Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Понедельник, 18.12.2017, 00:24   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Turks

Отюкен

Отюкен

Элери Битикчи

Ключевые слова [и научный подход]: супер-антропология, структурная антропология, археология евразийских степей, религиозный натурализм

Основной [центральный] узор в киргизском шырдаке, с которого начались все исследования в нашей семье, возможно, происходит от так называемых "изображений матерей-прародительниц" (Чулуутские и другие петроглифы)


1/4 часть узора центральной части киргизского шырдака

В данной статье рассматриваются Чулуутские петроглифы в динамике, в пространстве симметрии; каждый петроглиф взаимосвязан с другим, как бы поясняя последующий смысл, поэтому посчитали нужным прочитать петроглифы как одну книгу. Это первое неканоническое их объяснение. Данные петроглифы связываются со священным Отюкеном тюрков и другими названиями данного сакрального места, контроль над которым давал религиозно-политическое преимущество и претендентство на власть над всей Великой Степью. Дается авторское субъективное сравнение петроглифов с чжоускими триграммами и так называемым "звериным стилем", которые существовали позже в данном географическом регионе. Раскраска субъективно авторская. ötüken jïš или ötüken jer - возможно обозначает парное: место "просьбы совета" ← ötüg - ‘просьба, мольба’ + keŋ - 'совет' ← keŋä - ‘советоваться’

"Осенью 1977 г. в 700 км северо-западнее Улан - Батора в среднем течении реки Чулуут геологи открыли обширное местонахождение петроглифов. Рисунки выбиты на отвесных базальтовых берегах реки, высота которых достигает 80 м, а также на огромных каменных глыбах - блоках и на валунах, рассыпанных по нижним террасам, на выступах этих террас, тянутся вдоль среднего течения р. Чулуут приблизительно на 170 км. Они образуют специфический по сюжетам, стилю и возрасту петроглифов историко -- культурный регион не только в пределах Монголии, но и в Центральной Азии.” [1]
Исследователи разделили их на три группы:
1) группа так называемых "хороводов рожениц и/или матерей-прародительниц" (наподобии матрешек, кукол для японского праздника девочек Хина Мацури)
2) группа так называемых петроглифов с тотемом, отражающих культ зверя-первопредка
3) группа так называемых "избушек" (как их назвала Е. А. Окладникова)


Центральная часть киргизского шырдака

Узоры шырдака натолкнули на мысль о том, что композиции стоит рассматривать в динамике и в пространстве, кроме того ни как один узор, а как сочетание двух противоположностей
До этого считалось, что изображения символизируют "матерей-прародительниц", "хороводы рожениц", и отражают культ матери-природы. Такие выводы строились в основном, под влиянием концепции существования в древности матриархата или матрилинейного счета в роде, который получил название "материнский род"


Так называемая "мать-прародительница" или "женщина-роженица"

Центральная часть киргизского узора шырдака действительно внешне очень похожа на данный узор и другие узоры, которые долгое время интерпретируются как роженицы и их "хороводы", многократно повторенные женщины-матери, что-то вроде "семь-матерей/жети эне" вместо существующего сегодня у тюрко-монгольских элетов - "семь отцов/жети ата". Исследователи датируют Чулуутские петроглифы возрастом не более 5000 лет, то есть около 3000 лет до нашей эры. Окрашивание красной охрой (красный - традиционно "женский" цвет), как будто бы подтверждало идею о том, что петроглифы обозначают женские образы и культ материнского и природного плодородия


Так называемые "матери-прародительницы", или "хороводы рожениц"

Переломным для понимания всей богатой композиции Чулуутского древнего храма, становится данный петроглиф, который считался отражением культа тотемного зверя-первопредка. Здесь в так называемый "хоровод матерей-прародительниц" проник не только так называемый "тотемный" (предположительно) волк, но и "посторонний мужчина". Через различную раскраску легче проследить смысл композиций (синий - условно "мужской" канонический цвет, красный - условно "женский" канонический цвет)


Композиция с (предположительно) волком с числом 7 и двумя симметриями: 01, 2, 3

Это наводит на мысль, что все остальные композиции также являются не "матерями-прародительницами" и/или "хороводами-рожениц", а объяснением появления и продолжения жизни. Композиция с (предположительно) волком, определяет также условно "мужскую" сторону и наличие двух симметрий: 01, 2, 3; отецстарший сын - средний сын - младший сын; матьстаршая дочь - средняя дочь - младшая дочь
Следующая композиция как бы подтверждает наличие мужчины и женщины


Две симметрии: 01, 2, 3. У левой композиции - "женский" раздвоенный угол. У правой композиции наличие "женского" треугольника углом вниз. Она также становится решающей в определении двух начал в композиции, судя по направлениям "рук и ног". Левая композиция подтверждает наличие четырех "ног" переплетенных в две. Скорее всего для "мужчины" и "женщины" изображались только две "ноги"

Скорее всего 5 конечностей человека: голова, две руки и две ноги не соответствовали стройной схеме дуальной симметрии/структуры: 01, 2, 3, поэтому "ноги" "мужчины" и "женщины" переплетали и делали из четырех - две, и в итоге получали желаемое дуальное число восемь. Кроме всего прочего религиозный натурализм, характерный на заре человечества, изображает символ женщины через ее последующий знак, раздвоеный треугольник или угол, что, возможно, отразилось и в последующих географически близких культурах (чжоуский инь-ян минимум 3500 лет назад, т.е. примерно 1500 лет позднее чулуутских)

Скорее всего в Чулуутских петроглифах можно легко разобрать первый и возможно один из древнейших вариантов символа инь-ян. Постепенно один из основных символов религиозного натурализма, стал воплощаться в круге - то есть в небесном; женщина и мужчина воплощенные в круг порождают S-образную линию творения, которая позже стала ассоциироваться с Тайцзи - "Великим переделом"

Чем больше разбирали данные петроглифы, тем больше они напоминали чжоуские триграммы. Совпадения были во всем, вплоть до цифровых кодов в священной девятке-квадрате, который обозначает пространство-физический мир

По числам "молодого ян" - 7, и "молодой инь" - 8, находим "мужские" и "женские" композиции. Через голову и спиной мозг - проходит "разум" - Единый божественный закон (канонический цвет - оранжевый/желтый). Судя по всему чтение композиций здесь сверху вниз - это объясняет направление письма у көктюрков много позже


"Женские" символы; обе композиция содержат число - 8
Удлиненная левая линия и раздвоенный "угол - вниз", на правой композиции обозначает, что символ "женский" и соответственно число - 8 - "женское"


"Мужские" символы, композиции содержат число - 7. Мужской треугольник вверх

Композиция с (предположительно) волком также содержит семь линий на его спине. Попутно, следует заметить, что "мужские" числа 9 и 7, присутствуют в вечном божественном эле уйгуров - "toquz oquz" (отец) фактически имели семь племен (сыновья): уйгуры, буку/букут, хунь/кунь, байирку, тонра, сёгир/сёкир, киби, проживавших много позже на данной территории и имевших своим первопредком "небесного волка"


Совмещенные композиции содержащие "мужское-женское" начала
Точка в середине квадрата - Единый разум, созидающий пространство-квадрат-физический мир
Композиция в центре ясно показывает гармонию на небесах и не совсем гармонию внизу на земле
Справа человек вообще и/или человек и всемирный разум, слева, скорее всего, женщина


Скорее всего, рука направленная ко рту, обозначает "слово". На обеих композициях число 8 (2Х4), восемь цветов (flowers) и восемь конечностей (сравнение с последующим по времени так называемым "звериным стилем")
Обращает внимание две разные "ноги" - красная и синяя, что предположительно было и у парных петроглифов

Большинство композиций содержит в себе все, возможно генетически присущие человеку, симметрии
0) Дуальная оппозиционная симметрия/структура: 0/1
1) Дуальная иерархическая симметрия/структура с преобладанием одного элемента из пары: 0/1
2) Дуальная качественно-иерархическая 4-уровневая симметрия/структура: 01, 2, 3 (отецстарший сын - средний сын - младший сын; матьстаршая дочь - средняя дочь - младшая дочь)
3) Вторичные симметрии/структуры, сходные с производными от восьми главных триграмм И цзин


Ба гуа - восемь главных триграмм И цзин

Которые, скорее всего, имеют свое происхождение от региона тесно связанного с районом нахождения Чулуутских петроглифов на территории современной Монголии, точно также как и, возможно, звериный стиль. Красный цвет петроглифов и использование подновления охрой, скорее обозначало жизнь вообще


Петроглифы Чулуута, описывающие появление жизни (наличие внизу плода-зародыша)


и их сравнение с последующим по времени так называемым "звериным стилем"

Возможно следующая композиция обозначает мироздание, со всеми компонентами входями в него, включая живой и неживой мир. Время и разум - голова-круг наверху, создают пространство-физический мир - прямоугольники-квадраты, через какой-то процесс связанный с 3+4=7 и соединение условных "мужского" и "женского" начал - два треугольника в центре нижнего квадрата с 8 линиями: дуальная симметрия/структура: 01, 2, 3 (отецстарший сын - средний сын - младший сын; матьстаршая дочь - средняя дочь - младшая дочь). 6+6=12 линий по сторонам вполне могут обозначать 12 месяцев

Что касается следующей композиции, то возможно здесь (судя по количеству ребер) изображен человек и его место в системе мироздания. Все это также, возможно, значит весь космос, созданный по единому закону-разуму: внизу 18 прямоугольников - множество миров, объединенных одним разумом-законом - голова вверху. 2 раза по 23 "ребра" + 1 (сродни 24 составной вечный божественный эл элетов)


Слева "женская" половина - раздвоенный угол верхней линии; справа - "мужская" половина - отдельная одиночная линия

Обе композиции возможно сотворены из Единого [небесного, судя по кругу] начала - Единого Разума, где обозначены S-образные линии творения для условно "женского" и "мужского" начал (дуальная симметрия/структура: 01, 2, 3). Внизу на земле его отражением и возможно продолжением является человек - 5 линий (5 пальцев конечностей человека)

Данные композиции следует воспринимать через авторский био-антропологический подход, в котором учитываются генетические программы, заложенные в человеке и совпадающие с основными цифровыми кодами прописанными в данных петроглифах. Возможно они доминируют на заре человечества, когда еще не были построенны мощные экстрагенетические программы человеческой надприродной цивилизации. Чулуутские петроглифы позволили сохранить наследие древних людей, живших в гармонии с природой через культурное наследие тюрко-монгольских элетов. Это объясняет сакральную важность территории Монголии и длительность схожих традиций государственного строительства элетов, происходивших по одному и тому же цифровому коду, схожесть культурных элементов, в том числе и узоров шырдака, с которых все и началось

Примечания

1. Э.А.Новгородова. Древняя Монголия (Москва, 1980)

Категория: Turks | Добавил: elbilge (15.01.2010)
Просмотров: 1959 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 507
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz