Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Вторник, 23.05.2017, 14:04   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Киргизы

Ритуальный смысл козлодрания
Ритуальный смысл козлодрания

Элери

Козлодрание (көк бөрү, улак тартыш) несомненно имеет ритуальный смысл и возможную сакральную нагрузку. Сегодня мало кто задумывается об этом и козлодрание считается национальным видом спорта и даже появилась версия о том, что это была тренировка воинов, которые таким образом отрабатывали навыки подбирания раненных и убитых с поля боя. Версия интересная, если бы не название игры и ее атрибутов, которые напрямую дают повод задуматься. Две команды (көк бөрүнебесные волки) перетягивают тушу козленка (улак), перед этим сделав обряд сакрального пускания его крови, стараясь закинуть улак в своеобразную корзину (Тай казан)


Вполне возможно связать версию своего объяснения семантики игры с так называемым "скифо-сибирским звериным стилем” и с распространенными в нем "сценами терзания” или вообще борьбой и состязанием. Многие спортивные игры, где шла борьба между людьми и командами, в том числе и олимпийские игры в Греции и гладиаторские бои в Риме были приурочены к весенним торжествам дня равноденствия. Существует множество интерпретаций сцен борьбы животных и людей, которые распространены в искусстве древних цивилизаций от Египта до Алтая, от Греции до Китая, но здесь рассматривается козлодрание через борьбу животных (или людей их олицетворяющих). Здесь будет применяться космогоническая интерпретация "звериного стиля”, которая объясняет сцены терзаний и борьбы животных как символы единства и борьбы противоположностей (день/ночь, жизнь/смерть, лето/зима и т.д.). Например в скифо-сакскую эпоху смена созвездий Тельца и Льва приходилась на дни празднования весеннего равноденствия - 28 марта 


 (Жаш[ыл]башы/Навруз) и вполне возможно, что эти образы влияли на изображение борьбы этих или сходных с ними животных (лев или кошачьи хищники – кабылан, либо волки или хищные птицы, бык или парнокопытные, двурогие – кийик)


Следует обратить внимание на парнокопытных двурогих (травоядных) животных – кийиков, которые возможно являются символом дуальнопостроенного мира, аналогом знака, известного сегодня как инь-ян. Хищник терзающий парнокопытных животных является символом Теңри или законом-силой, которая уравновешивает и объединяет две противоположности, которые без этой силы могли бы привнести хаос. Если взять аналогию с инь-ян, то хищник здесь – та линия посредине инь-ян, которая названа Тайцзи – Великий Передел (Тай – возможное второе имя Теңри), который собственно и создал этот дуальнопостроенный мир и регулирует его гармоничность. Таким образом игроки кидая улак в Тай казан показывают единство и борьбу противоположностей, которые регулирует Тай/Теңри

Если эта интерпретация семантики козлодрания верна или по крайней мере будет принята общественным мнением, как наиболее подходящая, то в этом случае козлодрание – как ритуал, должно проводиться по меньшей мере в одну дату

Жаш башы (Навруз) – день весеннего равноденствия, 21 марта [1]. Это наиболее подходящая дата для козлодрания (улак тартыш [перетягивание козленка]). Козленок здесь символизирует новую жизнь и две команды – көк бөрү (небесные волки), которые перетягивают его символизируют две противоположности – лето/зима, жизнь/смерть, день/ночь – две единые и противоположные космические силы. Победившая команда будет символом (воинов) света, жизни, копирует деяния культурного героя-первопредка (Манас, Тадар-хан и др.), который в свою очередь следовал закону жизни и копировал деяния Творца, давшего жизнь сущему [2]. Проигравшая команда символизирует противоположность, без которой была бы невозможна сама жизнь (особенно у кочевников, мясная пища которых подразумевает жизнь через смерть [других]). Уважения удостаиваются обе команды, как символы борьбы и единства противоположностей воплощенных в (парнокопытном) козленке. Мясо козленка готовится в пищу для обеих команд. Обычно это бешбармак – соединение растительной и мясной пищи

Таким образом, если данная интерпретация семантики козлодрания верно угадана, то эта игра может стать частью ритуала восхваления и почитания жизни и света. В любом случае необходимо восстанавливать смысл всех культурных элементов, унаследованных от предков, и проводить ритуалы зная их смысл и семантическую нагрузку. Сегодня же мы похожи не на своих предков, а на их отражения в зеркале. Мы пытаемся в точности копировать действия своих предков и как можно близко приблизиться к ним даже в мелочах, но зеркало лишь копирует людей, не понимая смысла их движений

__________________________________________________

[1] Существует большая вероятность того, что жаш (соответствует русскому год, лето5 жашта – ему 5 лет) этимологически связано с весной – жази с зеленью – жашыл

[2] Например, по словам Аль Бируни, Нооруз (Ноуруз) среди иранцев был установлен в честь героя Йимы (Джемшида), который в этот день победил врага, наславшего на его народ засуху и "взошел как солнце... и зазеленело все то, что высохло”. После этого Йима разделил общество на три сословия и получил (от Ахурамазды) за это священные золотые дары, символизирующие их, то есть установил среди людей космический (божественный) порядок (в понимании древних иранцев)

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (23.04.2012)
Просмотров: 1638 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 496
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz