Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Пятница, 20.10.2017, 17:23   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Turks

Центровка мира в имперской географии

Центровка мира в имперской географии

Элери Битикчи

Первочеловек и центр мира. История всегда отражалась в общественном сознании определенного народа как ответ на извечный вопрос: «Кто мы и откуда?». Этот вопрос часто был связан не только с прародиной (территория), но и с происхождением первопредка. Так как этноцентризм был присущ большинству народов на протяжении всей истории человечества, часто мифы о происхождении народа совпадали с мифами о происхождении первочеловека; например самоназвание многих папуасских племен было просто «люди». При этом следует отметить, что не только этот определенный народ пытался ответить на вопрос «кто мы и откуда», но и их соседи частенько задавали такой же вопрос по отношению к данному народу «кто они и откуда?»
И если первочеловек – выходец из данного народа, то согласно простой логике, остальные люди также должны будут происходить от первопредка данного народа, в случае если остальные люди признаются "людьми". В таком случае, прародина этого народа будет непосредственным центром Земли или, по крайней мере, населенной людьми вообще (детьми одного предка) ойкумены. Чем больше народов будет охвачено генеалогией от одного первопредка определенного народа, тем убедительней будет претензия на то, что их первопредок является первочеловеком. Генеалогия становится сравнима с паутиной, которая раскидывается пауком сидящим в центре, чтобы поймать добычу в сети своего влияния. Родина этого первочеловека или точнее, земли населенные народом, выдумавшим его, становится центром мира (или по крайней мере, цивилизационным центром притяжения), как в понимании самого народа, так и в понимании других народов, которым был навязан данный человек


На карте Махмуда его родина - государство Караханидов - в центре мира

В случае, если охватить весь мир генеалогией не представляется возможным, мир вокруг связывается через мифологию. Мир вокруг должен иметь хоть какое-то отношение к непосредственно центру мира, откуда он начинался и откуда происходят авторы мифологии. Естественно, что мир в центре творения идеален, но ближе к периферии явстенно чувствуется влияние хаоса. Непосредственной задачей людей населяющих начало мира, может стать следование по божественному пути упорядочивания хаоса и внедрения единного закона в мире. Имперская география - центричность мира, происхождение людей из центра, связь центра и периферии через мифологию
Срединное государство: центр - гармония, периферия - хаос. Наиболее классическим пример центра мира, от которого расходятся генеалогические сети влияния, является Срединное государство - Китай. По одной версии люди в Поднебесной произошли от первопредков Фу-си и Нюй-ва. Поднебесная - это не только Китай, но и весь мир, Китай является Срединным государством в Поднебесной


Фуси и Нюйва

Первоначально китайская география мира связывала Китай с остальным миром через своих героев мифологии. Поэтому народы, населяющие мир, зачастую выглядят весьма странно и многие из них являются "нелюдьми". Их описал великий Юй - усмиритель потопа. В отличие от своего отца Гуна, он не стал противодействовать потопу-хаосу строя дамбы. Вместо этого он организовал потоп-хаос, согласно плану вселенской гармонии, подсказанному сакральными силами, построив каналы. Усмиряя хаос, он объездил Девять пределов и все страны Поднебесной (мира) и по преданию, именно Юй и его помощник Бо-и написали «Книгу гор и морей»
Срединное государство, где усмиритель потопа-хаоса Юй становится императором и основывает династию Ся, становится центром гармонии и торжества вселенского закона. Окружающие Чжунго страны еще не преодолели влияние хаоса и не достигли божественной гармонии, которая воцарилась в центре Поднебесной. Поэтому многие жители окружающих Китай стран люди не совсем нормальные. Мир населяли великаны и карлики, белые люди, однорукие, одноногие, трехликие и однорукие, люди без потомства, твердогрудые, люди с переплетенными ногами, люди с языками навыворот, люди с зубами-свёрлами, длиннорукие, темноногие, волосатые, люди, державшие завязки, длинноухие и их потомки люди без костей - однорукие и одноногие, люди с запавшыми глазами, одноглазые , длинноногие, однорукие с одним глазом и одной ноздрей, крылатые, яйцекладущие, огнедышащие, и т.д. Основа для цивилизаторской роли нормальных людей-китайцев для окончательного упорядочивания хаоса вокруг центра Поднебесной


Хуан-ди - первый желтый император центра

Китайская историография выводит предков кочевых народов, живших севернее них, от своих предков. Сыма Цзян пишет, что: "Родоначальником сюнну был потомок рода Ся-хоу по имениЧунь-вэй". После того, как была низвергнута династия Ся, сын последнего царя Цзе куя, умершего в изгнании, – Шун Вэй – с семейством и подданными ушел в северные степиДаже далекие киргизы на Енисее были включены в китаецентричный народопроизводитель. «Юань ши» (XIV век х.э.) говорит о том, что киргизы являются потомками китайских сорока девушек и народа долины Ус на севере

Эти легенды, когда кто-либо провозглашается полностью или частично ответственным за создание народов направлены на то чтобы показать созданным народом, где находится центр вселенной

Тюркская имперская центровка и киргизы. Следующие легенды о происхождении киргизов, которые были записаны (а значит и циркулировали) примерно в одно время. Примеры с киргизами приводятся в связи с тем, что я владею этим материалом
1. Согласно одной китайской записи легенды, предки тюркских родов жили севернее хуннов, в районе Со. Самый старший из 70 родных братьев Ичжини-Нишоду был сыном волка. Их родина Со была захвачена врагами, и из 70 братьев удаётся избежать смерти лишь одному — Ичжини-Нишоду. Его одна жена была дочерью летней феи, а вторая — дочерью зимней феи. От его первой жены рождаются четверо сыновей, один из них превращается в лебедя. Второй — Цигу (Кыркыз – согласно китайской историографии и фонетическому восстановлению Яхонтова) царствовал на территории между реками Афу (Абаканская река — один из притоков Енисея) и Гянь, а третий сын царствует на берегу реки Чуси. Самый старший из них Надулу-шад обладал способностью вызывать теплоту. Из-за этого местное население избирает его своим царём. Самая младшая — десятая жена Надулу-шада родила сына по имени Ашина. После смерти Надулу его дети за то, что выше всех прыгнул на дерево, называют Ашину Ахянь-шадом и избирают царём
2. Согласно другой китайской записи легенды, киргизы происходят непосредственно от Бога, т.е. являются творением Творца: "Племя цзянькунь не принадлежит роду волка [т.е. тюркам]. Пещера, где родился их предок, находится к северу от гор Цюйманьшань. Сами рассказывают [о происхождении своего предка], как в глубокой древности, ниспосланный сверху дух спарился с коровой в этой пещере". Эта легенда отражает процесс совмещения легенд о первочеловеке и первопредке и возможно она является одной из древнейших легенд о происхождении киргизов (пещера может выступать как символ Земли вообще).
Первая легенда записана скорее всего от тюрков, где провозглашается братское старшинство тюрков над киргизами путем выведения тюрками своих предков от самого старшего брата. Кроме того, она рассказывает и об избрании потомка Надулу-шада царем. Легенда имперская, периода каганата и претендует на старшинство над киргизами. Вторая легенда, того же периода и записана скорее всего от киргизов, где они сами по себе, не принадлежат роду волка, и самое главное не имеют никаких старших братьев

Через включение в генеалогию, в которой тот или иной народ провозглашается младшим родственником, имперская центровка не только указывает на центр мира для этого народа, но и претендует на главенство по крови

Мусульманская имперская центровка и тюрки. Первочеловек-первопредок евреев – Адам становится предком многих народов в результате идеологической победы ‘религий книги’ (иудаизм, христианство, ислам), и Иерусалим и Мекка становятся центрами мира для половины человечества


Декоративная кирпичная кладка в мечети в Кермане, выражает идею эманации Множества из Единства [Одного Центра], возвращение Множества в Единство - присутствие Единого во Множественном

Рашид ал-Дин приводит следующие аргументы в пользу того, что тюрки и монголы являются потомками второго первочеловека евреев Ноя, выжившего после потопа. При этом Сим - предок арабов и персов, бывших в то время во главе мусульманского мира, становится властелином центра Земли
"На основании того, что упомянуто в мусульманской истории и записано в "Пятикнижии" еврейского народа, пророк Ной [Нух] - да будет мир ему! - разделил землю с севера на юг на три части. Первую часть он дал одному из своих сыновей, Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую - Симу (Сам), ставшему предком арабов и персов; третью часть предоставил Яфету (Яфес) - праотцу тюрков. [Ной] послал Яфета на восток. Монголы и тюрки рассказывают об этом то же самое, но тюрки назвали и продолжают называть Яфета Булджа-ханом [Абулджа-ханом] и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан [Абулджа-хан] сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники [букв.: обитатели степей] происходят от его рода. Подробности этого обстоятельства они передают в следующем виде
У Булджа [Абулджа-хана] был сын по имени Диб-Якуй [Диб-Бакуй]; слово "диб" имеет значение диспута или место должности, а слово "якуй" означает [человека], властвующего над всеми племенами. Этот сын превзошел своего отца как могуществом, так и [всеми] доказательствами [своего] царственного достоинства. Он имел четырех сыновей с такими именами: Кара-хан, Op-хан, Коз-хан и Гур-хан. От Кара-хана Огуз"


Победоносные войска арабов

У Рашид ал-Дина киргизы безоговорочно становятся детьми Яфета - праотца тюрков. Между тем, за три века до этого, для включения киргизов в состав детей Яфета потребовался гораздо более извилистый путь

"Зайн ал-Ахбар " ("Украшение известий), Гардизи (XI век х.э.)
«Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне - от Яфета. Имя их находится в связи со словом саг (собака), так как они были выкормлены собачьим молоком. Дело было так: когда для Яфета взяли муравьиные яйца, муравей стал молиться, чтобы Всевышний не дал Яфету насладиться сыном. Когда у Яфета родился сын, ему дали имя Эмке; оба глаза его были слепы. В то время у собак было четыре глаза. У Яфета была собака, которая в это время ощенилась; Яфет убил щенка; сын Яфета до четырех лет сосал молоко собаки, держался за ее ухо и ходил, как ходят слепые. Когда собака принесла второго щенка, она бросила сына Яфета и воздала благодарность богу, что избавилась от него. На другой день, оказалось, что два глаза собаки перешли к этому ребенку и два глаза остались собаке; следы этого еще остались на морде собаки; по этой причине их называют саклабами (славянами). (Итак), тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башджурту. Этот Башджурт был одним из хазарских вельмож и жил между владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников. Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; тот поговорил об этом со славянином; славянин отправился во владения ... , с которыми он находился в родстве


Путешественники и купцы приносили новые сведения, требующии центровки

По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тогузгузов, хан тогузгузов поссорился со своим племенем (многих из них) убили; (остальные) рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину. Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз. Когда известие о нем пришло к славянам, многие из них пришли к нему со своими семействами и имуществом, присоединились к другим и вступили с ними в родство, так что все слились в одно целое. Признаки славянского происхождения (еще) заметны в наружности киргизов, а именно красные волосы и белая кожа»


Мусульманский мир

Легенды о том, что нации создаются, при чем создаются тем-кем-надо, не новы для истории киргизов. Вот одна из них, записанная или сотворенная муллой Сейф ал-Дином Ахсикенти, «Маджму ал-Таварих» (XVI век х.э.):
«Потомки сорока гызов из Ходжендских гор повидались с имамом. Лур-хан и Лур-бузург, [которые] были сыновьями Ана-л-хакка, выказав благоговение перед имамом, показали печать с датами [жизни] имама Джа'фар Садика. Имам Ибрахим, благоговейно почтив печать имама, сделал Лур-хана сардаром правого крыла, а Лур-бузурга — сардаром левого крыла. Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал эту [область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого [и] левого крыла было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 [хиджры] (1127 х.э.), когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан»
Пришедшие к нему позже, семь сыновей предводителя киргизов (Aq Timur Qïpçaq) имеют следующие имена:
Daulati Jar, Quda Jar, Berdï, Ali Jar, Musa Jar, Isa Jar, Tule Jar, что прямо переводится как:
"Государство было Дано Богом, Али, Муса, Иса Попросили”;
daulat –перс. ‘государство’, Quda – перс. ‘Бог’, berdï – тюрк. ‘дал’, jar – перс. ‘друг’, tule – кирг. (tülöö) ‘просьба’, ‘[просительное] жертвоприношение’


Суфий с мюридами

Таким образом киргизы получают свое государственное устройство от суфистских шейхов Накшбандийя и таким образом, центром мира для киргизов становится (после Мекки и Иерусалима) еще и Бухара. В мусульманизированном эпосе, Манас берет свою жену царских кровей - Каныкей, именно из Бухары, а его покровителем-патроном становится Бабедин - Баха ад-Дин Накшбанд (717—791/1317—1389) — основатель суфийского ордена накшбандийя

Современные легенды звучат приблизительно также: «Создание Киргизии как государства (или киргизов как нации) это дело рук Сталина. Это было в 1924 году х.э., когда Москва провела национально-территориальное размежевание Средней Азии». Идеи ученых из бывших метрополий сводятся к тому, что Индия создана Лондоном или Киргизия создана Москвой, знакомая центровка мира. И уж тем более опасны для имперского центра, попытки создания собственной истории, собственных легенд о происхождении народа. Отсюда и бесконечные обвинения в мифологизация и переписке истории ‘новыми’ историографиями.

Приложение. Исторические "корни" киргизов: "отцы" и "старшие братья"

Сообщение Сыма Цяня о назначении китайского полководца Ли Лина вождем киргизов, впоследствии делает киргизов частично китайцами. Из "Тайпинхуаньюуцзи" (Х в. х.э.): «… в "Сиюйцзи" ("Записки о западном крае"), сочинении Цзя Хуя, говорится: "Имеющие черные волосы и черные глаза - это потомки Ли Лина". Поэтому их самоназвание есть: "потомки дувэя" (главноуправляющего, т. е. Ли Лина)»

Тюркская легенда (?) (~VI в. х.э.)
Киргизы имеют общего с тюрками предка – Ичжини-Нишоду. Тюрки происходят от старшего брата, киргизы от второго

"Зайн ал-Ахбар " ("Украшение известий), Гардизи (XI в.)
Киргизы происходят от перебежчиков и пленных гузов и славян, которые являются детьми Яфета и пророка Ноя

"Табаи ал-Хайаван". ("Природа животных"). Ал-Марвази. (Завершена в 1120 г.)
«К их числу [тюрков] относятся хирхизы, многочисленный народ, живущий между востоком и севером»

«Юань ши» (XIV век)
Киргизы являются потомками китайских сорока девушек и народа долины Ус на севере.

Та’рих-и Рашиди (XVII в.), Мирза Мухаммад Хайдар
«Хотя киргизы тоже из могульских племен, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Киргизы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов»

Категория: Turks | Добавил: elbilge (03.02.2010)
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 503
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz