Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Пятница, 15.11.2024, 20:17   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века

ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

Причины смерти и завещание умершего

Казахи

Адай

Человек умирает либо от болезни, либо потому, что ему просто пришло время умереть. Чувствуя приближение смерти, он делает за­вещание: либо сам пишет, либо приглашает грамотного человека, ко­торый пишет за него.

В завещании значится: "После моей смерти пусть братья мои (сыновья или другие ближние родственники) пожертвуют 1/з часть или 1/4 часть всего скота в память обо мне, чтобы умиротворить мою душу". Этот акт имеет и светское (общественное) значение. В заве­щании же он перечисляет вознаграждения за исполнение посмертных обрядов.

V-17[1]

... Большинство казахов, только чувствуя приближение смерти, делают завещание, говоря, какой скот нужно выделить для пожерт­вования во искупление за все упущения в молитвах и посте...

Кроме изложенного, нужно разделить свое имущество между членами семьи (мужчинами) (л. 341-342).

Поклонение праху

Киргизы

Кокомерен

 Саяк

Когда умирает почетный киргиз, извещают всю родню и друзей, чтобы они могли приехать поклониться праху. В случае, если близкий родственник находится далеко, ждут его прибытия (так было преж­де) и хоронят покойника позже.

Приехавших с воплями встречают джигиты, которые принимают у них лошадей. Женщины входят в кибитку, где лежит покойник, мужчины после оплакивания идут в другую кибитку, где их принима­ют и угощает чаем. Перед этим они приводят себя в порядок, моют­ся и прочее.

В кибитку, где лежит тело, вхожи только женщины (исключение составляют мужчины, обмывающие тело, и носильщик).

С. 99.

Нарын

Окурук мужчины выкрикивают стоя в полусогнутой позе за ки­биткой (напротив того места, где лежит тело в кибитке? - Ф.Ф.) (л. 344).

II-257

Замужняя дочь покойного приходит на похороны с мужем и све­кром. Если они живут далеко, то являются через месяц. Их лошадей привязывают посторонние люди аула покойного. Они произносят мо­литву: "Аллах Акбар, рахмет кылсын!" (л. 327).

солто

Узбеки в Аулие-ата, приходя поклониться умершему в своей ма­халля (квартал), подпоясываются поверх халата и держат в руках палки[2]. Провожая покойника на кладбище, старики идут с палками (посохами) в руках (л. 344).

Казахи

Найман

Мужчины подъезжают к кибитке умершего, восклицая: "Бау­румl" Подъехав, сходят с лошадей, отдают их и, опершись на палки перед дверью, плачут и обнимаются с мужчинами, потом входят в ки­битку, обнимаются, плача, с женщинами, сидящими у ложа, садятся с левой стороны от тора и потом читают Коран - если покойник в кибитке (т.е. до похорон). После объятий с женщинами мужчины выходят (л. 321).

Средняя орда аргын-каракесек

Когда сильно горевали по покойнику, то плакали, опираясь на палки. Даус - плач мужчин, когда они впервые подъезжают к ки­битке умершего.

Когда пройдет весть о смерти киргиза (казака. - Б.К., С.Г.), что делается через нарочных гонцов, тогда все родные и друзья едут в аул, где жил умерший, чтобы отдать ему последний долг...

В это время в юрте вдовы (байбиче) женщины плачут, мужчины молча собираются в другой юрте, но предварительно все прибывшие обязаны зайти в юрту, где лежит умерший, и сотворить над его телом молитву.

Каждый родственник или приятель в течение года обязан посе­тить юрту умершего для прочтения баты, и главное - подарки. Мож­но все это сделать через доверенного с письмом (л. 327).

С. 100.

V-21-22

Если человек знатен, богат, о его смерти оповещают всех вокруг на расстоянии кундук жер (дня пути). Из каждого оповещенного ау­ла едут три человека: мулла, аулагасы, аксакал и др... Приехавшие входят в юрту или дом, где находится семья умершего, здороваются, и опять начинаются плач и стенания. Затем женщины остаются там же, а мужчины через некоторое время выходят и располагаются вблизи под открытым небом, будь то летом или зимой.

Крымские татары

Соседи и прочие не родственники собираются в айате или сна­ружи и выражают соболезнования, не приближаясь к одру. Всем сле­дует сдерживать слезы[3]. Перед похоронами родня усопшего наделя­ет всех принимающих участие подарками.

Плакать в комнату пускают всех женщин, но вообще следует воздерживаться от слез (л. 231).

Подарки приезжающим на поклон

Киргизы

Нарын

Приезжающим поклониться усопшему раздают подарки: мужчи­нам - м'чо[4] - деньги, а женщинам - жиртыш[5] - куски белой, чер­ной или красной материи (все это - только если покойник взрос­лый).

Ж иртыш - куски материи, которые раздавали всем женщинам, присутствовавшим в кибитке при покойнике, пока продолжались все посмертные обряды и похороны, если покойный - старый человек. Эти куски ткани хранились для детей, якобы для того чтобы они до­жили до такого же преклонного возраста.

Кокомерен

саяк

Мучо - подарки, которые раздают старшинам аулов, например, приславшим скотину в дар семье, потерпевшей утрату.

Доран[6] - раздают бедным и мулле перед похоронами: Х х 9 чис­ло скота.

II-257

Если покойный - старик, раздают и йиртич. Богатые дарят ха­лат сородичам (уру).

С. 101.

Казахи

II-256

Прежде предания трупа земле читается молитва (искат, пидия, даур, даур айлантыради). Дарят скот муллам, которые распределяют его между собой, и одному бедняку.

Крымские татары

Перед похоронами тут же у могилы родня покойного наделяет всех принимающих участие в похоронной процессии деньгами: мулле больше, остальным меньше. Эти деньги называются скат-салат - т.е. сумма, либо завещанная покойным заранее, либо определяемая наследниками в размере примерно одной трети его имущества, слу­жащая выкупом за неисполнение положенного числа намазов.[7]

Федиа - плата за сопровождение покойника, плата за труд. Жертвенные деньги - скат - выдаются потом, васиет - сумма, назначенная для этих целей покойным. Хабрсу-арана - деньги за сопровождение покойника на кладбище (л. 232).



[1] 1. Римскими цифрами I, II, III, IV, V, VI ф.А. фиельструп обозначал литератур­ные источники, из которых им были сделаны выписки. Вторая цифра - это стра­ница книги.

I. Загряжский Г. Киргизские очерки (аш или тризна по умершим) // Тур­кестанские ведомости. 1873. 1.

II. Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области // Таш­кент. 1889. № 1.

III. Андреев М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанский район (север ферга­ны) // Известия общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Ташкент, 1928. Т. 1.

IV. Руденко С.И. Очерк быта севера-восточных казахов. Л., 1930.

V. Балаубаева-Голяховская А.М. Погребальные обряды у казахов Акмо­линской губернии // Сборник научного кружка при восточном факультете САГУ. Ташкент, 1928. Вып. 1.

VI. Клеменц Р., Хангалов М. Общественные охоты у северных бурят // Материалы по этнографии России. СПб., 1910. Т. I.

[2] 2. Обычай опираться на посох, чаще ивовый, во время оплакивания покойника извес­тен многим народам Средней Азии и Казахстана (Наливкин В.Л., Ноливкина М. Очерк быта женщины оседлого ~уземного населения ферганы. Казань, 1886. С. 233-234; Валиханов Ч. Тенкри (Бог) // Избранные произведения. М., 1986. С. 211; Андреев М.С. Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.). Душанбе, 1970. С. 130-131; Кармышева Б.Х. Архаическая символика в погре­бально-поминальной обрядности // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 146; Лисарчик А.К. Смерть. Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Ч. III. С.124, 180-181; Баялиева ТД. До­исламские верования и их пережитки у киргизов. фрунзе, 1973. С. 71; Толеуба­ев А.Т. Указ. соч. С. 94). Причем в одних районах на посох опирались только муж­чины, в других - мужчины, женщины и даже дети. Часто с посохами шли на клад­бище, где их или втыкали в холмик над могилой, или бросали рядом с могилой или даже у входа на кладбище, или клали в могилу рядом с покойником и т.д.

Следует отметить, что к посоху вообще и погребальному, в частности, у на­родов Средней Азии было отношение почтительное, т.к. он считался спутником человека, охраняющим его в пути (Лисарчик А.К. Смерть... С. 181), причем, по­хоже, не только в этом мире, но и в мире ином. Тот факт, что погребальный посох делали из ивы, усиливал его охранительную функцию (об охранительной функции ивы см. раздел "Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка"). Лю­бопытно, что китайцы вкладывали в правую руку покойника ивовую ветку как ма­гический оберег, предохраняющий его от нечистой силы (Сидихменов В.Я. Ки­тай: страницы прошлого. М., 1978. С. 87).

Но следует иметь в виду, что посох в погребальной обрядности - явление многофункциональное, как и многое в семейной обрядности. Так, посох имеет и функцию обеспечения будущего плодородия, ибо дерево и его производные (по­сох, ветвь и т.д.) есть вегетативное божество, в котором "сосредоточена мощь плодородия на год" (фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 72). Посох, как производное дерева, видимо, соотносится и с "мировым" де­ревом (Традиционное мировоззрение тюрков. I. С. 33). Не случайно его втыкают в могильный холмик некоторые группы населения Средней Азии. Об еще одной функции посоха см. примеч. 39.

[3] 3. У многих народов мира, в том числе и Средней Азии, умершего оплакивали гром­ко, с причитаниями и специальными плачами. Часто при этом женщины распуска­ли и рвали на себе волосы, царапали лицо, мазали его в знак горя сажей и т.д. (Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 204-205; Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первую половину XIX в. М., 1982. С. 391; Айдаров Г. Язык орхонских памятников древне-тюркской письмен­ности VIII в. Алма-Ата, 1971. С. 15; Лисарчик А.К. Смерть... С. 123; Баялие­ва Т.Д. Указ. соч. С. 72-73; Кармышева Б.Х. Архаическая символика... С. 149; Есбергенов Х., Атамуратов А. Указ. соч. С. 172-178; Толеубаев А.Т. Указ. С. 95-96), что было пережитком доисламского обычая (Снесарев Г.П. Релик­ты.., С. 132). Но поскольку ислам осуждает такое бурное проявление горя, кото­рое рассматривается им как протест против воли Божьей, то в районах, где придер­живаются ортодоксального ислама, стараются воздерживаться даже от слез.

 

[4] 4. М'чо//муча - подарок на помин души; то, что раздавалось в юрте покойного почетным представителям родов, а ныне раздается почетным гостям, прибывшим на похороны (Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. С. 544).

[5] 5. Жирты //йиртич (от жиртмок, йиртмок - рвать, разрывать) - обычай раздачи кусочков ткани на похоронах, известный практически всем среднеазиат­ским народам. Является пережитком древнего обряда разрывания и расхватыва­ния одежды умершего с тем, чтобы благодатная сила умершего, особенно, если это был старый и уважаемый человек, передалась оставшимся в живых (об обря­де причащения с помощью таких кусочков ткани см.: Кармышева Б.Х. Архаиче­ская символика... С. 165-166. Там же приведена и литература по вопросу). Вспомним, что из этих кусочков ткани, как особо благодатных, шили свадебный занавес, верхнюю одежду для детей и т.д. Восходит к гомеопатической магии, из­вестной многим народам мира (фрэзер Дж. Указ. соч. С. 4З).

[6] 6. Доран//доорон//дооран - 1) отпущение грехов; религиозный обряд, соверша­ющийся до выноса тела и сопровождающийся раздачей подарков на помин души; 2) подарки духовенству за совершение обряда отпущения грехов (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 197). Название обряда встречается в форме давра у хорезмских уз­ беков и таджиков (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 127-128; Лисарчик А.К. Смерть... С. 132-134; Бабаева Н.С. "Давра" - выкуп грехов умершего // Эт­нография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 85), ыскат, дауран - у каракалпа­ков (Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 184, 188), фидия (разг. пи­дия), искам, даур - у казахов (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97) и т.д.

Обряд широко известен в мусульманском мире, но восходит, по мнению иссле­дователей, к домусульманским представлениям о возможности перенесения болез­ни, порчи и т.д. на какие-либо предметы или на животных (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 599-607; Снесарев Г.Л. Реликты... С. 108, 127-128; Абрамзон С.М. Кирги­зы... С. 317; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97-98). С появлением понятия грехов­ности стало возможным, видимо, переносить на кого-либо и грехи. Искупители чу­жих грехов существовали, в частности, в Древней Греции, в Древнем Риме, когда кто-либо добровольно брал на себя чьи-то грехи или даже грехи всего населения то­го или иного города. Например, во время эпидемии или просто раз в год для "про­филактического очищения" (фрэзер Дж. Указ. соч. С. 642-643).

У среднеазиатских народов во время совершения этого обряда часто держа­ли рядом за повод лошадь или верблюда (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 128; Ес­бергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 186; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 97-98). Наличие животного, которое потом отдают искупителю грехов, - это, как считает Снесарев Г.П., свидетельство того, что когда-то именно на не­го (животное) переносили грехи умершего (Снесарев Г.Л. Реликты... С. 128). Но с другой стороны, как нам кажется, это и плата за взятие на себя грехов. Вспомним, что в Древнем Риме, например, человека, взявшего на себя грехи то­го или иного города, в награду кормили отборной пищей в течение определенно­го времени, облачали в священные одеяния, а потом уже изгоняли или забивали (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 643).

Со временем обряд трансформировался, в частности, у народов Средней Азии до такой степени, что во искупление грехов умершего стали просто давать мулле, а также раздавать бедным определенное количество чего-либо (скота, тканей, денег и т.д.).

[7] 7. Неисполнение намазов в положенном числе считалось грехом. См. примеч. 6.

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (14.11.2007) | Автор: elbilge
Просмотров: 2446 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 631
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz