Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Суббота, 20.04.2024, 16:05   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Политика » Киргизия

Политическое активирование региональной идентичности киргизов

Политическое активирование региональной идентичности киргизов

Бегимай Абишова

Одной из задач социологии является выявление коллективного опыта. Сегодня многие из нас чувствуют, что разделение киргизов по региональному признаку усилилось, хотя существуют и другие уровни их самоидентификации [1]

В данной статье я попыталась рассмотреть причины этого явления, а не социологически доказать это явление путем опросов. Выявление причин не всегда ограничивается социологическими методами, поэтому здесь использована и политическая теория, и я привожу доводы в пользу того, что основной причиной активирования (усиления) региональной идентичности (именно этого уровня идентичности, а не какого-либо другого) стал политический фактор. Я попыталась ввести в исследование киргизской идентичности «категорийно дестабилизирующие измерения», которые предлагала Маргарет Сомерс: время, пространство, относительность. То есть усиление региональной идентичности (относительность) после мартовской революции (время) из-за характеристики политической арены (пространство). Я постаралась показать, что учитывающий эти три измерения политический процесс, и стал фактором активирования и усиления региональной идентичности киргизов, как при самоидентификации, так и при определении идентификации других киргизов.

Раздел киргизского общества по линии «север-юг» является искусственно навязанным политиками, которые выбрали такой способ мобилизации населения по региональному признаку в политической борьбе на общереспубликанском уровне. Основными факторами этого явления стали соответствие размеров этих групп (население севера и юга ~50/50) размеру политической арены (республиканский уровень)

Я хотела бы обратить внимание на то, что региональная идентификация и группирование киргизского общества имеет [условно] «постоянные» индикаторы (эссенционалистские), появившиеся в советское время и непостоянные, кратковременные индикаторы, связанные с политической ситуацией и влиянием внутренних и внешних факторов, таких как масс-медиа, политические акторы, исследовательские центры, которые используют «раздел на север и юг» в своих собственных интересах. Их лихорадочная и беспокойная работа в такие периоды активирует и усиливает региональное деление во "внутреннем" (только киргизском и для киргизского) строительстве идентификации (identity building) киргизского общества
Я надеюсь, что исследователи киргизского общества будут принимать во внимание эти измерения, интересы политиков, деятельность малокомпетентных исследователей при изучении социальных и политических процессов в Киргизской Республике
Методология - историческая социология, этническая социология, политическая антропология; метод - "long run” sociology

Почему деление региональное? Не племенное, клановое, областное или районное?

На мой взгляд, киргизы сегодня имеют уровни самоидентификации и группового деления по следующим категориям: религия, гражданство, этническая принадлежность, "географический” регион («север-юг»), область, район, племя (уруу), род (урук), клан ("Бир атанын балдары” - слово в слово "Дети одного отца”, обычно 3-4 поколения) [2]. Групповая идентификация зависит от ситуации в которой находится любой из индивидов: этническая принадлежность более важна для киргизов, когда они находятся за рубежом или в ситуации, когда рядом находится представитель другого этноса. Когда присутствуют только киргизы, "внутренняя" идентификация играет более важную роль. Под "внутренней идентификацией" я имею в виду (по степени важности): региональную (юг/север), областную, районную, племенную, родовую и клановую идентификацию киргизов
Деление киргизов на «север и юг» часто объясняется исследователями и самими киргизами как следствие (суб)культурных различий (похоронные и свадебные традиции, встреча гостей и родственников, распределение мяса и т.п.). Исходя из этого, региональное деление киргизов пытаются объяснять (суб)культурными различиями. Между тем вышеназванные [«(суб)культурные»] различия можно найти не только среди «северных или южных» областей, но и среди районов внутри каждой отдельной области. Такие же различия (похоронные и свадебные традиции, встреча гостей и родственников, распределение мяса) можно найти и среди чуйских и иссык-кульских киргизов, но они не становятся почему-то фактором деления и группирования киргизов на «чуйских» и «иссык-кульских» и не рассматриваются как (суб)культурные. Таким образом, по моему мнению, так называемые «субкультурные различия» не могут быть принципиальной причиной внутренней идентификации "южных" и "северных" киргизов, несмотря на то, что, как я уже отмечала выше, такие "различия" считаются одним из важнейших факторов регионального деления киргизов [3]
Одной из причин регионального деления, возможно была историческая причина, связанная с колониальной советской политикой. После учреждения Кара-Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики в 1924, коллективизации и советизации киргизского общества, их традиционная структура была сознательно разрушена большевиками, которые боролись с так называемыми «пережитками прошлого». Постепенно областное и районное деление начало вытеснять племенное и родовое деление во внутренней идентификации киргизов, особенно в вопросах взаимоотношений между обществом и правящей коммунистической номенклатурой. Советская система, основанная на централизованной редистрибуции ресурсов, вынудило общество быть заинтересованным в таком лидере республики, который/ая бы был из их конкретной области и который/ая мог/ла бы помочь развитию своей «малой родины». Таким образом, областное деление становится политически и социально важным для советских людей в республиках, включая также и киргизов и Киргизию
Региональное деление киргизов, по моему мнению, началось со времен, когда нынешний «южный» регион был объединен в единую большую Ошскую область, для того чтобы более эффективно контролировать производство и сбор хлопка. Первый президент Киргизской Республики, Акаев (1990-2005) разделил Ошскую область на три части - Ошскую, Жалалабатскую (1992), Баткенскую (1999) области, но до сих пор «северные» киргизы называют «южных» киргизов как «оштук», «ошские»
Таким образом, по моему мнению, региональное деление киргизов ("север-юг") на самом деле является не следствием мифических «субкультурных» различий, которые присутствуют и между другими группами киргизов, а исторически обусловленным процессом, связанным с советской системой централизованной редистрибуции и производством хлопка в Ферганской долине, и связанное с этим учреждение большой Ошской области. «Северный» регион, как и сегодня, был поделен на четыре области, однако их областные элиты часто объединялись, чтобы противостоять своим товарищам, членам партии из Ошского областного бюро [4]. Постепенно эти две группы сформировали эссенционалистские [5] представления друг о друге - "северные" киргизы считают, что «южные» («оштук») киргизы «обузбекились», и «южные» киргизы думают, что «северные» («аркалык») киргизы - «обрусели». Обе группы считают самих себя «чистыми несмешанными» киргизами и приписывают другое группе предубежденные отрицательные характеристики, которые не могут не влиять на их повседневные отношения

После мартовского восстания 2005, региональное деление резко усилилось и политизировалось из-за многих внутренних и внешних причин и факторов. Под "внешними факторами" я имею в виду влияние зарубежных масс-медиа, «авторитетное» мнение исследователей из «влиятельных» научных центров, которые поспешили прогнозировать "несостоятельность государства" ( "failure of state”), «борьбу между северным и южным кланами», «неизбежное разделение государства по региональному признаку» и т.п. [6]
Я просмотрела местные газеты, взяв две газеты «Агым» (в то время «оппозиционная») и «Вечерний Бишкек» (вечно проправительственная) и обнаружила, что в «предреволюционный» акаевский период, в них обсуждались в основном проблемы «трайбализма» и «клановости» киргизского общества. Однако после мартовских событий 2005 года, появляются публикации с частым упоминанием «проблемы севера и юга», «северного и южного кланов». Между тем политическая и административная система, унаследованная от СССР может производить политические элиты только на основе административно-командного разделения республик (область, район) и исходя из того, что сегодня в Киргизии существует 7 областей скорее всего, мифических «южного и северного» политических кланов фактически не существует [7]

Динамика влияния внешних временных факторов хорошо прослеживается из Интернет опроса проведенного на данном сайте. Начавшись в декабре 2007 когда в Киргизии шла ожесточенная политическая борьба, опрос демонстрирует факт того, что люди-посетители сайта (несмотря на страну проживания или этническую принадлежность) считали, что региональное деление и группирование также важны как и племенная идентификация киргизов. Но после того как Бакиев подавил оппозицию и сконцентрировал в своих руках всю полноту власти, посетители возвратились к «традиционному» взгляду на киргизское общество и стали считать, что родоплеменная принадлежность является важнейшей для киргизов (см. приложение 1). За период с декабря 2007 до сентября 2009 на вопрос "Как вы думаете, зачем обычно кыргызы спрашивают о месте рождения других кыргызов?”, 27 посетителей ответили: "чтобы выяснить географический регион, где они родились (северный/южный Кыргызстан)” (Всего ответивших за первый период опроса - 71)
После того как Бакиев подавил оппозицию только 5 посетителей выбрало тот же пункт ответа (Всего ответивших за второй период опроса - 62)
85% посетителей сайта из Киргизии

Схожая ситуация прослеживается по результатам другого опроса "long run”. Небольшие опросы сделанные среди киргизов Бишкека (первый опрос: Март/Апрель, 2009, когда власти объявили о сроках президентских выборов в июле) показывают, что региональная идентификацияв личном выборе жизненного или бизнес партнера, политического лидера страны, становится менее значимой после того как Бакиев подавил оппозицию и политическая жизнь в стране стала тихой(второй опрос: Декабрь 2009) (см. приложения 2, 3)

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего бизнес партнера, если он/она кыргыз/ка ?
- из моего региона (север/юг) 15 > 12
первый опрос (Март/Апрель 2009) > второй опрос (Декабрь 2009)

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего жизненного партнера (невеста/жених, парень/девушка), для себя или своих детей, если он/она кыргыз/ка ?
- из моего региона (север/юг) - 24 > 20
первый опрос (Март/Апрель 2009) > второй опрос (Декабрь 2009)

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе президента Киргизской Республики, если он/она кыргыз/ка ?
- из моего региона (север/юг) - 23 > 13
первый опрос (Март/Апрель 2009) > второй опрос (Декабрь 2009)

Почему же региональное деление киргизского общества активируется в периоды бурных политических процессов в Киргизской республике?
Политический процесс в посткоммунистических странах «с доминированием как неформальных структур и практик, так и формальных институтов», определяется как «конкуренция элит за власть с целью создания структурных рамок через которые проводится и воплощается политика». Добровольно организованные социальные группы предлагают мощный стимул для антрепренерских элит, которые могут служить их представителями, потому что первые предлагают готовые основы для политической поддержки. Эти группы могут быть даже на основе административных единиц, племен или других групп, с устоявшейся самоидентификацией. Их стараются использовать представительские элиты. Замкнутые элиты конкурируют между собой за установление своей власти, с небольшой связью или призывом к внешним группам или электорату и без ярко выраженной или организованной социальной поддержки. Исходя из этих параметров, авторы определили четыре типа процесса государственного строительства на посткоммунистическом пространстве: автократический, персоналистский, фракционный и демократический [8]


Таблица 1. Типология процесса государственного строительства (Взято из: Anna Grzymala-Busse, Pauline Jones Luong. Reconceptualizing the State: Lessons from Post-Communism Politics & Society, Vol. 30 No. 4, December 2002, p. 529-554; © 2002 Sage Publications)

Мартовская революция внесла некоторые изменения в политическую систему Киргизии. Элиты усвоили два урока из тех событий: ненадежность опоры на один только административный аппарат и недостаточность собственных неформальных сетей для достижения и удержания власти. Теперь, как власть, так и оппозиция стремятся заручиться достаточной социальной поддержкой. Однако собственных партийных ресурсов или ресурсов основанных на неформальных структурах недостаточно. Неспособность конкурирующих элит создавать эффективные партийные структуры и быстрота политических процессов, заставляет их пытаться использовать уже имеющиеся сложившиеся групповые общности, основанные на региональном делении для мобилизации сторонников. Равноценное количество населения на «севере и юге» страны делает подобный метод политической мобилизации вполне жизнеспособным

Роль политики в категоризации групп хорошо показана в исследовании Д.Познера «Политическая выраженность культурного различия: почему Чева и Тумбука союзники в Замбии и соперники в Малави». Политическая составляющая разделения будет зависеть от размеров группы, которые в свою очередь зависят от размеров арены, где происходит политическая конкуренция. Если различие определяет группу достаточно большой для формирования жизнеспособной коалиции в конкуренции за политическую власть, тогда политики будут мобилизовать эти группы и это различие, которое их разделяет, становится политически выраженным. Если различие определяет эти группы как слишком маленькие для использования их в качестве основы для политической поддержки, то эти группы остаются нетронутыми политической мобилизацией и это различие, которое разделяет их, остается политически неуместным [9]

Только политическое активирование идентичностей «север-юг» может создать уже готовые конкурентоспособные группы на общереспубликанской политической арене. Несмотря на то, что областная идентификация является наиболее часто употребляемой в «повествовании», более «молчаливое» региональное идентификационное деление становится политизированным:

Баткен: население – 382,400 человек = 7,9%; территория – 17,023 км²;
Жалалабат: население – 869,300 человек = 18,1%; территория – 33,647 км²;
Нарын: население – 249,100 человек = 5,1%; территория – 46,706 км²;
Ош: население – 1,176,300 человек = 24,3%; территория – 29,165 км²;
Талас: население – 199,900 человек = 4,1%; территория – 11,445 км²;
Чүй: население – 770,800 человек = 15,9%; территория – 18,684 км²;
Ысыккөл: население – 413,100 человек = 8,5%; территория – 43,144 км²;
Бишкек: население – 762,300 человек = 15,8%


Таблица 2. Население Киргизской Республики ("север"/"юг" ~ 50%-50%)

Когда президент «с севера» - «оппозиция» мобилизует «южных» киргизов, когда президент «с юга» - «оппозиция» мобилизует «северных» киргизов. Только политическая активация именно региональных групп может обеспечить действительно конкурентноспособные группы киргизов, позволяющие «оппозиции» создать большие группы своих «сторонников» в условиях фактического отсутствия партийной системы в Киргизии. Подобная ситуация с политическим активированием «готовых групп» киргизов может быть прослежена в других меньших уровнях киргизского общества

Размер политической арены (поля)Размер политически активированной группы
Республиканский уровень

Этнические группы, для киргизов - региональная («север-юг»), идентификация

Столица Бишкек (выборные должности)

Этнические группы, для киргизов - региональная («юг-север»), идентификация

Областной уровень

Этнические группы, для киргизов - районная, родоплеменная идентификация

Избирательный округ (мажоритарный, одномандатный)

Этнические группы, для киргизов - родовая идентификация(в сельской местности)


Таблица 3. Размер политической сцены и размер политически активированной группы

Заключение

Таким образом, я попыталась проследить влияние политической борьбы элит в Киргизской Республике, которые используют уже готовые добровольно организованные группы этнических киргизов, чтобы выступать их «представителями» на политической арене. Региональная идентификация киргизов («юг/север») имеет «постоянные» эссенционалистские характеристики, но активируется в периоды острой политической конкуренции и борьбы за власть. Постоянное использование регионального деления политическими элитами почти каждые 5 лет (президентские и парламентские выборы) создает конфликт в социальной сфере киргизского общества и влияет на повседневную жизнь и взаимоотношения простых киргизов - профессиональная карьера, выбор жизненного или бизнес партнера, доверие между людьми и т.п. Если не принять должные меры, постепенно киргизское общество все более и более будет делиться по региональной характеристике

Киргизскому обществу и киргизским исследователям стоит более ответственно подойти к политизированной проблеме «севера/юга», которая стала порождением политических игр местных политиков и зарубежных акторов заинтересованных в расколе киргизов. Возможно следует вообще исключить из повседневной лексики идентификацию по региональному признаку («юг/север», «оштук»/«аркалык») и требовать от «специалистов», как местных, так и особенно зарубежных, доказательств их голословного применения терминов «северный и южный политические кланы», «южные и северные киргизы» и т.п.
______________________________________________

Примечания

1. Киргизская Республика, как и многие другие бывшие советские республики, унаследовала старое советское административное деление - сейчас в Киргизии 7 областей и 40 районов. Три области - Ошская, Жалалабатская, Баткенская - так называемый «южный» регион и четыре области - Талас, Чүй, Ысыккөл, Нарын - так называемый «северный» регион
2. Киргизы традиционно делятся на три крыла и ~ 40 племен. Например, моя мама Койгельди (клан), Кыдык (род), Бугу (племя) [правое крыло]
3. Эти различия зафиксированы этнографами в начале ХХ века, например: Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века (фрагменты этой книги можно найти на этом сайте). Различия описанные в этой книге до сих пор имеют место быть в большинстве случаев
4. Категоризация по областному делению играла важную роль в недавней гражданской войне в Таджикистане
5. Здесь эссенционализм рассматривается как качественные природные характеристики "своей” и "другой” группы
6. Например, International Crisis Group пишет о северном или южном политических кланах как о реальности и доказанном факте и назвало Киргизию "хромающим государством" - "Kyrgyzstan - a faltering state”, даже после того как президент был избран и сформировано правительство. См., Asia report #109 - 16 December 2005
7. Назикбек Кыдырмышев, Бегимай Абишова. "Политика в Киргизии - борьба элит за захват государства”
8. Anna Grzymala-Busse, Pauline Jones Luong. "Reconceptualizing the State: Lessons from Post-Communism” (Politics & Society, Vol. 30 No. 4, December 2002)
9. Daniel N. Posner. The Political Salience of Cultural Difference: Why Chewas and Tumbukas Are Allies in Zambia and Adversaries in Malawi (American Political Science Review, Vol. 98, No. 4 November 2004) 529-545
______________________________________________

Приложение 1.Интернет-опрос (Декабрь 2007 - настоящее время)

Как вы думаете, зачем обычно кыргызы спрашивают о месте рождения других кыргызов?

• чтобы выяснить населенный пункт, где они родились
• чтобы выяснить их родо-племенную принадлежность
• чтобы выяснить административную область, где они родились (Баткен, Жалалабат, Нарын, Ош, Талас, Чүй, Ысыккөл)
• чтобы выяснить географический регион, где они родились (северный/южный Кыргызстан)
• просто так

Первая фиксация: Сентябрь 30, 2009. Бакиев выигрывает президентские выборы и оппозиция не смогла организовать "традиционные" осенние протесты. Политическая жизнь в Киргизской Республике стабилизируется

Как вы думаете, зачем обычно кыргызы спрашивают о месте рождения других кыргызов?

• чтобы выяснить населенный пункт, где они родились - 2
• чтобы выяснить их родо-племенную принадлежность - 32
• чтобы выяснить административную область, где они родились (Баткен, Жалалабат, Нарын, Ош, Талас, Чүй, Ысыккөл) - 7
• чтобы выяснить географический регион, где они родились (северный/южный Кыргызстан) - 27
• просто так - 3
Всего - 71

За период между двумя фиксациями, только 5 (пять) посетителей сайта отметили пункт - чтобы выяснить географический регион, где они родились (северный/южный Кыргызстан)

Вторая фиксация: Январь 21, 2010. Политическая жизнь в зимней Киргизии заморожена

Как вы думаете, зачем обычно кыргызы спрашивают о месте рождения других кыргызов?

• чтобы выяснить населенный пункт, где они родились - 4 (3%)
• чтобы выяснить их родо-племенную принадлежность - 73 (54%)
• чтобы выяснить административную область, где они родились (Баткен, Жалалабат, Нарын, Ош, Талас, Чүй, Ысыккөл) - 12 (9%)
• чтобы выяснить географический регион, где они родились (северный/южный Кыргызстан) - 32 (24%)
• просто так - 12 (9%)
Всего - 133

Приложение 2

Март/Апрель 2009, период когда власти назначили сроки проведения президентских выборов в июле. Опрос показывает, что региональная идентификация ("юг-север") играла важную роль в личном выборе бизнес партнера, жизненного партнера (невеста/жених, парень/девушка) и политического лидера страны

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего бизнес партнера, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 30
- из моего племени - 0
- из моей области - 5
- из моего региона (север/юг) - 15

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего жизненного партнера (невеста/жених, парень/девушка), для себя или своих детей, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 27
- из моего племени - 0
- из моей области - 12
- из моего региона (север/юг) - 24

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе президента Киргизской Республики, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 30
- из моего племени - 0
- из моей области - 0
- из моего региона (север/юг) - 23

Приложение 3

Второй опрос, проведенный в Декабре 2009, показывает, что региональная идентификация ("юг-север") начала играть меньшую роль в личном выборе бизнес партнера, жизненного партнера (невеста/жених, парень/девушка) и политического лидера страны

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего бизнес партнера, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 28
- из моего племени - 0
- из моей области - 2
- из моего региона (север/юг) - 12

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе своего жизненного партнера (невеста/жених, парень/девушка), для себя или своих детей, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 30
- из моего племени - 0
- из моей области - 7
- из моего региона (север/юг) - 20

Какой наиболее важной категорией вы руководствуютесь в выборе президента Кыргызской Республики, если он/она кыргыз/ка ? (вы можете выбрать несколько категорий)

- индивидуальные характеристики - 30
- из моего племени - 0
- из моей области - 0
- из моего региона (север/юг) - 13

Категория: Киргизия | Добавил: elbilge (07.02.2010)
Просмотров: 3031 | Рейтинг: 4.7 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизия [10]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 620
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz