Пища роженицы
Талас
Кайназар
Роженица получает в первый день кипяченое молоко, на второй - чай, на третий - кашу из тару. На четвертый день муж режет барашка и кормит ее мясом.
С. 66.
В случае жажды роженица пьет воду(л. 73).
Чонкур-Талас
Кайназар
Калжа - питательный мясной обед, который дает роженице ее муж, зарезав для этого барашка.
Мать-пупок
Пишпекский у., сел. Буранинское
Киндик-эне делает ребенку рубашку, тюбетейку, и родители оплачивают это подарками (л. 70).
рч. Большой Кебин
Когда рождается мальчик, приходит какая-нибудь женщина и отрезает пуповину, вымоет младенца соленой водой, завернет в тряпки.
Шкуру и грудь зарезанной скотины отец (ребенка.- Б.К., С.Г.) отдает киндик-эне (мать-пупок) - женщине, отрезавшей пуповину (л. 72).
Солто Жанызак
Первые две-три ночи киндик-эне проводит с роженицей, чтобы обезопасить ее от нападений албарсты-марту.
Жентек
местн. Сарыбулак
6уку
Жентек делается в день рождения, при этом приходящие дают корумдук (л. 74).
Чонкур-Талас
Кайназар
Жентек - обычай угощать пришедших посмотреть на новорожденного ребенка маслом, хранившимся в бараньем желудке, и крутом. Гости же должны за просмотр отвечать подарком корумдук.
При рождении ребенка отец дает кок бору.
Той по случаю рождения ребенка бывает различных размеров, в зависимости от достатка родителей. И сзывают на него окрестные аулы (л. 74).
С. 67.
Солто Жанызак
Делают жентек - угощают посетителей (женщины сами приходят, мужчин зовут) карынмаем, боурсаком. Киндик-эне берет ребенка к себе и показыает его за корумдук (разные мелкие подарки). Ближайшая подруга роженицы приносит рубашечку (л. 74).
Купание ребенка
солто Жанызак
По рождении ребенка моют в теплой воде. До 40 дней каждые два-три дня моют в соленой воде (л. 74).
рч. Большой Кебин
По прошествии 40 дней роженица делает 40 лепешек и раздает собравшимся гостям; наливают 41 ложку воды в посудину, сыплют в воду соль, а затем в этой воде купают ребенка (л. 72).
местн. Сарыбулак
буку
Новорожденного сейчас же по появлении на свет купают в соленой воде. И так в течение 40 дней. На 20-й или 40-й день делают той. Берут 40 ложек чистой теплой воды и моют ребенка хорошим городским мылом.
При рождении ребенку надевают рубашечку без воротника, а после четвертого дня - обыкновенную, с воротником.
Киндик-эне впоследствии приносит рубашечку вместе с токач, чаем и другой снедью (л. 74).
Нечистота женищины
Пишпекский у., сел. Буранинское
40 дней женщина считается нечистой, не спит с мужем, не молится, но особой изоляции не подлежит. По истечении этого срока (срок соблюдается не очень строго) она моется, чисто одевается, совершает молитву (л. 7О).
Кыдыр
Нечистой считается женщина во время менструаций, она не стряпает в это время, не молится, не подходит к казану, не спит с мужем (л. 70).
С. 68.
рч. Макмал Саке
После родов женщина считается нечистой в течение 40 дней только по шариату, а не по обычаю (л. 71).
рч. Большой Кебин
В течение 4О первых дней после родов женщина не спит с мужем (л. 72).
10. Калжа - букв. "хорошо разваренное мясо" (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 331). У казахов мясо калжи первой должна попробовать роженица, иначе у нее могли были появиться послеродовые схватки (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 74).
11. Киндик-эне - букв. "мать пупка". Так называли повитуху, которая перерезала и перевязывала пуповину (см. примеч. 5). Думается, что имя Киндик-эне было синонимичным Умай-эне.
13. Жентек - угощение, устраиваемое по случаю рождения ребенка. Обычно устраивается в день рождения. Но если ребенка отдают на время в другой дом (см. раздел "В семье, где дети не выживают"), то устраивают жентек в приемном доме.
14. Корумдук - подарки, приносимые теми, кто приходит посмотреть ребенка.
15. Карынмай - от карын - желудок овцы, козы, употребляемый в качестве сосуда для хранения масла, май - масло, т.е. сливочное масло, хранившееся в желудке овцы или козы. О способе использования желудков в качестве сосуда подробно см.: Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX-начале ХХ в. Этнокультурные процессы. Ташкент, 1991. С. 42.
16. Соль во время купания, видимо, играла как профанную роль, так и сакральную. Ее использовали и для того, чтобы избавить ребенка от укусов мух, комаров, от высыпаний, и вообще чтобы ребенок был крепче (Гершенович Р.С. О бытовой гигиене узбекского грудного ребенка // Труды САГУ. Сер. XXII-б. Этнография.
Ташкент, 1928. Вып. 1. С. 4; Троицкая А.Л. Первые сорок дней ребенка... С. 352; Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка... С. 101). Но соль должна была символизировать и счастье, здоровье, достаток (Троицкая А.Л. Рождение и первые годы... С. 120; Чвырь Л.А. Опыт анализа... С. 125).
17. В годы, когда Ф.А. Фиельструп собирал свой материал, киргизы купали ребенка сразу после родов или через несколько дней. Каратегинские киргизы, судя по записям Б.Х. Кармышевой, купали младенца первый раз на третий день после рождения, а второй раз - лишь на 40-й день в 40 ложках воды. Таджики Каратага купали младенца через три дня, если родился чистый, и в тот же день, если родился грязный (Пеиверева Е.М. Указ. соч. С. 63), таджики Рушана, Шахристана купали лишь на 20-й день, а таджики Самарканда - даже на 40-й (Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 57). Специальный обряд, посвященный первому купанию ребенка, был у хорезмских узбеков (Снесарев Г.Г!. Реликты... С. 92) и у других народов тюрка-монгольского мира (Традиционное мировоззрение тюрков. I. С. 160) и не только у них. Например, айсоры (сирийцы) в седьмой день жизни ребенка выводят его из "седьмицы": раздевают его при участии повитухи и с именем Господа льют на его голову 7 ложек воды, по числу прожитых дней. То же самое повторяется и в 40-й день (Муратхан В.П. Обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка у сирийцев СССР: По материалам экспедиции 1928-1929 гг. к сирийцам Армянском ССР // СЭ. 1937. № 4. С. 71).
Все эти данные наводят на мысль о том, что купание новорожденного носило характер не столько очищающий, сколько ритуальный. Появление ребенка на свет было, по существу, отторжением его от мира природы и "приобщением к миру людей" (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 159). Купание же, т.е. обращение к водной стихии, в которой он пребывал в утробе матери, как бы возвращало ребенка на какой-то срок к породившей его природе (Там же. С. 160) с тем, чтобы, может быть, облегчить переход его к миру людей. Думается, что первое купание носило, таким образом, инициационный характер: ребенок переходил в новую стадию, в новую для себя ипостась, в мир людей. Не случайно именно в этот день, т.е. на 40-й день, киргизы в ряде районов (см. ниже) сбривали и родовые волосы, которые опять-таки были из иного состояния ребенка.
Любопытно, что, по мнению таджиков долины Хуф, именно через 40 дней "животный дух", который составлял до сего времени душу ребенка, уступает место "человеческой душе" (Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья АмуДарьи). Сталинабад, 1953. Вып. I. С. 71).
Следует отметить, что во всем обряде, как и вообще в семейной обрядности, число 40 не случайно. По мнению авторов книги "Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири",число 40 является "количественно-качественным показателем состояния переходности" (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 162). Именно через 40 дней роженица переходит из состояния сакральной "нечистоты" в обычное свое состояние; через 40 дней новорожденный и его мать становятся менее уязвимыми; через 40 дней душа умершего окончательно рвет с этим миром и отлетает в мир иной; через 40 дней новорожденный из мира природы переходит в мир людей и т.д.
18. Первая рубашечка, которую надевали на новорожденного, называлась у многих тюркских (и не только тюркских) народов "ит койнек", т.е. "собачья рубашка". Порой ее сначала надевали на собаку, чтобы обмануть злых духов или чтобы все несчастья, предназначенные ребенку, перешли на собаку (Троицкая А.Л. Рождение и первые годы... С. 116; Абрамзон С.М. Рождение и детство... С. 101; Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 51; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 149; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 75; Чвырь Л.А. Опыт анализа... С. 126; Она же. Три "чилла" у таджиков / / Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 71). Но думается, что "собачья рубашка" указывала и на то, что младенец пока еще, до истечения определенного срока (чаще всего) относится к "животному" миру. Обычную же рубашку надевали только после ритуального купания (см. выше).
19. Табу в отношении женщины во время менструаций и родов известно было многим народам мира, когда ей в течение определенного периода не давали прикасаться к вещам, пище, людям. Особенно нечистой считалась роженица, и ее старались не период родов изолировать от общества, помещая в специально вы строенные шалаши. Нечистыми считались и все те, кто дотрагивался до роженицы и новорожденного в течение запретного периода (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 237-238). Но по представлениям хакасов, беременная женщина подобна реке во время половодья, и входить в жилище беременной женщины было так же опасно, как входить в полноводную реку (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 19). Вполне возможно, что табу на рожениц, как и на беременных, объяснялось не только сакральной нечистотой женщины, но и возможностью гибели, несчастья для соприкасающегося с ними.
|