъездом молодых. - Б.Г., С.Г.) молодых укладывают спать в орго. Следуют подарки за постель - тошок салар. Ночью снаружи сидят женга, которые спрашивают у молодого, честна ли новобрачная, и со¬общают вести родителям ее, которые дают им подарок.
И в тот же день родители режут лошадь и несут родителям невесты (л. 39).
Отношение к целомудрию невесты
р. Тюп. Жингиш ажи
Вопрос о целомудрии невесты задавался реже, когда брак был делом решенным между родителями и жених и невеста были помолвлены с детства (л. 52).
Жингиш ажи
Ойип (штраф)- то, что платит отец невесты, если она не целомудренна. Проверяют утром по белому покрывалу, на котором молодые спали. Молодожен может отказаться от жены в случае ее вины. Если тетка (женга) знает об их добрачной связи, то она может сообщить ее родителям, и тогда молодой не может уже отказаться от своей жены (л. 59).
р. Тюп Жингиш
Вопрос ставится не о девственности невесты, а о том, доволен ли жених (л. 58).
р. Большой Кебин Сагимбай
Все приданое сложено в одну юрту, вновь поставленную отцом жениха (? - Ф.Ф.) [Свадебную юрту ставил обычно отец невесты, а не жениха. Не случайно Ф.А. Фиельструп поставил здесь знак вопроса] , и там постлана постель. Приданое положено может быть до верха юрты, и постель поэтому оказывается высоко наверху. Туда сажают невесту. Приходит жених в юрту, протягивает ей руку, чтобы она помогла ему влезть наверх. Если она его сильно любит, то сразу поможет, если же нет, то дотянет в первый раз только до половины, а потом отпустит, и он свалится. Когда он влезет во второй раз, они ложатся спать на белое одеяло, которым покрыта постель. Пока они ложатся, парни и молодухи кричат им: "Скорее! Скорее". Если жених отвечает им: "Есть!", значит невеста - девушка, в противном случае он говорит: "Нет". Если молодая была целомудренна, женщины лезут наверх, стаскивают одеяло и несут показать родителям ее. На радостях те дают им подарки. Если же ответ был "нет", то все расходятся молча - отцу и матери ее позор. За нечестность невесты дают зятю верблюда или лошадь (л. 54).
Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (27.04.2007) | Автор: Назикбек Кыдырмышев
Просмотров: 2513 | Рейтинг: 4.2 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 620
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz