Дети-подростки
Аламединка
солто-болокбай
Родители вешают кошого своей дочери в 15-16-летнем возрасте. Момент этот ничем не отличается.
Сын кошого не имеет.
мести. Сарыбулак Алимбек
буку
После 13 лет девушка вешает себе кошого сама. Она его шьет сама или мать ее.
Сатывалды
По шариату, на мальчика с 12 лет, на девочку с 9 лет налагаются религиозные обязанности (ораза и др.), и с этого момента им непристойно спать вместе с отцом. Это разделение связано с появлением поллюций у мальчика и регул у девочки (л. 89).
Магия
Пишкекский у., сел. Буранинское
Дали - баранья лопатка. Когда рождается ребенок, нужно кусочек бараньей лопатки положить ему в рот, а затем каждую неделю показывать его ему, чтобы он был мудрым и знал (предугадывал) все (л. 70).
Сонгкуль Суранчи Адылов
сарыбагыш
Девочку одевают мальчиком, чтобы следующий ребенок был мальчиком. Хвостик яка нашивали на спину ребенку, потому что як был редким, ценным и почти священным животным.
На одежду ребенка нашивают, например, зуб человека - старика, чтобы он дожил до старости и т.д.
С. 87.
Пучки волос делают мальчика похожим на девочку, чтобы его не сглазили, не испортили.
Девочку одевают мальчиком, когда нет сына: у брата Саке есть 13-летняя дочь, которую он одевает как сына, и на байге она скачет, как мальчик.
Девочку, если сыновья не родятся, называют иногда мужским именем, а мальчика, если много сыновей, - женским именем (л. 71).
Чонкур-Талас
кайназар
Улке - называют девочку, если хотят, чтобы следующим родился мальчик.
Турум бубу - называют девочку, если она, наконец, родилась после сыновей.
Если мальчика одевают девочкой, то значит, что в семье мальчики умирают, и наоборот, если девочку одевают мальчиком (л. 76).
солто-карамоин Ибрагим К.
Если мальчики умирают в семье, то мальчика одевают девочкой.
Буку Тенгизбаев
Если в семье родятся только девочки, а родители хотят иметь сыновей, они дают такие имена дочерям: Бурулча (пусть превратится в сына), Улча, Улман (Ул - сын), Ултай (сын-жеребенок) и др.
Б. Солтонаев
Кыстане - мальчик, одетый девочкой, чтобы скрыть его истинный пол и обмануть враждебные силы.
Углан, угул - сын, так называют некоторые девочку, когда, одев ее в костюм мальчика, делают вид, что это действительно сын (чтобы родились мальчики? - Ф.Ф.).
Сонгкуль Суранчи Адылов
Девочку одевают мальчиком, чтобы следующий ребенок был мальчик (л. 76).
Приметы, обычаи
Сонгкуль Суранчи Адылов
сарыбагыш
Когда нужно отлучать ребенка от груди, женщина смазывает соски бараньей желчью. Такой пузырек с желчью видел в юрте (л. 71).
С. 88.
Чонкур-Талас
кайназар
Эмчектеш - дети, вскормленные одной кормилицей, браком не сочетаются (л. 74).
Детские игры
Руки складываются так: мизинец правой руки (ладонью вниз) захватывает конец мизинца левой руки (ладонью вверх). Безымянный и средний пальцы правой руки просовываются под ними и лежат на соответствуюп,~их пальцах левой руки. Указательный поверх ладони левой соединяется с указательным и большим пальцами левой руки (кончиками). Большой палец правой спрятан под левую руку. Два указательных и большой держат вертикально стебелек чия. Играют двое. Один играющий хочет взять огонь в отверстие между большим и указательным пальцами левой руки: "Бийерден от алаймбе?». "Улум урусчак!" - отвечает другой (У меня сын злой). В отверстие у основания среднего и безымянного пальцев левой руки - злая собака (итим казванак!). В отверстие между большим пальцем левой и указательным пальцем правой руки - злая сноха (келинчак каричечек? - Ф.Ф.). На концах среднего и безымянного пальцев правой руки - сын и отец делают пули (аталу, балалу ок куйуп жатыр.). На нижних концах левых среднего и безымянного пальцев - две сестры делают ичик (шуба, крытая материей) - кавы жатыр. На конце правого мизинца - привязанные друг к другу телята (кошок толуу кош мзоо). У основания правых среднего и безымянного пальцев - дают корм лошадям в стойле (атамндын ат байлай турган акеры ). Приходя к основанию стебля, спрашивают: "Можно ли здесь сидеть?" (Бийерга коноймбе?). Ответ: "Дым не выходит" (Тутун чикпайт). Повыше то же: "Баранов буду пасти" (Койм жайем). Еще выше: "Лошадей буду пасти" (Жилкым жайем). Еще выше: "Верблюдов" (Тоом жайем). Еще выше (или ниже? - Ф.Ф.): Коров (Жйум жайем). Тогда на вершине один из играющих говорит: "Здесь вор сидит" (Бай уйуктене каракчо гонде), а тот, кто держит стебель, говорит: "Я сейчас выйду" (Сарыпынды кйеин ата-вала бичеин). Держащий чий отпускает одну руку и проводит правой рукой по лицу, а другой игрок тем временем выхватывает стебель чия и бежит. Если первый успеет схватить его за руку, вор пойман, если нет, то вор выиграл.
С. 89.
Пойманному делают матек по голове, т.е. проводят большим пальцем левой руки "против шерсти" (л. 94).
Ребенок сидит на руках. Берут правую его ручку, водят пальцем по ладони и говорят: "Тару куру, будай куру, бийерде сирке, бийерде бит". Повторяя: "Бийерде сирке, бийерде бит, бит бит", - поднимаясь по руке под мышку и щекоча его (л. 95).
63. Вспомним, что гадание по бараньей лопатке - один из распространенных способов гадания у тюркских народов.
64. Улке (Уулко) - от уул (мальчик, сын).
65. Турум бубу - от турум (постоянство); 6убу - может быть, от биби.
66. Кыстане - от кыз (девочка).
67. Имчектеш - букв. "зубы, коснувшиеся груди". Обычай, когда молочные брат и сестра не могут сочетаться браком, известен многим народам мира.
68. Букв. "Я могу взять отсюда огня?".
69. Букв. "Просо сухое, пшеница сухая, здесь гнида, а здесь вошь".
|