С. 83.
солто-карамоин
Дети начинают ходить
рч. Большой Кебин
сарыбагыш
Когда ребенку исполняется год, варят мясо или делают побольше лепешек, собирают соседей и угощаются. Оставив немного еды на одном блюде, связывают ребенку ножки (как путают лошадей), собирают семь или девять мальчиков, увозят их за версту от аула и пускают наперегонки. Призом служит то, что осталось на блюде (байга - приз) - первому побольше. Победителю дают в руки нож, и он перерезает путы ребенку. Этим дело кончается.
С. 84.
Чонур-Талас
Кайназар
Когда мальчик или девочка начинают ходить, родители устраивают той, режут скотину и пускают детей взапуски, давая за это приз. Затем связывают ребенку ноги веревкой, дают старику или старухе острый нож, чтобы он (она) перерезали эту веревку. Тшау кырктровыс - путы перерезать. этот нож отдается в собственность перерезавшему (л. 88).
Первая посадка на лошадь
Солто Жанызак
Мальчика сажают на лошадь в первый раз в 3-4 года. Отец его режет барашка или лошадь. Приготовляют боурсак, урюк, кишмиш. Лошадь седлают айырмачем. Посадив мальчика, дают ему с собой хурджин вареного мяса. Перед посадкой всадника и лошадь осыпают боурсаком и пр. Лошадь идет на поводу у кого-нибудь из родственников-мужчин, также едущего верном. Они посещают только ближайшие аулы родственников и оканчивают эти посещения в один день. Не слезая с коня, взрослый спутник раздает мясо по кибиткам, выбирая куски, соответствующие положению хозяина кибитки. Одариваемые мясом отдаривают маленького всадника принадлежностями конского убранства (л. 90).
рч. Большой Кебин
сарыбагыш
Когда ребенку исполняется четыре года, ему в первый раз седлают коня. Режут барана, варят мясо, делают боурсак, но никого не приглашают. Кладут готовую провизию в хурджин, потом один человек садится с хурджином на другую лошадь, берет лошадь мальчика за повод, и оба объезжают окрестные кибитки. В каждую кибитку дают понемногу провизии из курджина и получают в обмен какую-нибудь часть конского снаряжения. Объехав таким образом всех, вожатый привозит родителям мальчика все необходимое для его коня.
Ошский охр.
Адигине
Той устраивают, когда мальчик в первый раз садится на лошадь. Созывают людей на угощение и аксакалу дают халат (л. 90).
С. 85.
Обрезание
Пишпекский у., сел. Буранинское Кыдыр
Суннетко отургузгу - обрезание мальчиков в шесть-восемь лет проводится специалистом. Богачи делают при этом той. Происходит это обычно к осени или весной (л. 70).
рч. Большой Кебин
Когда ребенку исполняется три года, делают той: режут крупную скотину, приглашают соседей со всей округи, варят мясо угощают их, оставляя опять жото жилик. Когда угощение кончится, все идут на байту. В это время в юрте остается несколько стариков, один из них специалист по обрезанию. Мальчика сажают на землю, дав ему в руки жото жилик, с которого большую часть мяса старики сняли и съели. В другой руке у него лепешка в форме конур: конур токач. Отец ребенка перевязывает двух-трехаршинным платком правую руку оперирующему, и тот совершает обрезание. При этом отец придерживает сына за руки сзади. После этого, оставив ребенка, идут на байту: скачки, борьба, кок бору - этим дело кончается. Мальчик находится дома после операции 10-15 дней (л. 72, 91).
Ошский окр.
Адигине
Той по этому случаю устраивают, когда малютке лет семь от роду.
Чон Кошой Ибрагим Кошоев
солто-карамоин
По поводу этого события делается той.
Первый день тоя: кенеш - совещание (вернее, объявление) по поводу будущего обряда.
Второй день: режут скот и ночью готовят мясо. Устраивается бору.
Третий день (и последний): угощение главное и также кок бору. Обряд обрезания совершается через два-три дня после тоя. Мастеру перед операцией(в качестве подарка) подвязывают платок, а после нее вознаграждают: дают барашка или что-нибудь другое ценное.
Во время операции сидящему мальчику дают в правую руку кашка жилик (мозговую касты, а в левую - лепешку.
Отрезанную крайнюю плоть завертывают в вату и затыкают за кереге (ук? - Ф.Ф.) в правом, так сказать, углу (от тÖр'а), и там этот сверточек находится до выздоровления пациента.
С. 86.
До выздоровления мальчика не пускают во двор при ветре.
Бесплодная женщина съедает praeputium с лепешкой сейчас же после операции, чтобы родить сына.
Солто Жанызак
Обрезание производится в 11-12 лет от роду (л. 91).
60. Жото жилик - кость берцовая; во время угощения среди трубчатых костей первая по почетности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 254).
61. Кокур токач (коокор токоч) фигурная лепешка.
62. Видимо, один из приемов симпатической магии. Съедание частички крайней плоти должно было, по поверьям, привести к появлению в организме съевшем целого существа, а именно мальчика.
|