Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Суббота, 22.07.2017, 21:51   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века

В семье, где дети не выживают

Талас                                                   Чолпанкулов

кайназар

Имена, долженствующие сохранить детей в живых: Токтосун, Токтогул, Токтобиби, Асранкул[1].

Ребенка отдают в другую семью. До рождения сговариваются с кем-либо, не уговариваясь о вознаграждении.

С. 72.

Выбирают семью многодетную. Уговариваются с женщиной. Эта женщина принимает ре­бенка и сразу же уносит eгo.[2]

Через три дня младенца выкупают его родители. Дают за него девять предметов: туткуч (прихватка), кыл жугуч (волосяная мочалка для котла), тавак (блюдо), вязанку дров, орок (серп), материю на рубаху, деньги, скот и т.д. Идут выкупать оба родите­ля. Спрашивают: "Кулунг арды саталынар бы?„[3] (если выкупа­ют девочку - "кунунг арды"[4]). Им отвечают: "Биздин конгули­бизде тортурганг, сатамыс" (Если удовлетворите, насытите, на­ше желание, продадим). Принесенные с собой предметы (плата) тут же отдаются.

Возвращая ребенка, подставные родители дают ему рубашку[5]. В напутствие говорят: "Ушу баламде йекши вак, вакбасан, алып койом!" (Береги этого ребеночка, не будешь беречь, возьму обратно).

Другое средство: зовут на рождение старуху, у которой много де­тей, выросших хорошими, здоровыми. Сразу же после появления младенца на свет его пропускают под коленом старухи (она не разде­вается).[6]

На месте, куда выпал младенец при родах, сейчас же вбивают 40 колышков[7].

Вешают послед (тону, жолдаш[8]), зашитый в кошму под тундук (дымовое кольцо)[9].

Младенца носят по кибиткам, заставляя его кусать (прикасаться ртом) к ушкам 40 котлов[10].

Имена Туткуч, Итыбай[11].

Если в семье двое детей умерли (в младенчестве), то перед третьим сговариваются с какой-нибудь старухой, имеющей хорошее потомство, чтобы она "украла" младенца: алкачып кетсин. И выкуп дают из девяти предметов: туткуч (прикватка), бучах (нож), ка­шик (ложка) и т.д. Через три дня (л. 77).

Талас                                                                           Чолпанкулов

кайназар

Болезнь ребенка называется барпы.[12] Делают из теста тонкую лепешку. В середине отверстие. Младенца пропускают через это отверстие, потом сквозь щель одного узука, снаружи его прини­мает женщина, которая пропускает его сквозь тулга (таган) для котла и уносит в другую кибитку.[13] Мать должна выкупить сво­его ребенка. Она печет и несет в ту кибитку семь майтокач и чайник чая.

С. 73.

Чон Кошой                                                                Ибрагим К.

солто-карамоин

Надевают младенцу на ногу браслет.[14] Кенщина ночует с ребенком в святом месте.

Имена: Таш турган ("твердо стоит"), Амурбек, Бек, Жамансарт, Жаманкучук, Жаманказак[15].

Когда выкупают, то дают из домашних вещей девять предметов: нож, серп, шило, плетку и т.д.

 

Если отдают в другую семью, то оставляют там до года, начиная с трех, четырех, семи дней.

Младенца берет женщина, с которой сговорились предваритель­но, сразу после родов. Мать сама обычно не ходит смотреть, как ее сын растет, а спрашивает у приемной матери: "Айнанай, байагы туман бала эмчекде якши ема тураго? ("Дорогая, как здоровье твоего недавно родившегося ребенка? Хорошо ли сосет грудь?"). Выкупать идут оба родителя с указанными девятью предметами. Просят: "Баланг арды сатвала

рымынгарды кылалык?" ("Прода­дите ли вашего ребенка? Что-нибудь вам дадим"). "Алканынгар як­ши" ("Если возьмете, будет хорошо"). Возвращая ребенка, прием­ные родители дают ему с собой тюбетейку и рубашечку.

Ребенка отдают либо родным, либо близкому другу семьи.

Если в семье умирают мальчики, то мальчика одевают девочкой, чтобы обмануть злых духов (л. 78).

Талас                                                               Жанызак

 Солто

Новорожденного отдают на две недели - 40 дней. Когда отдают на такой срок, жентек делают уже в приемном доме, так же как по­ложение в бешик и кок бору по поводу рождения ребенка.

Ребенка берет сговоренная женщина сразу после родов. Такому ребенку дают некрасивое имя. Когда его выкупают обратно, то де­вять предметов набирают из пустячных вещей, чтобы ребенок был куплен за недорогую плату, за плохие вещи.

Чонкур-Талас

Кайназар

В течение семи дней ребенка не показывают, взяв в другую ки­битку. Та женщина, которая берет его себе, - киндик-эне. Не видят ребенка и те женщины, которые присутствуют в кибитке при родах. Киндик-эне, обрезав пуповину, тотчас же уносит младенца к себе. Она говорит, что у нее родился ребенок.

С.74

Если ребенок остается в чужом доме на более долгий срок, то все торжества, связанные с его рождением, проходят там. Если же он должен вернуться к своим родителям дней через семь, то в течение этого периода его настоящий отец делает у себя жентек и кок бору, а посетители потом (идут. - Б.К., С.Г.) к подставным родителям и там дают корумдук, не видя ребенка. Они видят его через неделю по его возвращении домой.

Родители покупают его за девять предметов: плетку, ложку, нож и т.д. Они несут эти вещи, и их угощают там. Потом они предлагают продать ребенка им, говоря: "Кулун саткыла?"[16] -

и дают принесенное. Отдавая ребенка, подставные родители дают ему с собой рубашку или даже скотину. Впоследствии ребенок со своими подставными родителями не считается связанным никаки­ми узами.

Так как смерть часто есть результат убийства со стороны кого-то, то после "кражи" ребенка, на его место кладут щенка, чтобы враж­дебный дух, увидев его, счел бы все за ошибку.

Имя такому ребенку (Азранкул, Токтагул) дается подставными родителями или, без всяких церемоний, каким-нибудь стариком. По возвращении ребенка устраивается той, размеры которого зависят от достатка родителей. Положение в колыбель происходит в том доме, где находится младенец, и той по этому поводу делается настоящими родителями (л. 79).

Чонкур-Талас

Кайназар

Родители дают скот, а режут, угощают и прочее - родители под­ставные, если ребенок еще находится у них. Для младенца подстав­ные родители делают новую колыбель. При стрижке оставляют чубы (NB. - Ф.Ф.).



[1] 34. Токтосун - букв."пусть остановится", Токтогул - букв. "остановись, цветок", "Токтобиби - "остановись, биби" (уважительное обращение к женщине), Ас­ранкул - "приемный раб". Имена с глаголом такта (остановиты часто да­вались детям как магическое пожелание удержать их в этом мире. Имена же ти­па Асранкул давались с целью обмануть злых духов: часть Асран (приемный) должна была показывать им, что ребенок родился не в этой семье, где дети не выживают, а в другой, где они, видимо, выживают; а часть кул (раб) должна была показывать, что младенец не самое дорогое существо. Такие имена были широко распространены у народов Средней Азии и Казахстана. О значении среднеазиатских имен см.: Гафуров А. Имя и история. М., 1967.

[2] 35. Обычай заранее договоренной "кражи" младенца, а затем "покупки" его роди­телями довольно распространен у народов среднеазиатского и алтае-сибирского регионов. Новорожденного из семьи, где дети не выживают, не показывая мате­ри, уносили в дом многодетной матери или повитухи, которые ухаживали за ним в течение договоренного времени. "Покупая" ребенка за пустячные вещи, вроде прихваток, мочалы для мытья котлов и т.д., родители как бы показывают злым духам, что "покупка" малоценная, а потому для них (для духов) неинтересная, не стоящая их внимания (Троицкая А.Л. Первые сорок дней... С. 259; Абрам­зон С.М. Рождение и детство... С. 104; Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 53; Потапов .Л.П. Очерки... С. 276-278; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 138-139; Снесарев Г.П. Реликты... С. 93-94; Традиционное мировоз­зрение тюрков... II. С. 164; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 73-74).

[3] 36. Букв. "Вы своего раба не продадите ли?".

[4] 37. Кунг - рабыня.

[5] 38. При "продаже" подставные родители дарили ребенку не только рубашечку, но часто и что-то более существенное, например, скот (см. об этом ниже), хотя не все информаторы Ф.А. Фиельструпа отмечают это. Думается, что подставные родители, выступая в роли настоящих, обязательно должны были дать ребенку его "долю наследства". Но поскольку истинный смысл этого обычая забылся да­же к 20-м годам ХХ в., то не все информаторы отмечают это.

[6] 39. Протгускание младенца под коленом многодетной старухи – форма предохранительной магии, известная многим среднеазиатским народам. Это имитация ново­го рождения ребенка у женщины, дети которой не умирали. Обряд, бытовавший у многих народов мира, начиная с древних греков. Его совершали для возвраще­ния к жизни человека, считавшегося мертвым, или при необходимости усынов­ления, как в нашем случае (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 24-25).

[7] 40. Может быть, для того, чтобы "закрепить" младенца в данном доме.

[8] 41. Жолдош - букв. "спутник, товарищ". Выше уже говорилось, что многие наро­ды считали послед двойником ребенка, братом или сестрой его (см. примеч. 4), а значит, спутником его.

[9] 42. Казахи тоже подвешивали недоношенных детей к дымовому отверстию, надеясь, что духи предков помогут ребенку выжить (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 70). Дымовое отверстие, как и очаг, - одно из самых сакральных мест в юрте.

[10] 43. У киргизов племени саяк, по материалам С.М. Абрамзона, в аналогичном случае мать пришивает к  правому плечу верхней одежды ребенка маленькую пере­метную суму из ткани и идет попрошайничать в 7 домов, где ребенка заставляют кусать ушки семи котлов и лизать сажу, а в переметную суму накладывают золу (Абрамзон С.М. Рождение и детство... С. 104). Известно, что в лечебной ма­гии среднеазиатских народов (и не только их) большую роль играет огонь и его производные: сажа, зола. А котел, как и очаг, - не только символ стабильности, но и защитник, хранитель жизни рода, семьи (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 136-147). Видимо, поэтому и заставляют младенца (и больного вообще) кусать ушки котлов, лизать сажу и накладывают в его переметную су­му золу. Об обмазывании ребенка сажей см.: Чвырь Л.A. Опыт анализа... С. 125-126. Там же приведена литература.

[11] 44. Туткуч - букв. "прихватка", Итыбай - ит (собака) и бай (компонент, присо­единяемый к мужским именам). Предполагалось, что такие неблагозвучные имена вряд ли привлекут злых духов, и ребенок останется жить (см. примеч. 34).

[12] 45. Барпы - по К.К. Юдахину - это название травы.

[13] 46. Обряд протаскивания младенца сквозь отверстия (в нашем случае: в лепешке, в щель юрты, в треноге для котла) явление распространенное. Цель - оградить ребенка от действия злых сил (Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 53; Традици­онное мировоззрение тюрков... II. С. 164). Лепешка, тренога для котла, дымо­ход (через который тоже протаскивали младенца), как известно, вещи сакраль­ные, способные уберечь от злых духов. Турки в таких случаях протаскивали мла­денца через высушенную волчью пасть, что М.Н. Серебрякова связывает с пе­режитком древнего общетюркского культа волка (Серебрякова М.Н. Традици­онные институты социализации детей у сельских турок // Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983. С. 44).

[14] 47. Браслет (железный) надевают на руку или ногу для защиты от злых духов не только киргизы, а многие народы, которые уверены, что злые духи очень боятся железа. Неприязнь духов к железу так велика, что они даже не приближаются к лицам, защищенным этим металлом (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 257-258; Ан­дреев М.С. Таджики долины Хуф. С. 55; Серебрякова М.Н. Указ. соч. С. 44). 

[15] 48. Таштурган - букв. "камень стоящий", Омурбек - от омур (жизнь , бек - со­ставная часть личных имен, 1Камансарт - от жаман (плохой) и сарт (так до ре­волюции называли издавна оседлую часть узбеков; для киргизов слово "сарт" было ругательным), Жаманказак - букв. "плохой казах". Все эти имена опять­таки несут функцию обмана злых духов (см. примеч. 34).

[16] 49. Букв. "Твой раб продается?".

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (06.11.2007) | Автор: elbilge
Просмотров: 1059 | Рейтинг: 5.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 498
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz