Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Вторник, 19.12.2017, 03:03   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века

С. 83.

солто-карамоин

Дети начинают ходить

рч. Большой Кебин

 сарыбагыш

Когда ребенку исполняется год, варят мясо или делают по­больше лепешек, собирают соседей и угощаются. Оставив немно­го еды на одном блюде, связывают ребенку ножки (как путают лошадей), собирают семь или девять мальчиков, увозят их за вер­сту от аула и пускают наперегонки. Призом служит то, что оста­лось на блюде (байга - приз) - первому побольше. Победителю дают в руки нож, и он перерезает путы ребенку. Этим дело кон­чается.

С. 84.

Чонур-Талас

Кайназар

Когда мальчик или девочка начинают ходить, родители устраива­ют той, режут скотину и пускают детей взапуски, давая за это приз. Затем связывают ребенку ноги веревкой, дают старику или ста­рухе острый нож, чтобы он (она) перерезали эту веревку. Тшау кырктровыс - путы перерезать. этот нож отдается в собственность перерезавшему (л. 88).

Первая посадка на лошадь

Солто                                                  Жанызак

Мальчика сажают на лошадь в первый раз в 3-4 года. Отец его режет барашка или лошадь. Приготовляют боурсак, урюк, кишмиш. Лошадь седлают айырмачем. Посадив мальчика, дают ему с собой хурджин вареного мяса. Перед посадкой всадника и лошадь осыпа­ют боурсаком и пр. Лошадь идет на поводу у кого-нибудь из родст­венников-мужчин, также едущего верном. Они посещают только ближайшие аулы родственников и оканчивают эти посещения в один день. Не слезая с коня, взрослый спутник раздает мясо по кибиткам, выбирая куски, соответствующие положению хозяина кибитки. Ода­риваемые мясом отдаривают маленького всадника принадлежностя­ми конского убранства (л. 90).

рч. Большой Кебин

 сарыбагыш

Когда ребенку исполняется четыре года, ему в первый раз сед­лают коня. Режут барана, варят мясо, делают боурсак, но никого не приглашают. Кладут готовую провизию в хурджин, потом один человек садится с хурджином на другую лошадь, берет лошадь мальчика за повод, и оба объезжают окрестные кибитки. В каж­дую кибитку дают понемногу провизии из курджина и получают в обмен какую-нибудь часть конского снаряжения. Объехав таким образом всех, вожатый привозит родителям мальчика все необхо­димое для его коня.

Ошский охр.

Адигине

Той устраивают, когда мальчик в первый раз садится на лошадь. Созывают людей на угощение и аксакалу дают халат (л. 90).

С. 85.

Обрезание

 Пишпекский у., сел. Буранинское                         Кыдыр

Суннетко отургузгу - обрезание мальчиков в шесть-восемь лет проводится специалистом. Богачи делают при этом той. Проис­ходит это обычно к осени или весной (л. 70).

рч. Большой Кебин

Когда ребенку исполняется три года, делают той: режут крупную скотину, приглашают соседей со всей округи, варят мясо угощают их, оставляя опять жото жилик[1]. Когда угощение кончится, все идут на байту. В это время в юрте остается несколько стариков, один из них специалист по обрезанию. Мальчика сажают на землю, дав ему в ру­ки жото жилик, с которого большую часть мяса старики сняли и съе­ли. В другой руке у него лепешка в форме конур: конур токач[2]. Отец ребенка перевязывает двух-трехаршинным платком правую ру­ку оперирующему, и тот совершает обрезание. При этом отец при­держивает сына за руки сзади. После этого, оставив ребенка, идут на байту: скачки, борьба, кок бору - этим дело кончается. Мальчик на­ходится дома после операции 10-15 дней (л. 72, 91).

Ошский окр.

Адигине

Той по этому случаю устраивают, когда малютке лет семь от роду.

Чон Кошой                            Ибрагим Кошоев

 солто-карамоин

По поводу этого события делается той.

Первый день тоя: кенеш - совещание (вернее, объявление) по поводу будущего обряда.

Второй день: режут скот и ночью готовят мясо. Устраивается бору.

Третий день (и последний): угощение главное и также кок бору. Обряд обрезания совершается через два-три дня после тоя. Ма­стеру перед операцией(в качестве подарка) подвязывают платок, а после нее вознаграждают: дают барашка или что-нибудь другое цен­ное.

Во время операции сидящему мальчику дают в правую руку каш­ка жилик (мозговую касты, а в левую - лепешку.

Отрезанную крайнюю плоть завертывают в вату и затыкают за кереге (ук? - Ф.Ф.) в правом, так сказать, углу (от тÖр'а), и там этот сверточек находится до выздоровления пациента.

С. 86.

До выздоров­ления мальчика не пускают во двор при ветре.

Бесплодная женщина съедает praeputium с лепешкой сейчас же после операции, чтобы родить сына.[3]

Солто                                                  Жанызак

Обрезание производится в 11-12 лет от роду (л. 91).



[1] 60. Жото жилик - кость берцовая; во время угощения среди трубчатых костей первая по почетности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 254).

[2] 61. Кокур токач (коокор токоч) фигурная лепешка.

[3] 62. Видимо, один из приемов симпатической магии. Съедание частички крайней плоти должно было, по поверьям, привести к появлению в организме съевшем целого существа, а именно мальчика.

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (06.11.2007) | Автор: elbilge
Просмотров: 1116 | Рейтинг: 0.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 507
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz