А. С. Мирбадалева, Н. В.
Кидайш-Покровская, С. М. Мусаев
Саякбай Каралаев
Родился в 1894 г. в местечке Семиз-Бель Иссык-Кульской области в
семье бедняка Карала из рода Бугу. С юных лет работал по найму. В 1916 г. вместе с бедняцким
населением участвовал в восстании против царского режима. В 1918 г. ушел добровольцем в ряды
Красной Армии и сражался с белогвардейцами и басмачами в Средней Азии до 1922 г. По возвращении
из армии около шести лет работал председателем сельсовета в селах вблизи г. Пржевальска
(Каракол).
Способности к поэтическому слову проявлял с детства. Отрывки
из «Манаса» исполнял во время службы в армии, впервые услышав эпос от своей бабушки.
Большого знатока фольклора. Профессиональным исполнителем «Манаса» стал в конце 20-х годов
после встречи с Чоюке Омуровым и многолетнего обучения у этого популярного в народе манасчи,
жившего в селении Маман, где С. Каралаев работал председателем сельсовета. В 1930 г. был
приглашен как профессиональный манасчи во Фрунзе, где прославился высоким мастерством
исполнения.
С. Каралаев обладал прекрасной памятью, знал большое количество
фольклорных произведений. Наделенный даром поэтической импровизации и высоким артистизмом,
прекрасно исполнял разработанные им самим традиционные эпические сюжеты из трилогии эпоса
«Манас». От него в 30-е и 40-е годы фольклористами Ибраимом Абдырахмановым, Джунушем Ирисовым,
Керимом Джумабаевым и Курман Кыдырбаевой помимо «Манаса» целиком были записаны «Семетей» и
«Сейтек», а также сказочно-героический эпос «Тёштюк».
В 1939 г. С. Каралаев получил звание народного артиста Киргизской
ССР. Впоследствии награжден тремя медалями Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета»
и несколькими медалями, а также Почетными грамотами Верховного Совета Киргизской ССР.
Умер Саякбай Каралаев в 1971 г. во Фрунзе.
Вариант С. Каралаева имеет общую с вариантом С. Орозбакова
сюжетную основу, сходные мотивы и образы. Вместе с тем в нем прослеживаются оригинальная
трактовка многих общих для обоих вариантов эпизодов и мотивов, своеобразие в построении
традиционных эпизодов, по-своему объединенных в одну логическую сюжетную линию.
В повествовании С. Каралаева можно выделить самостоятельные
сюжетные линии,
в основном идентичные некоторым крупным циклам варианта С. Орозбакова.
I. Рождение и детство Манаса.
Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
II. Боевые походы Манаса и его битвы. Избрание Манаса ханом.
III. Женитьба Манаса на Каныкей.
IV. Большой поход Манаса на Бейджин
(сюда входит также «История Алмамбета»). Смерть Манаса.
У С. Каралаева отсутствуют традиционные в первой части
трилогии эпоса «Манас» эпизоды «Заговор Кёзкаманов» и «поминки по Кёкётёю», которые
отнесены сказителем ко второй части эпоса – «Семетею».
I. Рождение и детство Манаса.
Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Сюжет раскрывается в традиционном плане
эпической биографии богатыря:
1. Предыстория рождения героя:
- родословная Манаса (прямее предки по отцовской линии: Тюгёль-хан, Бабыр-хан,
Бёён-хан, Чаян-хан, Ногой, Бала-хан, Кара-хан, Джакып).
В отличие от варианта С. Орозбакова Кара-хан – дед Манаса, Бёён и Чаян – прямые предки
богатыря. Включен развернутый эпизод о захвате киргизских родов и восьми сыновей Кара-хана
ханами кытаев Молто и Алооке, о выселении Джакыпа и Акбалты, отца Чубака, вместе с сорока
киргизскими семьями на Алтай; о пребывании киргизов на Алтае;
- долгая бездетность престарелых родителей богатыря.
Вставлено краткое повествование о предсказании провидцами Эсен-хана
скорого рождения Манаса, который отомстит за изгнание киргизов с родных мест;
о пленении по приказу Эсен-хана мальчика Джарманаса, сына самаркандского ишана,
которого по ошибке принимают за Манаса;
- сон Джакыпа, предвещающий рождение ребенка.
2. Рождение богатыря.
Эпизод близок к варианту С. Орозбакова. Имеет традиционное для многих эпосов
тюркоязычных народов построение с типичными для данного эпизода мотивами и сюжетами:
- беременность Чыйырды; утоление ее желания съесть львиного мяса, которое ей приносит
меткий стрелок Кочку;
- отъезд Джакыпа незадолго до родов жены из аила к своим табунам. Рождение богатыря
в момент появления на свет жеребенка, которого Джакып предназначает в качестве боевого
коня для своего будущего сына;
- трудные роды. Рождение богатырского младенца. Появление старца, который предсказывает
будущее мальчика;
- получение Акбалтой суюнчи от Джакыпа за весть о рождении сына. Здесь вводится новая
деталь: Акбалта, как и старец, которого Джакып видел во сне, советует назвать мальчика
Чонджинди и до совершеннолетия ребенка скрывать его под этим именем;
- возвращение Джакыпа домой. Той по случаю рождения мальчика;
- наречение младенца по совету Акбалты именем Чонджинди.
3. Первые столкновения юноши Манаса с врагами:
- задиристость Манаса с первых детских лет;
- воспитание Манаса у пастуха Ошпура;
- расправа Манаса с калмаком – главарем табунщиков, богатырем Канджарколом,
напавших на игравших в ордо Манаса и сорок его сверстников;
- стычка Манаса со стариком калмаком по имени Джырык, который отказался дать
мальчику огниво и нож, чтобы он мог разжечь костер и сварить мясо для сверстников,
убежавших от Канджаркола. По настоянию Ошпура, испугавшегося озорства Манаса, Джакып
забирает сына домой;
- расправа Манаса и сорока его сверстников с силачом калмаком Кочку, напавшим на
табуны Джакыпа. Совет Акбалты Джакыпу откочевать на Ала-Тоо, чтобы избежать мести
калмаков за убитого Манасом Кокчу;
- расправа Манаса с лазутчиками Эсен-хана, которые под видом торговцев,
пришедших с караваном, пытались схватить Манаса во время его игры в ордо.
II. Боевые походы Манаса и его битвы
Сюжет по сравнению с вариантом С. Орозбакова развивается
в ином плане. Сказитель вводит новые эпизоды. Что касается эпизодов, которые в обоих
вариантах связаны с общими героями и закрепленными за ними определенными сюжетами,
то они получают новую интерпретацию, подвергаясь существенным изменениям. По сравнению
с вариантом С. Орозбакова данные эпизоды имеют иную архитектонику и не объединяются, как
у С. Орозбакова, в большие циклы, посвященные отдельным походам Манаса (см. циклы II, III, IV).
Сюжет боевых походов Манаса включает следующие эпизоды:
1. Сражение Манаса с десятитысячным войском Эсен-хана, возглавляемым Джолоем и
великаном Донгу. Победа Манаса.
2. Сражение Манаса с богатырем Доодуром. Бегство Доодура.
3. Столкновение Манаса с силачом Джолоем, обвинившим Манаса в захвате каравана
с чаем. Бегство Джолоя (см. у С. Орозбакова цикл II, эпизод 1).
Далее вставлен традиционный для эпоса многих тюркоязычных народов эпизод о первой
встрече богатыря с его чудесными покровителями – сорока чилтенами и Хызром,
призывающими его принять мусульманскую веру (ср. у С. Орозбакова цикл I, эпизод 3),
который на время прерывает героическую тему боевых походов богатыря.
4. Поездка Манаса на родные земли в Ала-Тоо с целью собрать всех сородичей для
совместной борьбы с врагом (у С. Орозбакова это большой цикл с многочисленными
сюжетами и эпизодами).
5. Сон богатыря катаганцев Кошоя, предвещающий приезд Манаса. Встреча богатырей.
Совет Кошоя Манасу вернуться на Алтай к оставленным без защиты сорока киргизским семьям
и привести их всех на Талас. Обещание Кошоя помочь Манасу в его борьбе с врагами после
того, как он освободит Билерика, сына Айкоджи – Джарманаса, из плена Эсен-хана
(ср. у С. Орозбакова цикл II, эпизод 2).
6. Рассказ Кошоя о пленении Незкарой Билерика; об Алооке-хане, изгнавшем предков
Манаса с Ала-Тоо (об Алооке-хане ср. у С. Орозбакова цикл III, эпизод 10; цикл IV,
эпизод 4).
7. Битва Манаса с войском Эсен-хана, предворителями которого являются богатыри
Незкара и Джолой (о Незкаре ср. у С. Орозбакова цикл I, эпизод 3; о Джолое – цикл II,
эпизод 1). Эпизод развивается следующим образом:
- нападение войска Эсен-хана на кочевье Джакыпа, отправившееся на Ала-Тоо;
- сражение соратников Манаса – Кутубия и Акбалты – с войском Джолоя;
- сражение Манаса с Джолоем и Незкарой. Бегство Джолоя, Незкары и вражеского
войска, просьба Незкары о трехдневной передышке.
8. Поход Кошоя на Бейджин с двенадцатитысячным войском и освобождение им
Билерика (ср. у С. Орозбакова цикл II, эпизод 2) и Джарманаса из плена Эсен-хана.
Выступление Кошоя в сторону Алтая на помощь Манасу.
9. Продолжение сражения Манаса с войском Эсен-хана, богатырями Донго и Орго
после трехдневной передышки (ср. у С. Орозбакова цикл II, эпизод 3).
Эпизод развивается следующим образом:
- гибель сорока товарищей Манаса и его коня Торучаара;
- окружение вражескими войсками Манаса;
- приход Кошоя на помощь Манасу;
- бегство Джолоя и Незкары;
- извещение Эсен-ханом главного хана – Кара-хана – о поражении;
- Эсен-хан укрепляет свою границу со стороны киргизов, ставит главным в дозоре
на пути войск Манаса Конурбая – младшего сына Алооке, одноглазого великана Мамытбека,
деву-богатырку Канышай, волшебных утку, лисицу и Кульджу.
Все названные выше девять эпизодов составляют общую,
ставшую традиционной сюжетную канву эпоса, хотя и отличаются от варианта С. Орозбакова
своей трактовкой и композицией.
Далее сюжет варианта С. Каралаева получает новые линии
развития. Вводятся оригинальные, имеющие более позднее оформление эпизоды: история
приобретения Манасом коня Аккулы, боевого оружия, мечей, легендарного ружья Аккельте,
встреча Манаса со своими будущими дружинниками – сорока чоро – и ряд других эпизодов
отсутствующих в версии С. Орозбакова. К ним относятся:
10. Перекочевка Манаса с отцом Джакыпом и сорока семьями на Талас. Уход Манаса из дома
отца, упрекавшего его в расточительстве.
11. Встреча Манаса с покровителями земледельцев – дехкан – Бабадыйканом, посоветовавшим
ему заняться хлебопашеством.
12. приобретение Манасом за зерно коня Аккулы у Карач-хана. Встреча Манаса с
пророком Кызыром (Хызром), который вручил ему шесть острых мечей, спустившихся с неба.
13. Возвращение Манаса домой на Талас. Выезд Манаса на поиски своих родичей.
Встреча Манаса с Бакаем, решившим подарить ему Аккельте – ружье, сделанное кузнецом
Дооту, которое он спрятал в укромном месте.
14. Преподнесение в дар хану Керке ружья Аккельте нашедшими его русскими землемерами.
Поиски Манасом и Бакаем Аджибая, встреча с ним. Манас, Бакай и Аджибай силой забирают
Аккельте у хана Керке.
15. Встреча Манаса с Шууту и Ырчы-уулом. Возвращение Манаса со своими четырьмя
товарищами домой.
16. Поход Манаса и сорока чоро против Алооке-хана:
- прибытие к Манасу Айкоджо из Андижана, сообщившего ему о притеснениях Алооке-хана;
- выступление Манаса против Алооке-хана. Побег Алооке, испугавшегося Манаса.
Преследование Алооке-хана, сражение с ним близ местности Аксы. Победа Манаса, гибель
Алооке-хана (о сражении с Алооке-ханом ср. у С. Орозбакова цикл III, эпизод 10; цикл IV,
эпизод 4);
- приглашение народа на раздел богатства Алооке.
17. Избрание Манаса ханом по предложению Кошоя (ср. у С. Орозбакова цикл I, эпизод 4).
18. Поход Манаса против ооганского хана Шоорука (о сражении с Шооруком ср. у С.
Орозбакова цикл IV, эпизод 5):
- выступление Манаса со своими сорока чоро против Шоорука, который раньше притеснял
киргизский род нойгут. Битва Манаса с Джооджельдетом – богатырем Шоорука. Бегство войска
Шоорука. Окружение Манасом города Шоорук-хана;
- поездка Аджибая к Шооруку с требованием сдаться Манасу и подарить победителям свою
дочь Акылай и красивых девушек;
- Шоорук дарит Манасу восемьдесят девушек и свою дочь Акылай как откуп победителям.
Женитьба Манаса на Акылай, а сорока чоро – на подаренных сорока девушках.
19. Решение Манаса о возвращении на Талас:
- рассказ Бакая Манасу по дороге домой на Талас о его пребывании в роде теке; о
встрече с братьями Джаналы и Карачем; о своей просьбе к Карач-хану отдать ему в жены дочь
Корпеян, полюбившую Бакая, и об отказе хана;
- поездка Манаса, Бакая и сорока чоро к Джаналы и Карачу. Встреча с ними в Чанбылбиле
во время охоты;
- сражение Бакая и сорока чоро с Джаналы и Карачем и их войском. Победа Бакая;
- получение Бакаем как победителем в дар девушки Корпеян и женитьба на ней;
- возвращение Манаса на Талас.
20. Решение Конурбая, узнавшего о гибели своего отца – Алооке-хана, собрать войско
и напасть на Манаса. Кара-хан сдерживает Конурбая, указывая, что силы неравные.
21. История Чубака – одного из сподвижников Манаса.
Сюжет эпизода построен в традиционной для многих эпосов тюркоязычных народов плане
эпической биографии героя с постоянными для него мотивами, часть из которых получает
мусульманское оформление (Эпизод у С, Орозбакова отсутствует):
- предыстория рождения Чубака: бездетность восьмидесятичетырехлетнего нойгутского
хана Акбалты; паломничество Акбалты в Мекку для испрошения у бога ребенка;
- Акбалта находит в степи верблюда по кличке Куукаймал с курджуном, в котором был мальчик;
- устройство Акбалтой тоя в честь найденного им сына;
- наречение Кызыром (Хызром) мальчика именем Чубак. Предсказание Кызыра, что
в двенадцать лет он станет боевым товарищем Манаса;
- обучение Чубака в Мекке;
- сон Чубака, в котором дувана рассказывает ему о Манасе;
- преподнесение Кызыром в дар Чубаку боевого коня Кёктулпара;
- единоборство Чубака с Каныкей – дочерью бухарского хана Кара-хана (Темира). По
своим боевым качествам она подобна хану, поэтому и имя ее Каныкей. Преследование Каныкей
бегущего с поля битвы Чубака;
- сон Манаса, предвещающий его встречу с Чубаком. Истолкование вещего сна Бакаем:
Чубак станет боевым товарищем Манаса, а Каныкей – женой.
III. Женитьба Манаса на Каныкей
Сюжет основан на традиционном для многих эпосов мотиве
богатырского сватовства, но существенно отличается от аналогичного сюжета. Составившего
цикл VI варианта С. Орозбакова, отсутствием полноты и трактовкой мотивов.
1. Встреча Манаса во время охоты с Чубаком, рассказавшим ему о Каныкей.
2. Предложение Бакая попросить у бухарского хана его дочь Каныкей в жены Манасу,
3. Манас находит верблюда Джельмаяна (на нем можно возить оружие) и щенка Кумайыка
(обладает способностью одолеть любого хищника), которого может вырастить только Каныкей.
4. Отказ Джакыпа отдать скот в качестве калыма за Каныкей Кара-хану.
5. Прибытие Бакая в роли свата в Бухару к Кара-хану с подарками.
6. Сон Кара-хана, предвещающий приезд Бакая и женитьбу Манаса на Каныкей:
- согласие Кара-хана отдать свою младшую, двенадцатую, дочь Каныкей за Манаса,
получив за нее большой калым.
7. Приезд Манаса и сорока чоро в Бухару.
8. Согласие Каныкей выйти замуж за Манаса.
9. Помолвка Манаса и Каныкей. Просьба Манаса к Каныкей вырастить щенка Кумайыка,
которого она растит шесть месяцев.
IV. Большой поход на Бейджин. Смерть Манаса
Сюжет «Большого похода», как и в варианте у С. Орозбакова,
где он представляет отдельный цикл, охватывает огромное количество эпизодов. Основу его
составляют общие для обоих вариантов эпизоды: заговор ханов; выступление Манаса с воском
на Бейджин; большое сражение с войском кытаев и их ханами; конфликт между Алмамбетом и
Чубаком. Однако у С. Каралаева данный сюжет включает ряд мотивов и эпизодов,
отсутствующих у С. Орозбакова. Некоторые общие эпизоды отличаются новой трактовкой
мотивов и ситуаций, своеобразной архитектоникой. Сюжет характеризуется также расширением
тематики. Так, в него органично вошли два больших сюжета: о сподвижнике и побратиме
Манаса Алмамбете и о кончине богатыря Манаса и его похоронах, который у С. Орозбакова
функционируют как самостоятельные циклы, не входящие в «Большой поход».
Последовательность развития сюжета близка к варианту С.
Орозбакова. Расхождения, наблюдаемые в содержании эпизодов, в описании сцен, в
отдельных значительных деталях, всякий раз отмечаются ниже.
Сюжет включает следующие эпизоды:
1. Заговор ханов. Близок варианту С. Орозбакова, отличается лишь отдельными деталями
(ср. цикл IX, эпизод 1):
- решение двенадцати ханов, приехавших на той Тёштюка, выступить против Манаса
(ханы обижены тем, что Манас считает их ниже своих сорока чоро);
- вступление двенадцати ханов (Урбю, Казыбек, Малабек, Сынчыбек, Джамгырчы и др.)
с войском против Манаса. Чубак, Алмамбет и сорок чоро захватывают ханов и приводят
к Манасу;
- признание ханами своего полного подчинения Манасу и их готовность помочь ему в
борьбе с богатырем кытаев Конурбаем. Отправка Манасом гонцов к Тёштюку и Кошою с
приглашением прибыть с войском;
- прием Манасом двенадцати ханов с войском у себя на Таласе в течении восьмидесяти дней;
- назначение Манаса предводителем войск в походе на Бейджин, а Алмамбета – ведущим войска.
2. Поход на Бейджин (ср. у С. Орозбакова цикл IX):
- подготовка киргизских войск к выступлению на Бейджин. Снаряжение женой Манаса
Каныкей воинов в поход;
- благословение Кошоем по просьбе Каныкей новорожденного сына Манаса – Семетея.
Недобрые предчувствия Каныкей (у С. Орозбакова рождению Семетея посвящены эпизоды
1 – 3 цикла Х, основанные на традиционных эпических мотивах и предшествующие Малому
походу Манаса против Конурбая);
- начало похода на Бейджин;
- ссора Чубака, недовольного тем, что его не послали в разведку с Алмамбетом;
- Манас, Алмамбет, Сыргак и Чубак в разведке.
Вставлен традиционный для многих эпосов мотив:
братья Манаса Абыке и Кёбёш, рожденные второй женой Джакыпа Бакдёёлёт, претендуют
на руку Каныкей (у С. Орозбакова отсутствует); Манас наблюдает в подзорную трубу
с горы Талчоку за тем, что происходит на Таласе – как сражается Каныкей с Абыке и
Кёбёшем, которые, считая, что Манас уже не вернется из трудного похода, притесняют
народ непосильными поборами и домогаются руки Каныкей.
Включен также традиционный мотив единоборства с
девой-богатыркой, разработанный в форме рассказа Манаса Алмамбету о его сражении
с Кыз-Сайкал (ср. у С. Орозбакова цикл III, эпизод 2).
3. История Алмамбета, рассказанная им Манасу.
Это большой самостоятельный эпизод, раскрывающий
биографию Алмамбета в форме развернутого монолога самого героя (ср. у С. Орозбакова
биография героя составляет содержание целого цикла V). Временно прерывает развитие
повествования о битвах, сосредотачивая внимание на одном из участников этого похода
– Алмамбета. Сюжет строится в традиционном плане эпической биографии богатыря с
характерными для нее мотивами, однако от варианта С. Орозбакова отличается рядом
эпизодов и расхождением в интерпретациях некоторых общих для обоих вариантов
сюжетных положений.
Сюжет данного эпизода:
- предыстория рождения Алмамбета. Краткое повествование о родителях героя
Азиз-хане и Алтынай;
- рождение, детство, наречение героя дуваной именем Алмамбет; одновременное
с Алмамбетом рождение его боевого коня Сарала;
- обучение Алмамбета у шестидесятиголового дракона. Овладение наукой чародейства;
- сражение девятилетнего Алмамбета с Конурбаем. Алмамбет просит у Эсен-хана для себя
ханства. Отказ Эсен-хана;
- любовь Алмамбета к Буурулче, дочери Эсен-хана. Буурулча предлагает Алмамбету
стать мусульманином и отыскать мусульман. Обещание Буурулчи ждать Алмамбета;
- выступление Кара-хана против Алмамбета по наговору Эсен-хана и Конурбая.
Пленение Кара-ханом Алмамбета. Побег Алмамбета от Кара-хана с камнем, при помощи
которого заклинают погоду;
- сон Алмамбета, в котором его призывают стать мусульманином;
- Алмамбет предлагает отцу принять мусульманство. Несогласие отца. Алмамбет
убивает отца и тысячу его силачей;
- побег Алмамбета из родного города Бейджина. Преследование Алмамбета Конурбаем
со своим войском. Ранение Алмамбета. Помощь, оказанная ему Алтынай. Гибель Алтынай;
- приход Алмамбета в аил Кёкчё. Побратимство Алмамбета и Кёкчё. Необоснованная
ревность Кёкчё, подозревающего связь Алмамбета со своей женой Акеркеч. Решение
Кёкчё отравить Алмамбета. Акеркеч предупреждает Алмамбета об опасности. Совет
Акеркеч Алмамбету найти Манаса на Таласе;
- уход Алмамбета из аила Кёкчё. Посещение Мекки. Возвращение Алмамбета и его
встреча в Бухаре с Бакаем, который приводит Алмамбета в ставку Каныкей. Женитьба
Алмамбета на Арууке.
Сюжет дальнейшего повествования о Большом походе развивается близко к варианту С.
Орозбакова лишь с некоторыми изменениями деталей и введением новых эпизодов, часть
которых строится на основе традиционных эпических мотивов (сражение богатырей с
одноглазым великаном, сражение Алмамбета с девой-богатыркой).
4. Совет четырех богатырей – Манаса, Чубака, Сыргака и Алмамбета – о том, кому
отправиться в разведку в Бейджин. В разведку едут Алмамбет и Сыргак.
5. Сражение Алмамбета и Сыргака с караульными у ворот Бейджина:
- чародейство Алмамбета, при помощи которого снимается часть караульных у ворот
города. Гибель Малкуна: Сыргак сбрасывает с Малкуна волшебный шлем, а Алмамбет
срезает ему голову (ср. у С. Орозбакова сражение с одноглазым великаном Макелем,
цикл IX, эпизод 4);
- сражение Алмамбета с девой-богатыркой Канышай и ее воинами. Гибель Канышай
– последней караульной у ворот Бейджина (у С. Орозбакова эпизод отсутствует);
- воспоминание Алмамбета о побеге из дома и о потере им в пути трубки с золотым
чубуком (ср. у С. Орозбакова цикл IX, эпизод 4).
- тайный приход переодетых Алмамбета и Сыргака в Бейджин (ср. у С. Орозбакова
цикл IX, эпизод 4).
6. Направление Алмамбетом войск Незкары и Джолоя по ложному пути в Сууктер –
противоположную сторону от расположения войск Манаса. Встреча Алмамбета с Буурулчой
в Бейджине (у С. Орозбакова эпизод отсутствует).
7. переправа Алмамбета и Сыргака, увидевших табуны кытаев, через реку Кара-Су.
Бегство табунщика кытаев Карагула. Угон Алмамбетом и Сыргаком табунов. Погоня
Конурбая за Алмамбетом и Сыргаком (ср. у С. Орозбакова цикл IX, эпизод 4).
8. Сражение Манаса, Алмамбета, Сыргака и Чубака с вражескими богатырями (ср.
у С. Орозбакова цикл IX, эпизод 5):
- сражение Алмамбета, Сыргака и подоспевшего им на помощь Чубака с войсками
кытаев и их предводителями (Мурадылом и Незкарой). Ранение Алмамбетом Конурбая;
- вступление Манаса, спавшего до этого богатырским сном и разбуженного Чубаком,
в битву с войсками кытаев, окружившими Алмамбета и Сыргака;
- сражение Алмамбета, Сыргака, Чубака и Манаса с войсками Кара-хана под
предводительством Конурбая, Незкары, Джолоя, Ушанга и с Караджоем, возглавлявшим
войско одноглазых людей (у С. Орозбакова эпизод отсутствует);
- отправление Сыргака к Бакаю за подкреплением;
- единоборство Манаса с Конурбаем. Окружение кытаями у речки кара-Су Манаса,
у которого обессилел конь. Спасение Манаса Алмамбетом.
9. Большое сражение богатыря Манаса и киргизского войска с войсками кытаев и
их предводителями (ср. у С. Орозбакова цикл IX, эпизод 6):
- прибытие киргизского войска с богатырями Бакаем, Кошоем, Тёштюком и сражением
с врагами;
- сражение киргизских богатырей и Манаса с великаном Мадыканом, сидящим на
однорогом синем быке. Гибель Мадыкана (у С. Орозбакова эпизод отсутствует);
отступление войска кытаев. Бегство Конурбая, пытающегося хитростью заманить в
город Бейджин преследующего его Манаса. Помощь Манасу Алмамбета, разгадавшего
хитрость Конурбая;
- пленение Чубаком Незкары и его богатырей;
- отправка Манасом гонцов Аджибая и Урбю в Бейджин к Эсен-хану с требованием
подарить победителям дочь хана Буурулчу и других красивых девушек. Присылка Эсен-ханом
в дар Манасу своей дочери Буурулчи и дочери Айджанджуна – Бирмискал. Соединение двух
пар: Алмамбета и Буурулчи, Чубака и Бирмискал. Передача Эсен-ханом своего ханства
Манасу (у С. Орозбакова эпизод отсутствует).
В отличие от варианта С. Орозбакова Большой поход на
заканчивается победой Манаса и его войск, их возвращением домой. Отсутствует
самостоятельный, разработанный С. Орозбаковым, сюжетно завершенный эпизод,
повествующий о рождении у Манаса сына Семетея и о паломничестве Манаса в Мекку.
Завершающая часть эпизода – последнее сражение с
Конурбаем и его войском, приведшее к гибели Манаса, у С. Каралаева является продолжением
Большого похода, который заканчивается смертью Манаса и его похоронами.
Хотя в обоих вариантах частично совпадают отдельные узлы
сюжета (сражение Манаса с Конурбаем и войсками кытаев; ранение Манаса Конурбаем;
гибель во время битвы ближайших сподвижников Манаса – Алмамбета, Сыргака, Кёкчё и др.;
смерть Манаса; плач Каныкей), однако расхождения в их интерпретациях в каждом варианте
значительны.
Сюжет финальной части «Большого похода на Бейджин» у С.
Каралаева.
10. Коварный замысел Конурбая убить Манаса отравленной секирой во время намаза
(у С. Орозбакова эпизод отсутствует):
- сон Каныкей, предвещающий недоброе;
- захват Конурбаем письма Каныкей, посланного через Шууту Манасу, в котором она
просит мужа вернуться домой, пока не случилось несчастье;
- отъезд домой из Бейджина предводителей войск Манаса, попросивших у него на это
разрешения;
- сообщение Конурбаю лазутчиком Шуйкуучу об уязвимом месте Манаса (широко
распространенный мотив эпоса и сказок);
- ранение Манаса во время намаза Конурбаем, принявшим облик дуваны. Преследование
бегущего Конурбая Алмамбетом, Чубаком, Сыргаком;
- лечение Манаса Алмамбетом, который отправляет его из Бейджина на Талас.
11. Наступление Конурбая на Бейджин. Окончание большого сражения (ср. у С. Орозбакова
цикл Х, эпизод 5):
- битва киргизских войск во главе с Алмамбетом, Сыргаком, Чубаком с войсками кытаев;
- продвижение Манаса с войском в сторону Бейджина. Сражение Манаса, Алмамбета,
Сыргака и Чубака с Незкарой и Конурбаем, а сорока чоро – с одноглазыми людьми;
- большое сражение после семидневной передышки. Гибель Музбурчака, Кёкчё, Сыргака,
коня Манаса Аккулы;
- сон Каныкей, из которого она узнает о случившейся беде. Решение Каныкей отправить
Бакая к Манасу с конем Тайбурулом, предназначенным для Манаса;
- бой Манаса с войском кытаев на подступах к Бейджину. Решение Манаса, который
не смог войти в Бейджин, вернуться домой;
- ранение Конурбаем во время намаза возвращающегося домой Манаса;
- возвращение тяжелораненого Манаса домой. Возвращение домой коня Сарала с телом
Алмамбета.
12. Смерть Манаса и его похороны (ср. у С. Орозбакова цикл Х, эпизод 6):
- скорбь жен погибших сподвижников Манаса. Плач Манаса по Алмамбету. Завещание
умирающего Манаса своей жене Каныкей (у С. Орозбакова отсутствует);
- отправка Каныкей гонца к ханам дружественных киргизам родов и племен с
сообщением о близкой смерти Манаса и приглашением приехать проститься с Манасом;
- постройка Каныкей ложного гумбеза Манаса на Таласе (у С. Орозбакова отсутствует);
- прощание Манаса со своими чоро и сподвижниками;
- смерть Манаса. Плач Каныкей;
- тайное захоронение Манаса (по завещанию) Кошоем, Тёштюком и Каныкей в местности
Эчкилиташ. Внезапная смерть Коёналы и исчезновение Кыз-Сайкал, которые должны
сопровождать Манаса после его смерти в ином мире (у С. Орозбакова отсутствует).
В этой части эпоса С. Каралаев широко использует
такие народные поэтические жанры, как плачи (кошоки) и завещания (керезы),
которые органично вплетаются в поэтическую ткань повествования. В отличие от
варианта С. Орозбакова концовка эпизода у С. Каралаева эмоционально насыщен и
получает подлинно эпический размах.
|