Талас Чолпонкулов
Кайазар
Ника делается в ауле жениха в день приезда. В пути по аулам протягивают арканы. Чтобы проехать, жених должен откупаться (кольца, платки).
Подъехав к аулу, невеста слезает с лошади. Ее встречают женщины и девушки, дальше она идет пешком. Тем временем жених с приданым едет прямо в аул, и там ставят арго. Встречающие невесту женщины получают от нее подарки.
Она входит в арго и садится за кошого вместе с молодежью. В первый же день невесту вводят в дом свекра.
С. 47.
Перед нею идут молодухи постарше ее. На ее голову накинут закрывающий лицо платок. Входя в дом и идя к очагу, она кланяется (угунот), преклоняя колени несколько раз. В это время ее свекровь бросает в огонь сало (отко гермек). Платок с невесты снимает человек, сидящий ближе к кошого, приподнимая палочкой раза три. Платок он берет затем себе (л. 40).
Окружающие поздравляют молодую и желают состариться с тем, кто ее взял в жены (алганын менен кари), счастья (бахтву бол, бай бол). Когда у нее лицо открыто, она отходит к кошого (которое было взято из орго), повешенное с правой стороны. ~Iгених сидит со своими тут же в кибитке. Присутствует и мулла. Двое свидетелей спрашивают у жениха, добровольно ли он берет такую-то в жены. Потом заходят за кошого к невесте и задают тот же вопрос. Ей достаточно кашлянуть в ответ.
После обряда все мужчины, от которых она должна скрываться, уходят из кибитки, кошого откидывают, женщины угощают молодуху и угощаются сами. Потом кошого уносят обратно.
После этого дня молодуха вхожа в кибитку свекра. Перед отъездом домой ее мать получает сут акы (л. 41).
местн. Сарыбулак Сатывалды
буку
Входя в кибитку свекра, молодая кланяется (жугунот - по-калмыцки). Кара чамбарак или чон уй - наследственная отцовская кибитка (л. 41).
рч. Большой Кебин Жингиш ажи
По приезде в аул мужа устанавливают арго и в нем складывают приданое, а одежду и украшения развешивают напоказ (полотенца и пр. ) на аркане. Молодуха сидит за кошого, и к ней приходят женщины; младшие родственники ее мужа мужского пола тоже имеют доступ туда (л. 61).
Белек Солтонаев
Желпилдек - покрывало, в котором молодуха вступает первый раз в юрту мужа. При входе она трижды кланяется перед огнем, прижимая правую руку ко лбу, а левую - поперек под грудью. Кланяясь в первый раз, она бросала в огонь сало - чтобы быть счастливой. При третьем коленопреклонении самый уважаемый человек из присутствующих, отец большой семьи, по указанию родителей молодожена сразу откидывает это покрывало (л. 61).
С. 48.
Бозбаштык
Приезжая в аул мужа или входя в его юрту, молодуха не имеет никакого покрывала. Особой церемонии показывания молодухи родне ее мужа не сутцествует. Она всегда скрывается от старших мужчин, родственников мужа (л. 62).
рч. Макмал
При приезде в аул мужа молодуха не покрывается ничем. Она покрывается при входе в юрту свекра и преклоняет колени. Жертву огню приносит свекровь салом и молоком с пожеланиями молодухе изобилия (л. 62).
Жингиш ажи
При входе в юрту свекра свекровь мажет молодухе салом правую руку и бросает его в огонь, высказывая пожелания, чтобы молодуха была счастлива и вежлива, причем она называет огонь Умай ене. В орго молодуха входит без церемоний и в первый раз (л. 62).
Бозбаштык
Пожелания
Астында бала бассын. Пусть впереди тебя топчут полы дети.
Арканда мал барсын. Пусть позади тебя идет скот.
Пожелания произносились свекровью, когда она бросала сало в огонь при первом входе невестки в их юрту (л. 62).
Кокумбай Жинин
Поклон молодухи в юрте свекра - калмыцкий (вернее, языческий) обычай. Коленопреклонение было в обычае до прихода русских. Свекровь мазала салом руку и колени невестки. Покрывало приподнимали палочкой (л. 62).
солто-болокбай Сагимбай Оркобаев
Запретны ми словами для жентцин являлись имена родственников мужского рода со стороны мужа. У старых женщин до сих пор этот запрет распространяется на десять поколений предков мужа. Более того, женщины не имели права произносить созвучные с этими именами слова.
местн. Сарыбулак Бозбаштык
Имена не имеет права называть по имени никого из родни мужа (мужчин и жентцин), родившихся до ее прихода в его аул.
С. 49.
То же и по отношению к предкам мужа до седьмого поколения. У манапов молодуха не называет даже урук своего мужа (так как это его предки), а также связанные с этими именами названия предметов животных и т.п. (л. 43).
Брак (обобщение)
Белек Солтонаев
Кудалик - вступление в свойство через брак сына или дочери. Выбор семьи для вступления в свойство диктуется соображениями личной дружбы (куданда; белкуда - заключение сговора до рождения детей), для поддержки сутцествуютцей уже родственной связи (сооккуда), по политическим соображениям (сооктуштум - вступление в свойство).
Жанызак
Готовясь к официальному сватанью, отец жениха собирает скот (у себя или у родни), готовит боурсак, мясо.
Сватать едут парадно: отец жениха с родственниками-мужчинами, предупредив о времени приезда.
Кыдыр, Чаптели
Отец жениха во время сватанья: везет и гонит с собой подарки, которые входят потом в калым; может явиться без подарков один отец или отец со всеми давшими для калыма скот, взяв с собой музыкантов и забавников (майрам пос и др.).
Жанызак
В последнем случае у отца невесты собираются его родственники, чтобы выбрать себе подарки из того, с чем прибыли сваты. Взаимно уготцаются.
Сватовство ведет один из родственников; особой словесной формулы для этого нет. О калыме сговариваются, если те, кого сватают, уже взрослые и вопрос идет о скором сочетании.
Кыдыр
Уговора о количестве калыма не было - давали после по совести. Во время визита отцы с церемониями спрашивают один у другого имена помолвленных и дают за имя подарки.
Переночевав, сваты получают наутро киит: халаты, полотно.
Жанызак
В случае, если пригнанный скот пошел по рукам родственников невесты, эти родственники дают киит из своего имущества. Выплата калыма начинается с первого парадного посещения с подарками.
Отношения между двумя семьями до фактического брака поддерживаются визитами (преимущественно женщинами). Обмениваются подарками.
Отец невесты по желанию требует у своего свата любую вещь, в чем тот не может ему отказать (л. 48).
Вступление в свойство происходит по различным соображениям: по простой и кровной дружбе, по политическим мотивам, для поддержания уже существующего свойства.
Отец направляет шпиона (арачи) разузнать о состоянии предполагаемой к свойству семьи. Затем либо посылает человека (жуучи), либо сам едет (если достаточно знаком с семьей? - Ф.Ф.) узнать о принципиальном согласии на вступление с ним в свойство. После этого едет сватать парадно один, или с родственниками, захватив с собой подарки (скот и мясо), или без подарков. Сватовство ведет один из родственников; специальной формы нет. Если сватаемые бракоспособны и вопрос идет о скором сочетании, то сговариваются и о калыме (хотя о калыме см. ниже). Их хорошо принимают, оставляют ночевать, а наутро одаривают халатами всех или дают отцу жениха киит, из которого все спутники получают по куску полотна в знак обязательства быть свидетелями сговора. Во время этого визита отцы с церемониями спрашивают один у другого имена девицы и жениха и дают за имя подарки. С момента этого сговора отец жениха начинает выплату калыма, и отношения между двумя семьями поддерживаются до того, как вырастет жених, главным образом, визитами женщин. Подарки, которыми в таких случаях обмениваются они, состоят из скота - со стороны жениха, и халатов - со стороны невесты. Разговоры о калыме ведутся собственно, только когда приходит пора играть свадьбу (ника), а до того отец жениха посылает свату подарки.
Жених начинает посещать невесту тайно, когда подрастет; он останавливается в какой-нибудь юрте (не родичей невесты), там происходят игры, в которых принимает участие невеста. По окончании этих игр (не кыз ойун? - Ф.Ф.) участники и жених с невестой расходятся (вместе не ночуют).
Уй жаны - такйа сайды устраивают, когда жених и невеста достигают брачного возраста. Жених приезжает с отцом (или с матерью? - Ф.Ф.). Такйа сайды происходит: 1) в чужой юрте, невеста сидит посередине (и маскарад); 2) невеста сидит на главном месте; 3) в юрте отца. Невеста сидит справа, т.е. на месте своем, или слева, за родительским кошого (меньше свидетельств). 1Кених сбивает с нее шапку один или три раза, причем задаются вопросы: "Правильно ли?", "Направо или налево?", "Благополучно ли?", либо все это исполняется молча. После этой игры они становятся супругами непосредственно, или в следующий приезд, или на следующий день. После такйа сайды невеста одаривает приезжих халатами или наутро после брачной ночи подносит мужу штаны, рубаху и тюбетейку, а его товарищу пояс (сравним: новые одежды на свадьбу. - Ф.Ф.). Прежде ника делали сразу после этой ночи.
Отец окольными путями выведывает, доволен ли сын девушкой и возьмет ли ее в жены, а если так, спрашивают у ее отца о дне свадьбы (и увоза) и сколько еще следует доплатить калыма; в случае отказа одной из сторон от брака они возмещают затраты и прочее.
Кыз ойун происходит только в последующие после такйа сайды посещения, хотя некоторые показывают, что игры, устраиваемые и в прежние посещения, называются так же и носят тот же характер. Другие же считают, что кыз ойун делают только с приездом на свадьбу (об орго и вопрос о целомудрии невесты см. ниже). Считают, что клятва верности (закусывание пули и соответствующие слова) была домусульманским супружеским обетом (? - ф.Ф.), теперь же произносится супругами для себя и даже только теми, кто соединился помимо воли родных, своевольно (л. 55). Ника (свадьба) устраивается в ауле невесты. После решения вопроса о калыме, собственно о доплате, идут приготовления к браку: приданое, одежда и т.д., а жених тем временем живет с невестой в орго (? - Ф.Ф.). Орго дает отец невесты вместе с приданым, количество которого зависит от его воли. В течение этого периода вечерами устраивают кыз ойун.
В день ника утром ставят орго, причем родители жениха режут скот и готовят угощение, хотя угощают их все еще как гостей. Расчеты по калыму уже закончены. Приданое развешивают для подсчета и осмотра на аркане от чангарака до чангарака. Во время установки орго жених орго жених и невеста переодеваются в новые платья, приготовленные ее родителями (приданое развешивают после бракосочетания? - Ф.Ф.). После угощения и осмотра приданого - байга. После байги родители женина, дав лошадь родителям невесты, получают право снять и сложить своими силами приданое в орго.
Призвав вечером муллу, режут барана и угощают его и присутствующих гостей. Женин и невеста сидят в орго. Потом их приводят, прикрывая от взглядов, и сажают за кошого (слева от тор'а). По окончании обряда снимают кошого, выносят, заслоняя им молодых, и вешают на хозяйском месте в орго; постель там уже постлана. Перед входом невесты (молодых) в орго в первый раз резали одного козла, но сами не ели, а отдавали в соседнюю юрту; при заклании животного желали молодым счастья. Осмотр постели или опрос жениха происходили только после этой ночи, если он не имел встреч с невестой прежде, а таковые были допустимы с ночи после уй жаны (и даже раньше тайно). В случае, если бракосочетание было совершено раньше, перед отъездом молодухи торжество справляется так же, исключается только незначительный эпизод с муллой.
Утром молодуха уходит в юрту отца. После ухода жениха орго снимают, складывают и навьючивают на лошадей или верблюдов под руководством свекрови. Утром же расплетают молодухе косички и заплетают волосы в две косы. Впрочем, есть одно свидетельство, что после тоя, невесту приводили в юрту и, дав ей блюдо с мясом, мазали волосы салом, заплетали в две косы и надевали элечек. В первой вариации это происходит в то время, когда седлают лошадей. При заплетании касаются кос курдючным салом, оставшимся от тоя, потом надевают шоуколо (а элечек везут в сундуке), хотя теперь надевают сразу элечек (так как шоуколо исчезает), нацепляют сойка, надевают вышитые шелком по черному бархату перчатки. Женщинам, заплетавшим косы молодухе, отец жениха дает ценный подарок, например хорошую лошадь или что-нибудь другое. При отъезде якобы происходит борьба за приданое, которое женщины не хотят отдавать, а приезжие мужчины пытаются отобрать силой (? - Ф.Ф.). Прощаясь с молодухой, девушки и женщины поют ношах, каждая поодиночке, покрываясь с молодухой кымкапом или чапаном. Перед отъездом часть приданого раздается в подарок почетным лицам. Сомнительно одно показание, будто муллу призывают на утро после брачной ночи. При отъезде мужа в аул еще часть чапанов и прочего передается в качестве подарков старшей родне молодожена. Из приданого молодухе остаются постельные принадлежности, а все остальное берут себе родители мужа(? - Ф.Ф.). Обычно дольше следующего дня гости и молодуха возле своего отца после бракосочетания не остаются. Не всегда имеется орго; у бедняков молодая приезжает в юрту свекра (л. 55а).
Когда молодая подъезжает к аулу мужа, в степи ее встречает женская родня мужа. Молодуха сходит с лошади. Орго быстро подвозят к аулу, устанавливается новое жилище, после чего молодая идет пешком, а у юрты ее встречает свекровь с чачила (сладости), которое она рассыпает перед входом и за входом перед молодой.
В пути и при входе в юрту мужа (орго) никакого покрывала на голову и лицо женщина не накидывает. Огонь в орго впервые зажигается своими средствами, т.е. не заимствованными. У себя молодуха уже снимает шоуколо, заменяя его элечеком, снимает перчатки это складывается в сундук до следующей свадьбы. За кошого молодуха скрывается от старших мужчин, ее там посещают и с ней знакомятся женщины и младшие родственники мужа мужского пола. Приданое в орго развешено несколько парадно. В ауле делается той, котором присутствует и родня молодухи.
При первом посещении юрты свекра молодуха прячет лицо за покрывалом. У входа ее встречает свекровь, которая маж .т ей салом руку (как бы принимая жертву из ее рук как посредница? - Ф.Ф.). Потом свекровь бросает сало и льет молоко в огонь, высказывая пожелания счастья и проч. Молодуха при входе отвешивает поклоны (прежде с коленопреклонением), при этом сопровождающие ее девушки приподнимают покрывало, чтобы присутствующая родня мужа могла взглянуть на ее лицо. Другой источник сообщает о таком входе в юрту мужа (при отсутствии орго? - Ф.Ф.), о троекратном коленопреклонении и собственноручной жертве салом огню; при поклонах покрывало якобы приподнимает старший из присутствующих. Затем молодуха скромно занимает место с девушками внизу, справа у входа, и ее угощают грудиной барана и т.д. После чего она удаляется. С этих пор доступ в юрту свекра в его отсутствие свободен.
Брак в домусульманские времена был нерушим. Брак совершался, за редкостью мулл, с помощью человека, знавшего хоть какую-нибудь молитву, а еще раньше только властью посредника, который спрашивал при свидетелях о согласии обеих сторон. До брака жених и невеста клялись указанным выше порядком в верности друг другу при первом посещении женина (т.е. уй жаны). Предположительно, до мусульманства брак заключался следующим образом: 1) спрашивали о согласии, потом перерезали прут пополам; 2) жених и невеста, порезав себе подушечки мизинцев, сосали кровь друг друга; З) закусывали пулю; 4) одним рукопожатием (по-восточному).
Увоз девушки практиковался, чтобы уплатить меньше калыма. Потом совершалось примирение с родителями невесты.
Букв. "будь счастлива, будь богата".
Жyгyн - кланяться, скрестив руки на груди. Речь идет о молодухе, когда она впервые входит в юрту, в комнату, где сидит старшая мужская родня мужа (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 272).
Кара чамгарак (букв. "черный чангарак") - отцовская юрта, которая по наследству переходила к младшему сыну (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 843). Чон уй (букв. "большая юрта") - опять-таки отцовская юрта, наследственная юрта (Там же. С. 817).
Желпилдек - (букв. "то, что все время развевается"), от желпилде - развеваться (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 246). Видимо, покрывало было очень легким и развевалось от малейшего ветерка, почему и получило свое название.
Этот раздел является обобщением полевого материла, сделанное самим Ф.А. Фиельструпом.
|