Положение в колыбель
рч. Большой Кебин
Перед тем как положить ребенка в люльку, подносят старухе на блюде боурсак, пять альчиков и топор. Старуха берет топор и кладет его в люльку, чтобы ребенок был крепок, как топор; туда же кладет альчики, чтобы хорошо умел играть; сыплет немного боурсака: кто успеет взять боурсак оттуда, съедает. Остальные боурсаки женщины делят между собой и съедают. Затем, убрав топор и альчики, кладут младенца в бешик.
Солто Жанызак
В колыбель младенца кладут через три дня после рождения. Выполняет всё старуха из того же аула. Этот момент сопровождается тоем. В люльке боу прикреплены с одного бока, и младенец повязывается без одеяла (л. 87).
Кайназар
В колыбель кладут на третий день, причем делается той. В колыбель ребенка кладет старуха и получает за это подарок.
"Кутту байану кылсын" (Пусть счастье станет полным). "Жанын узак болсун" (Да будет жизнь (душа) твоя долгой), говорит старуха при этом. Ребенка осыпают боурсаком. К колыбели на дужке привязывают альчик (мальчику? - Ф.Ф.).
Ысрык - вокруг отверстия для стока нечистот обводят огнем. Когда ребенок положен, то старуха, клавшая его, трижды садится верхом на колыбель, погоняет камчей, говоря: "Жанын узак болсун, жанын Кудай гойсин!" ("Пусть жизнь твоя будет долгой, пусть Бог оставит твою душу!») (л. 87).
Пишпекский у., сел. Буранинское
Сарыбагыш
Ребенка кладут в колыбель спустя 40 дней после рождения. Собравшиеся на той мужчины и женщины выражают свои пожелания.
С. 69.
Ошский окр. Тавеке
адигине
В колыбель кладут ребенка на четвертый-пятый день, а приносит колыбель родственник.
местн. Сарыбулак Алимбек
буку
В колыбель младенца кладут через два-три дня после рождения. Кладет его старуха, чтобы дожил до ее возраста. Делали той, резали барашка, приглашали гостей обоего пола. Готовили также жамбаш-куйрюк. В бешик кладут до тоя.
Старуха берет топор, керки, два альчика (с правой и с левой ноги) и кладет все это в бешик, качает, затем спрашивает: Онг бы? Онг бы?" Кто-нибудь из женщин отвечает: "Онг". При укачивании вещи спадают, топор подталкивают, чтобы он выпал. При этом совершали аластаарчой или другим деревом и, кланяясь, бросали в огонь сало (л. 87).
Аласта делается ежедневно над люлькой, если мать не забудет (л. 74).
Недоношенные младенцы
рч. Большой Кебин
Недоношенного ребенка подвешивают в шапке на один час к кереге (л. 72).
Талас
Кайназар
Айчетбеген бала - если родится недоносок, его кладут в тумак на тот период, пока он "дозреет", и вешают на кереге башинда, причем ежедневно меняют место, начиная справа от двери, по порядку, считая каждый рожок в кресте. Каждый день мать кормит младенца один раз и каждую ночь раз, причем упражняет в движении его конечности, прежде чем повесить обратно. Ребенок завернут в тряпку. Доводят его до левого косяка двери, комбинируя переносы (? Ф.Ф.).
Жентек делается для недоноска по истечении его срока (л. 85). Недоношенные младенцы обычно умирают (л. 85).
Чолпанкулов
Если младенец недоношен 15 дней, то 15 дней, если 30 дней, то 30 дней держат в тумаке, подвешенном к кереге, меняя баш каждый день подряд, начиная с правого дверного косяка.
С. 70.
Кормят его, не вынимая из тумака (лисьего, так как он теплее). Кормят мало (? - Ф.Ф.). При рождении недоношенного ребенка выполняют те же обычаи, что и при нормальном рождении (? - Ф.Ф.), но ребенка не показывают. Показывают после истечения его срока (л. 85).
Недоношенный ребенок обычно лежит с закрытыми глазами. Его кладут в тумак и вешают на кереге, меняя место (см. выше), на один месяц или полтора, на 40 дней (не большеl? - Ф.Ф.). Кормят его
соской. До того, как у родителей будет уверенность, что ребенок выживет, никаких торжеств не устраивают (л. 85).
солто Жанызак
Апылгу. Недоноска не показывают людям, завертывают, кладут в тумак (лисий ушан) и вешают на кереге. Кормят каждый день немного. Ко времени исполнения девяти месяцев, девяти дней, девяти часов и девяти минут показывают и делают жентек. Висит недоносок на одном месте (л. 85).
Ошский окр
Недоношенных детей подвешивают к кереге в одежде, например, на один-два дня (л. 85).
С. 71.
Чонгур-чон
Кайназар
Если младенец недоношен один-два месяца, то его вешают в кошенном колпаке на кереге, начиная справа от косяка, считая каждый скреп за день - по числу недостающих дней до положенных девяти месяцев, девяти дней, девяти часов. Причем если колпак не дойдет до левого косяка, то это роли не играет. Полагающиеся при рождении празднества приурочены к этому сроку (л. 85). Моют его через семь дней теплой подсоленной водой (изо рта) с мылом.
местн. Сарыбулак Керимбек М.
6уку
В прежнее время недоноска после рождения клали в тумак и потом сразу же вынимали.
Тенгизбаев
С недоношенными детьми поступают так. Младенца кладут в зимнюю баранью шапку (тумак) и подвешивают в кибитке (юрте) к кереге в течение 40 дней, причем каждый день продвигают на один конец, начиная с левого от входа (с правого от тора) конца (кибитка стоит всю зиму), чтобы он донашивался, не касаясь земли. Его снимают, когда это надо, но на землю не кладут никогда.
Если ребенок родился на 15 дней раньше времени, то за ним соблюдается уход, как за нормальным.
Родившегося на один-два месяца до срока вешают в тумаке каждый день на полчаса на керегенин баши, меняя их каждый раз, начиная от правого дверного косяка и считая за единицу каждую крестовину. Ночью ребенок спит с матерью.
Если в кибитке 30 керегенин баши, а ребенок родился на два месяца раньше, то кибитку обходят дважды. Сроком рождения младенца считается девять месяцев, девять дней, девять часов, девять минут. Снимают его с того места, к которому он приблизится ко времени созревания, не доводя непременно до левого косяка (л. 86).
20. Альчики (астрагалы ) в тюркской обрядности, связанной с воспитанием ребенка, играли немаловажную роль. Альчик - не просто игральная кость, которую кладут в колыбель для того, чтобы мальчик в будущем хорошо играл в кости, тем более, что альчики кладут и в колыбель девочки; это также не просто магическое средство для укрепления костяка, для чего якобы и привязывали связку альчиков к колыбели многие тюркские народы (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 60). Альчик - это прежде всего, как нам кажется, оберег. Вспомним, что одним из символов Матушки Умай были альчики. Поэтому их кладут в колыбель или привязывают к ней, чтобы сама Матушка Умай охраняла младенца.
21. Боурсак сыплют в колыбель, чтобы жизнь новорожденного прошла в достатке. А женщины спешат съесть их, чтобы, как пишет Г.П. Снесарев, и им дождаться такого события (Снесарев Г.П. Реликты... С. 101), и вообще, чтобы и им перепала благодать.
22. В колыбель младенца кладет старуха, чтобы он прожил столько же. У таджиков долины Хуф, например, кладет мальчик лет 6-10, но обязательно, чтобы у него были живы родители (последнее условие необходимо для того, чтобы родители новорожденного тоже долго жили). Мальчик говорит при этом: "Стань стариком (старухой), достигни глубокой старости" (Андреев М.С. Таджики долины Хуф. С. 68).
23. Боу - веревка, завязка; в данном случае завязки для подвязывания младенца в люльке.
24. Старуха садится на колыбель, изображая всадника; она даже погоняет колыбель плеткой (камчой). Если старуха - всадник, то младенец, на котором она "сидит", - лошадь. А злые духи, как известно, боялись лошадей и всего того, что связано с ними, а особенно камчи. Подобный обряд отмечен и у казахов (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 72). У каратегинских таджиков в семье, где дети умирали, новорожденного протаскивали под лошадью (верблюдом, ослом, шкурой волка и т.д.). Злые духи в этом случае принимали ребенка за лошадь (верблюда, осла, волка и т.д.) и оставляли его в покое (Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Ч. III. С. 78). См. примеч. 22.
25. Старуха - особо почетная гостья, ей давали лакомые куски мяса.
26. Жамбаш - подвздошная кость с мясом, которая подается почетному гостю; куйрук - хвост, курдюк, курдючное сало; тоже подается почетным гостям.
27. Онг бы? - "правильно ли?". Онг - "правильно".
28. Аластоо - окуривать дымом арчи (знахарский способ лечения) для изгнания злых духов (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 46).
29. Бросали сало в огонь, т.е. приносили жертву очагу (см. примеч. 43 в разделе "Свадебные обряды"), а также Матушке Умай. Как уже говорилось, огонь тоже называли Матушка Умай.
30. Айжетбеген бала - букв. "недокисший, недозревший ребенок".
31. Кереге башинда - "на верхней части кереге".
32. Баш - здесь: верх кереге.
33. В словаре К.К. Юдахина нет этого слова. Но, возможно, оно образовано от апыл, т.е. "торопливо, быстро, спешно", и означает "поспешивший появиться на этот свет, недоношенный".
|