ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Причины смерти и завещание умершего
Казахи
Адай
Человек умирает либо от болезни, либо потому, что ему просто пришло время умереть. Чувствуя приближение смерти, он делает завещание: либо сам пишет, либо приглашает грамотного человека, который пишет за него.
В завещании значится: "После моей смерти пусть братья мои (сыновья или другие ближние родственники) пожертвуют 1/з часть или 1/4 часть всего скота в память обо мне, чтобы умиротворить мою душу". Этот акт имеет и светское (общественное) значение. В завещании же он перечисляет вознаграждения за исполнение посмертных обрядов.
V-17
... Большинство казахов, только чувствуя приближение смерти, делают завещание, говоря, какой скот нужно выделить для пожертвования во искупление за все упущения в молитвах и посте...
Кроме изложенного, нужно разделить свое имущество между членами семьи (мужчинами) (л. 341-342).
Поклонение праху
Киргизы
Кокомерен
Саяк
Когда умирает почетный киргиз, извещают всю родню и друзей, чтобы они могли приехать поклониться праху. В случае, если близкий родственник находится далеко, ждут его прибытия (так было прежде) и хоронят покойника позже.
Приехавших с воплями встречают джигиты, которые принимают у них лошадей. Женщины входят в кибитку, где лежит покойник, мужчины после оплакивания идут в другую кибитку, где их принимают и угощает чаем. Перед этим они приводят себя в порядок, моются и прочее.
В кибитку, где лежит тело, вхожи только женщины (исключение составляют мужчины, обмывающие тело, и носильщик).
С. 99.
Нарын
Окурук мужчины выкрикивают стоя в полусогнутой позе за кибиткой (напротив того места, где лежит тело в кибитке? - Ф.Ф.) (л. 344).
II-257
Замужняя дочь покойного приходит на похороны с мужем и свекром. Если они живут далеко, то являются через месяц. Их лошадей привязывают посторонние люди аула покойного. Они произносят молитву: "Аллах Акбар, рахмет кылсын!" (л. 327).
солто
Узбеки в Аулие-ата, приходя поклониться умершему в своей махалля (квартал), подпоясываются поверх халата и держат в руках палки. Провожая покойника на кладбище, старики идут с палками (посохами) в руках (л. 344).
Казахи
Найман
Мужчины подъезжают к кибитке умершего, восклицая: "Баурумl" Подъехав, сходят с лошадей, отдают их и, опершись на палки перед дверью, плачут и обнимаются с мужчинами, потом входят в кибитку, обнимаются, плача, с женщинами, сидящими у ложа, садятся с левой стороны от тора и потом читают Коран - если покойник в кибитке (т.е. до похорон). После объятий с женщинами мужчины выходят (л. 321).
Средняя орда аргын-каракесек
Когда сильно горевали по покойнику, то плакали, опираясь на палки. Даус - плач мужчин, когда они впервые подъезжают к кибитке умершего.
Когда пройдет весть о смерти киргиза (казака. - Б.К., С.Г.), что делается через нарочных гонцов, тогда все родные и друзья едут в аул, где жил умерший, чтобы отдать ему последний долг...
В это время в юрте вдовы (байбиче) женщины плачут, мужчины молча собираются в другой юрте, но предварительно все прибывшие обязаны зайти в юрту, где лежит умерший, и сотворить над его телом молитву.
Каждый родственник или приятель в течение года обязан посетить юрту умершего для прочтения баты, и главное - подарки. Можно все это сделать через доверенного с письмом (л. 327).
С. 100.
V-21-22
Если человек знатен, богат, о его смерти оповещают всех вокруг на расстоянии кундук жер (дня пути). Из каждого оповещенного аула едут три человека: мулла, аулагасы, аксакал и др... Приехавшие входят в юрту или дом, где находится семья умершего, здороваются, и опять начинаются плач и стенания. Затем женщины остаются там же, а мужчины через некоторое время выходят и располагаются вблизи под открытым небом, будь то летом или зимой.
Крымские татары
Соседи и прочие не родственники собираются в айате или снаружи и выражают соболезнования, не приближаясь к одру. Всем следует сдерживать слезы. Перед похоронами родня усопшего наделяет всех принимающих участие подарками.
Плакать в комнату пускают всех женщин, но вообще следует воздерживаться от слез (л. 231).
Подарки приезжающим на поклон
Киргизы
Нарын
Приезжающим поклониться усопшему раздают подарки: мужчинам - м'чо - деньги, а женщинам - жиртыш - куски белой, черной или красной материи (все это - только если покойник взрослый).
Ж иртыш - куски материи, которые раздавали всем женщинам, присутствовавшим в кибитке при покойнике, пока продолжались все посмертные обряды и похороны, если покойный - старый человек. Эти куски ткани хранились для детей, якобы для того чтобы они дожили до такого же преклонного возраста.
Кокомерен
саяк
Мучо - подарки, которые раздают старшинам аулов, например, приславшим скотину в дар семье, потерпевшей утрату.
Доран - раздают бедным и мулле перед похоронами: Х х 9 число скота.
II-257
Если покойный - старик, раздают и йиртич. Богатые дарят халат сородичам (уру).
С. 101.
Казахи
II-256
Прежде предания трупа земле читается молитва (искат, пидия, даур, даур айлантыради). Дарят скот муллам, которые распределяют его между собой, и одному бедняку.
Крымские татары
Перед похоронами тут же у могилы родня покойного наделяет всех принимающих участие в похоронной процессии деньгами: мулле больше, остальным меньше. Эти деньги называются скат-салат - т.е. сумма, либо завещанная покойным заранее, либо определяемая наследниками в размере примерно одной трети его имущества, служащая выкупом за неисполнение положенного числа намазов.
Федиа - плата за сопровождение покойника, плата за труд. Жертвенные деньги - скат - выдаются потом, васиет - сумма, назначенная для этих целей покойным. Хабрсу-арана - деньги за сопровождение покойника на кладбище (л. 232).
1. Римскими цифрами I, II, III, IV, V, VI ф.А. фиельструп обозначал литературные источники, из которых им были сделаны выписки. Вторая цифра - это страница книги.
I. Загряжский Г. Киргизские очерки (аш или тризна по умершим) // Туркестанские ведомости. 1873. № 1.
II. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области // Ташкент. 1889. № 1.
III. Андреев М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанский район (север ферганы) // Известия общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Ташкент, 1928. Т. 1.
IV. Руденко С.И. Очерк быта севера-восточных казахов. Л., 1930.
V. Балаубаева-Голяховская А.М. Погребальные обряды у казахов Акмолинской губернии // Сборник научного кружка при восточном факультете САГУ. Ташкент, 1928. Вып. 1.
VI. Клеменц Р., Хангалов М. Общественные охоты у северных бурят // Материалы по этнографии России. СПб., 1910. Т. I.
2. Обычай опираться на посох, чаще ивовый, во время оплакивания покойника известен многим народам Средней Азии и Казахстана (Наливкин В.Л., Ноливкина М. Очерк быта женщины оседлого ~уземного населения ферганы. Казань, 1886. С. 233-234; Валиханов Ч. Тенкри (Бог) // Избранные произведения. М., 1986. С. 211; Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.). Душанбе, 1970. С. 130-131; Кармышева Б.Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 146; Лисарчик А.К. Смерть. Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Ч. III. С.124, 180-181; Баялиева ТД. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. фрунзе, 1973. С. 71; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 94). Причем в одних районах на посох опирались только мужчины, в других - мужчины, женщины и даже дети. Часто с посохами шли на кладбище, где их или втыкали в холмик над могилой, или бросали рядом с могилой или даже у входа на кладбище, или клали в могилу рядом с покойником и т.д.
Следует отметить, что к посоху вообще и погребальному, в частности, у народов Средней Азии было отношение почтительное, т.к. он считался спутником человека, охраняющим его в пути (Лисарчик А.К. Смерть... С. 181), причем, похоже, не только в этом мире, но и в мире ином. Тот факт, что погребальный посох делали из ивы, усиливал его охранительную функцию (об охранительной функции ивы см. раздел "Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка"). Любопытно, что китайцы вкладывали в правую руку покойника ивовую ветку как магический оберег, предохраняющий его от нечистой силы (Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978. С. 87).
Но следует иметь в виду, что посох в погребальной обрядности - явление многофункциональное, как и многое в семейной обрядности. Так, посох имеет и функцию обеспечения будущего плодородия, ибо дерево и его производные (посох, ветвь и т.д.) есть вегетативное божество, в котором "сосредоточена мощь плодородия на год" (фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 72). Посох, как производное дерева, видимо, соотносится и с "мировым" деревом (Традиционное мировоззрение тюрков. I. С. 33). Не случайно его втыкают в могильный холмик некоторые группы населения Средней Азии. Об еще одной функции посоха см. примеч. 39.
3. У многих народов мира, в том числе и Средней Азии, умершего оплакивали громко, с причитаниями и специальными плачами. Часто при этом женщины распускали и рвали на себе волосы, царапали лицо, мазали его в знак горя сажей и т.д. (Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 204-205; Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первую половину XIX в. М., 1982. С. 391; Айдаров Г. Язык орхонских памятников древне-тюркской письменности VIII в. Алма-Ата, 1971. С. 15; Лисарчик А.К. Смерть... С. 123; Баялиева Т.Д. Указ. соч. С. 72-73; Кармышева Б.Х. Архаическая символика... С. 149; Есбергенов Х., Атамуратов А. Указ. соч. С. 172-178; Толеубаев А.Т. Указ. С. 95-96), что было пережитком доисламского обычая (Снесарев Г.П. Реликты.., С. 132). Но поскольку ислам осуждает такое бурное проявление горя, которое рассматривается им как протест против воли Божьей, то в районах, где придерживаются ортодоксального ислама, стараются воздерживаться даже от слез.
4. М'чо//муча - подарок на помин души; то, что раздавалось в юрте покойного почетным представителям родов, а ныне раздается почетным гостям, прибывшим на похороны (Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. С. 544).
5. Жирты //йиртич (от жиртмок, йиртмок - рвать, разрывать) - обычай раздачи кусочков ткани на похоронах, известный практически всем среднеазиатским народам. Является пережитком древнего обряда разрывания и расхватывания одежды умершего с тем, чтобы благодатная сила умершего, особенно, если это был старый и уважаемый человек, передалась оставшимся в живых (об обряде причащения с помощью таких кусочков ткани см.: Кармышева Б.Х. Архаическая символика... С. 165-166. Там же приведена и литература по вопросу). Вспомним, что из этих кусочков ткани, как особо благодатных, шили свадебный занавес, верхнюю одежду для детей и т.д. Восходит к гомеопатической магии, известной многим народам мира (фрэзер Дж. Указ. соч. С. 4З).
6. Доран//доорон//дооран - 1) отпущение грехов; религиозный обряд, совершающийся до выноса тела и сопровождающийся раздачей подарков на помин души; 2) подарки духовенству за совершение обряда отпущения грехов (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 197). Название обряда встречается в форме давра у хорезмских уз беков и таджиков (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 127-128; Лисарчик А.К. Смерть... С. 132-134; Бабаева Н.С. "Давра" - выкуп грехов умершего // Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 85), ыскат, дауран - у каракалпаков (Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 184, 188), фидия (разг. пидия), искам, даур - у казахов (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97) и т.д.
Обряд широко известен в мусульманском мире, но восходит, по мнению исследователей, к домусульманским представлениям о возможности перенесения болезни, порчи и т.д. на какие-либо предметы или на животных (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 599-607; Снесарев Г.Л. Реликты... С. 108, 127-128; Абрамзон С.М. Киргизы... С. 317; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97-98). С появлением понятия греховности стало возможным, видимо, переносить на кого-либо и грехи. Искупители чужих грехов существовали, в частности, в Древней Греции, в Древнем Риме, когда кто-либо добровольно брал на себя чьи-то грехи или даже грехи всего населения того или иного города. Например, во время эпидемии или просто раз в год для "профилактического очищения" (фрэзер Дж. Указ. соч. С. 642-643).
У среднеазиатских народов во время совершения этого обряда часто держали рядом за повод лошадь или верблюда (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 128; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 186; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97-98). Наличие животного, которое потом отдают искупителю грехов, - это, как считает Снесарев Г.П., свидетельство того, что когда-то именно на него (животное) переносили грехи умершего (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 128). Но с другой стороны, как нам кажется, это и плата за взятие на себя грехов. Вспомним, что в Древнем Риме, например, человека, взявшего на себя грехи того или иного города, в награду кормили отборной пищей в течение определенного времени, облачали в священные одеяния, а потом уже изгоняли или забивали (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 643).
Со временем обряд трансформировался, в частности, у народов Средней Азии до такой степени, что во искупление грехов умершего стали просто давать мулле, а также раздавать бедным определенное количество чего-либо (скота, тканей, денег и т.д.).
|