Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Пятница, 15.11.2024, 20:17   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века

Имя наречение

Пишпекский у., сел. Буранинское

"Мать-пупок" берет ребенка себе тотчас после рождения и моет его в теплой воде. Потом азанчы читает свой азан и дает ребенку имя (л. 70)

Ребенку дается имя по выбору старика: о чем тот подумает, так и назовет.[1]

Если дети умирают (не живут), то можно дать новорожденному имя кого-либо из ближайших родственников (деда, бабки).[2]

Сонгкуль

сарыбагыш

Имя ребенку всегда давал старик. Сартская пословица: "Если у киргиза ребенок родится в степи, назовут его степью, если в горах - горою" (Кыргыс баланинг ойго туса, оц гооды, тога туса - тог гооды).

С. 78.

Суранчи Адылов

Мясо зарезанной скотины варят и угощают приглашенных. Жотоу (кость с альчиком) оставляют (сваренную) до того, как нужно дать имя ребенку, т.е., когда гости закончат есть и остает­ся только вымыть руки. Тогда старику подносят ребенка, а также эту кость на блюде. Он срезает мясо, нарезает его на куски, и все присутствующие едят по кусочку. Потом старик дает имя, смотря по месту рождения, например Киисбай, Тусбай[3] и др. После это­го, вымыв руки, гости расходятся. Остаются одни женщины (л. 72).

рч. Макмал                                         Саке

САЯК

Ребенку дается имя по выбору старика: о чем подумает, так и на­зовет. Сартская поговорка: "Кыргыс баланинг ойго туса, ой гооды, тога туса - тог гооды" и т.д. ("Если у киргиза ребенок родится в степи - назовут степью, в горах - горой") (л. 75).

Талас

 Кайназар

Имя ребенку дается без особых церемоний каким-нибудь ста­риком.

Стрижка детей

Талас                                                               Ибрагим К.

 солто-карамоин

При первой стрижке волос ребенку (в полгода-год) человек за­житочный режет барана, готовит мясо и посылает в дом родственни­ка или знакомого целую процессию в шесть-восемь человек, состо­ящую большей частью из женщин. Сам он не идет. В том доме гос­тей угощают своими яствами и сами угощаются. Ребенок принесен сюда же. Хозяин дома стрижет ребенка и дает ему рубашку и даже, может быть, лошадь или бычка. Бедные проделывают это с лепеш­кой, сахаром и проч.[4]

Стрижка может быть полной либо частичной, для вида, и тогда ее заканчивают дома. При этой стрижке оставляют кÖкул, саамай или чÖкчачи (на затылке).[5]

С. 79.

Время от времени чубы детям подстригают. Сохраняют их до 12-13-летнего возраста, когда снимают окончательно. Богатый че­ловек режет на угощение барашка.

Солто                                                                                      Жанызак

Карын чач[6] сбривают младенцу бритвой через 40 дней после рож­дения.

Кайназар

Ребенка стригут на 40-й день. Приготовив угощение и подарки (например, чапан), несут младенца к многодетному старику. Всех своих старик угощает принесенным, а пришедших потчует своим уго­щением. Если он богат, то дает младенцу лошадь, бычка. Стрижет ножницами, оставляя из карын чач чубы.

Чубы оставляют в той семье, где дети умирают. Когда прихо­дит время совсем состричь чубы, то для этого приглашают муллу или хаджи.

С. 80.

Чиминдисай                                      Кашимбеков

 буку

Когда мальчику лет 7-8, ему сбривают все оставленные на голо­ве волосы, устраивают той (л. 92).

Ошский окр.                                      Товака

У ребенка начинают брить волосы в годовалом возрасте. Отец посылает к старшим родственникам, и каждый из них ост­ригает немного и дает подарок: тай, торпок, т.е. жеребенка или теленка.

У девочек стригут волосы только до трех лет, а потом оставляют их расти.

С. 81.

рч. Большой Кебин

 сарыбагыш

Волосы, оставленные на голове мальчика (чубы), срезают лет в 15 и при этом устраивают той (л. 92).

Чубы у детей

Ошский окр.                                                  Товака

адигине

Кокул - оставляют только у девочек.

Нийаз - два боковых чуба оставляют на голове ребенка.

С. 82.

Тенгизбаево

 6уку

Кокул (хохол) - волосы, оставленные несбритыми на темени ре­бенка.

Саамай - волосы, оставленные спереди на висках.

Тобочач - волосы на макушке головы, заплетаемые в косички.

Жилкичач - волосы на затылке у взрослых.

Секелек - волосы сзади по бокам.

Кешимбеков

Секелек - волосы, оставленные спереди.

Саамай - на висках.

Кокул - на макушке.

Оставлять волосы с боков сзади - китайский,дунганский обычай.

Кыдыр

Кокул - волосы, оставленные спереди.

рч. Макмал                                         Саке

саяк

Пучки волос делают мальчика похожим на девочку, чтобы его не сглазили, не испортили.



[1] 54. У многих кочевых народов был обычай называть ребенка первым попавшимся на глаза предметом. Таким образом, ребенок как бы терялся среди окружающих его предметов и становился невидимым для злых духов (Гафуров А. Указ. соч. С. 11-12).

[2] 55. Обычно в Средней Азии имена живущих родственников (деда, бабки) не дава­ли новорожденному; можно было дать имя лишь умерших предков (Андре­ев М.С. Таджики долины Хуф. С. 83). По записям Ф.А. Фиельструпа неясно, имя умершего или живущего родственника можно бьио дать младенцу. Но в том и другом случае оно давалось с пожеланием, чтобы ребенок дожил до возраста того, чье имя ему дано.

[3] 56. Кийизбай - от кийиз (кошма), Тузбай - от туз (соль).

[4] 57. Первая стрижка волос - еще один этап в социализации ребенка. Удаление ро­довых волос как бы окончательно отделяло ребенка от утробном мира и приоб­щало к миру людей, в котором ему продется жить. Древние тюрки, и не только они, придавали этому акту большое значение, и сопровождался он обычно боль­шим торжеством и целым рядом обрядов (Сухарева О.А. Мать и ребенок у тад­жиков... С. 154; Андреев М.С. Таджики долины Хуф. С. 91; Таджики Карате­гина и Дарваза. Ч. III. С. 85; Потапов .Л.П. Указ. соч. С. 271-272; Традици­онное мировоззрение тюрков... II. С. 172-175; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 76-77).

По представлениям многих народов мира в древности, состриженные воло­сы (и ногти) находятся в симпатической связи с их владельцем (как и послед, и отпавшая пуповина - см. выше). И от того, в чьих руках и в каком состоянин оин находятся, зависит судьба ребенка. Более тот, тот, кто у себя имеет чьи-то во­лосы, может управлять их владельцем, как ему захочется. В связи с этим состри­женные волосы тщательно прятались: хранились в доме, подвешивались на дере­ве или закапывались в укромном месте (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 263-270). Первые волосы состригали только ближайшие родственники и, видимо, в каче­стве компенсации им за это давали ценный подарок.

[5] 58. См. "Чубы у детей".

[6] 59. Карын чач - букв. "утробные волосы".

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (06.11.2007) | Автор: elbilge
Просмотров: 1846 | Рейтинг: 0.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 631
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz