ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ РЕБЕНКА
Роды
Киргизы
Пишпекский у., сел. Буранинское
При родах мужчины могут помогать. Если не хватает сил у женщины, мужчина, становясь сзади, обхватывает роженицу руками и нажимает на живот вверну. В землю воткнут длинный кол, женщина перед ним стоит на коленях и держится за него, а руками ребенку в утробе придают нужное положение. Пугание не применяется. Если после родов с трудом выходит послед (пузыры, тогда человек ходит вокруг юрты и толчет в ступе. Тон (пузыры бросают собаке - так лучше, чем закапывать в землю. При трудных родах зовут муллу, который пишет амулет (тумар). Пупок перерезает киндик-эне - мать-пупок; пуповину перед тем перевязывают жилой у живота. Отпавшая часть пуповины хранится дома (л. 7О).
Если после родов женщина... (неразборчиво. - Б.К., С.Г.) впадает в обморок, ей плещут в лицо водой или мулла отчитывает (куучу).
рч. Большой Кебин
При тяжелых родах, если женщина впадет в обморок, говорят, что у нее душу похитил албарсты. Тогда зовут куучу.
Отец режет скотину. Послед закапывают в землю, где придется, подальше от юрты. Когда ребенок выходит на свет, кто-нибудь из мужчин кричит: "Азан!" (призыв к молитве). Когда начинаются роды, одна женщина ходит со ступкой вокруг юрты, стучит ею о землю, приговаривая: "Тушту бо, тушту бо?" ("Вышел ли, вышел ли ребенок?") (л. 72).
Солто Жанызак
Роженица после родов моется (л. 73).
1. Столб в центре юрты, дома - сакральная часть жилища. Он символизирует собой "священное дерево", "мировое дерево", которое является символом жизни, благополучия, помогает родить и выкормить детей и имеет еще массу других функций. (Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.,1980. С. 129-141; Фрейденберг О.А. Поэтика сюжета и жанра. Л., 1936. С. 72; Львова Э.J1., Октябрьская И.В., Сагалаее А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988 (Далее: Традиционное мировоззрение тюрков... I). С. 32, 58-60). У таджиков, по материалам Н.С. Бабаевой, центральный столб в доме олицетворяет дерево, в котором воплощены духи предков (Бабаева Н.С. Давра - обряд выкупа грехов умершего / / Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 61). Не случайно поэтому за столб в центре жилища, за дерево держались при родах женщины многих народов мира. См.: Фрэзер Дж. Указ. соч.; Львова ЭJI., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989. (Далее: Традиционное мировоззрение тюрков... II). С. 148149; см. также статьи в сборнике "Традиционное воспитание детей у народов Сибири" Л., 1988). Не случайно роженицы приносили дереву (или шесту, его символизирующему) жертву, смазывая его, например, маслом, как это делали якутки (Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманстве: опыт сопоставления структур. М., 1984. С. 165) и вообще обращались к нему как к божеству. Алтайцы называли шест, за который держалась роженица, "матушка-береза", а хакасы - алтын шеек, т.е. "золотая палка". Между прочим, у карачаевцев алтын маяк называли палку божества Чоппа, который был покровителем плодородия и рассматривался как демиург, творец жизненного начала (Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М., 1995. С. 3, 80).
2. Есть у киргизов и другой способ помочь выйти последу. Поскольку затруднения связаны с кознями злых духов, то приносят филина и заставляют его кричать, ибо злые духи боятся его голоса (Симаков Г.Н. Соколиная охота и культ хищных птиц в Средней Азии. Ритуальный и практический аспекты. СПб., 1998. С. 69).
3. Тон - одно из значений слова "послед, детское место" (Юдахин К.К. Киргизскорусский словарь. М., 1965. С. 748). Любопытно, что у теленгитов послед называется чоп (Дьяконова В.Н. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 168). Сравним с именем покровителя плодородия у карачаевцев Чоппа (см. выше).
4. Многие народы мира считали послед (детское место), как и пуповину, живым существом, братом или сестрой родившегося ребенка или предметом, в котором пребывает дух-хранитель ребенка или часть его души (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 52). У древних тюрков послед назывался еще умай. Так же звалась и богиня - покровительница роженицы и младенцев (Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 611). Одной из первых работ о культе Умай, божестве плодородия у тюркских народов была статья Дыренковой Н. "Умай в культе турецких племен" (Культура и письменность Востока. Баку, 1928. Кн. III. См. также: Потапов Л.Л. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. М., 1973; Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1964; Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историка-культурные связи. Л., 1971. С. 275-280, гл. "Культ матери Умай". Во всех работах приведена и обширная литература по этому вопросу). А поскольку плацента, как и пуповина, находится в симпатической связи с ребенком, то от степени ее сохранности зависели здоровье, жизнь, судьба ребенка (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. S1). Именно поэтому многие народы, в том числе и киргизы, для сохранности закапывают плаценту в укромном месте, иногда в доме у порога, в куче золы у очага или у срединного столба в помещении (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 51-52; Потапов .Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. С. 267; Троицкая А.Л. Первые сорок дней ребенка (чилля) среди оседлого населения Ташкента и Чимкентского уезда // В.В. Бартольду: Туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент,1927. С. 352; Она же. Рождение и первые годы жизни ребенка таджиков долины Варавшана. По материалам среднеазиатских экспедиций АН СССР в 1926-1927 гг. // СЭ. 1935. Ns 6. С. 116; Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка // Сборник МАЭ. М.; Л., 1949. Т. XII. С. 101; Снесарев Г.Л. Реликты домусумальнских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969. С. 91; Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. По материалам конца XIX - начала ХХ в. М.; Л., 1959. С. 51; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. Нукус, 1973. С. 136-137; Бутанаев В.Я. Указ. соч. С. 211-212; Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIX - начало ХХ в.). Алма-Ата, 1991. С. 69). Но у некоторых групп населения, например, у таджиков Каратага, Фальгара, у киргизов существовало представление о том, что если послед съела собака, то у женщины будет так много детей, как их бывает у собаки (Троицкая АJ1. Рождение и первые годы... С. 116; Лещерева Е.М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага / / Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 62). Хорезмские же узбеки бросали послед собаке только в том случае, если дети в семье не выживали (Снесарев Г.П. Реликты... С. 93).
Б.А. Литвинский соотносит обычай закапывать послед в доме или недалеко от дома с широко распространенными в древности захоронениями под полами, стенами или дверями жилищ. Таким образом, пишет Б.А. Литвинский, проявляется идея плодородия, благоденствия живущего, а также связь захоронения с жилищем, в частности с очагом (закапывание в золу) (~lитвинский Б.А. О древности одного среднеазиатского ,обычая // КСИЭ. 1958. Т. ХХХ. с. 32-33).
По представлениям же карачаевцев, послед есть грязевая оболочка, из которой появился ребенок, и закапывание его у реки или даже выкидывание в реку избавляет семью от несчастий, исходящих от последа, поскольку Мать воды (Суу-Анасы) уносит и дух последа, и несчастья, связанные с ним, в морскую бездну (Каракетов М. Д. Указ. соч. С. 110, 114).
5. Повитуха практически у всех народов мира играла важную роль при родах, так как от нее, от ее мастерства зависели часто жизнь и здоровье роженицы и младенца. Ей доверялось такое важное дело, как перерезание пуповины, связующей ребенка с матерью. А потому повитуха должна быть хорошим, доброжелательным человеком. У тюрков бытует поверье: кто перережет пуповину, на того и будет похож ребенок (Серебрякова М.Н. Традиционные институты социализации детей у сельских турок / / Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. С. 42). А таджички Ягноба и вовсе старались перерезать пуповину сами, так как считали грехом передавать это дело кому-либо (Пещерева Е.М. Указ. соч. С. 61).
По представлениям тюрков, повитуха как бы олицетворяет собой "земного дублера" Матушки Умай (см.: Традиционное мировоззрение тюрков. II. С. 152), покровитель»ицы рожениц и младенцев, которая незримо присутствует при родах, помогает младенцу появиться на свет, а затем оберегает его до трех лет. Именно повитуха у каратегинских киргизов проводит 2-3 ночи с роженицей, чтобы обезопасить ее от нападений албарсты (демоническое существо в образе старухи, вредящее роженице; антипод Матушки Умай), как бы олицетворяет собой богиню Умай (Кармышева Б.Х. Личный архив). Именно ей у каратегинских киргизов отдают чашку с мукой и кусок соли (продукты, имеющие сакральное значение), которые держат над головой роженицы, со словами "Умай энанинг хакига", т.е. "В долю Матушки Умай". Именно повитухе северные киргизы, по записи Ф.А. Фиельструпа (см. об этом ниже), отдают шкуру и грудную часть (вспомним, что шкура является одной из сакральных частей животного, а грудная часть - одной из самых престижных частей) зарезанной в честь рождения ребенка скотины. Огонь в домашнем очаге тоже называли Умай-эне.
6. Как уже говорилось, пуповина находится в симпатической связи с ребенком (см. примеч. 4), и от ее сохранности зависит не только здоровье, но и судьба ребенка. Поэтому одни народы подвешивали пуповину к дереву, если родился мальчик, чтобы он стал хорошим охотником, закапывали под ступой или у очага, если родилась девочка, чтобы она была хорошей хозяйкой (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 51-52), или же просто хранили в доме, чтобы ребенок был в целости и сохранности (Фрэзер Дж.; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 72; Бутанаев В.Я. Указ. соч. С. 211). Тувинцы, хакасы, каракалпаки и другие народы подвешивали высушенную пуповину к колыбели ребенка в качестве оберега (Лотапов Л.Л. Очерки... С. 267; Бутанаев В.Я. Указ. соч. С. 211; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С.145; Чвырь.Л.А. Опыт анализа одного современного обряда в свете древневосточных представлений / / Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 125). В Матче кусочек пуповины зашивали в рубаху матери, чтобы предотвратить зло и обеспечить будущие легкие роды (Троицкая А.Л. Рождение и первые годы... С. 116). Й все это не случайно. Ведь пуповина была одним из символов (наряду с луком и стрелой, раковиной каури, бронзовой пуговицей, бараньими астрагалами, веретеном) Матушки Умай.
7. Куучу - букв. "гонитель". Внахарь, якобы способный отгонять злых духов от роженицы (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 456).
8. Об албарсты (албасты) см.: Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядов у памирцев // Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье (история и культура). М., 1981. С. 101-104. Там же приведена литература по вопросу.
9. Мусульманский обычай. При рождении ребенка прежде всего полагается произнести азам (призыв к молитве) в его правое ухо. Делает это мужчина. Этот акт предохраняет ребенка от козней джина.
|