Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Понедельник, 18.12.2017, 00:35   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века

Пища роженицы

Талас

Кайназар

Роженица получает в первый день кипяченое молоко, на вто­рой - чай, на третий - кашу из тару. На четвертый день муж ре­жет барашка и кормит ее мясом.

С. 66.

 В случае жажды роженица пьет во­ду(л. 73).

Чонкур-Талас

 Кайназар

Калжа - питательный мясной обед, который дает роженице ее муж, зарезав для этого барашка.[1]

Мать-пупок[2]

Пишпекский у., сел. Буранинское

Киндик-эне делает ребенку рубашку, тюбетейку, и родители оп­лачивают это подарками (л. 70).

рч. Большой Кебин

Когда рождается мальчик, приходит какая-нибудь женщина и отрезает пуповину, вымоет младенца соленой водой, завернет в тряпки.

Шкуру и грудь зарезанной скотины отец (ребенка.- Б.К., С.Г.) отдает киндик-эне (мать-пупок) - женщине, отрезавшей пу­повину (л. 72).

Солто                                                                                                              Жанызак

Первые две-три ночи киндик-эне проводит с роженицей, чтобы обезопасить ее от нападений албарсты-марту.[3]

Жентек

местн. Сарыбулак

6уку

Жентек[4] делается в день рождения, при этом приходящие дают корумдук[5] (л. 74).

Чонкур-Талас

Кайназар

Жентек - обычай угощать пришедших посмотреть на новорож­денного ребенка маслом, хранившимся в бараньем желудке,[6] и кру­том. Гости же должны за просмотр отвечать подарком корумдук.

При рождении ребенка отец дает кок бору.

Той по случаю рождения ребенка бывает различных размеров, в зависимости от достатка родителей. И сзывают на него окрестные аулы (л. 74).

С. 67.

Солто                                                                                                  Жанызак

Делают жентек - угощают посетителей (женщины сами прихо­дят, мужчин зовут) карынмаем, боурсаком. Киндик-эне берет ребен­ка к себе и показыает его за корумдук (разные мелкие подарки). Ближайшая подруга роженицы приносит рубашечку (л. 74).

Купание ребенка

солто   Жанызак

По рождении ребенка моют в теплой воде. До 40 дней каждые два-три дня моют в соленой воде[7] (л. 74).

рч. Большой Кебин

По прошествии 40 дней роженица делает 40 лепешек и раздает собравшимся гостям; наливают 41 ложку воды в посудину, сыплют в воду соль, а затем в этой воде купают ребенка (л. 72).

местн. Сарыбулак

 буку

Новорожденного сейчас же по появлении на свет купают в соле­ной воде. И так в течение 40 дней. На 20-й или 40-й день делают той. Берут 40 ложек чистой теплой воды и моют ребенка хорошим городским мылом.[8]

При рождении ребенку надевают рубашечку без воротника, а по­сле четвертого дня - обыкновенную, с воротником.[9]

Киндик-эне впоследствии приносит рубашечку вместе с токач, чаем и другой снедью (л. 74).

Нечистота женищины

Пишпекский у., сел. Буранинское

40 дней женщина считается нечистой, не спит с мужем, не молит­ся, но особой изоляции не подлежит.[10] По истечении этого срока (срок соблюдается не очень строго) она моется, чисто одевается, со­вершает молитву (л. 7О).

Кыдыр

Нечистой считается женщина во время менструаций, она не стря­пает в это время, не молится, не подходит к казану, не спит с мужем (л. 70).

С. 68.

рч. Макмал                                                                 Саке

После родов женщина считается нечистой в течение 40 дней только по шариату, а не по обычаю (л. 71).

рч. Большой Кебин

В течение первых дней после родов женщина не спит с мужем (л. 72).



[1] 10. Калжа - букв. "хорошо разваренное мясо" (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 331). У казахов мясо калжи первой должна попробовать роженица, иначе у нее могли были появиться послеродовые схватки (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 74).

[2] 11.  Киндик-эне - букв. "мать пупка". Так называли повитуху, которая перерезала и перевязывала пуповину (см. примеч. 5). Думается, что имя Киндик-эне было си­нонимичным Умай-эне.

[3] 12.  См. примеч. 5.

[4] 13. Жентек - угощение, устраиваемое по случаю рождения ребенка. Обычно уст­раивается в день рождения. Но если ребенка отдают на время в другой дом (см. раздел "В семье, где дети не выживают"), то устраивают жентек в приемном доме.

[5] 14. Корумдук - подарки, приносимые теми, кто приходит посмотреть ребенка.

[6] 15. Карынмай - от карын - желудок овцы, козы, употребляемый в качестве сосу­да для хранения масла, май - масло, т.е. сливочное масло, хранившееся в желуд­ке овцы или козы. О способе использования желудков в качестве сосуда подроб­но см.: Губаева С.С. Население Ферганской долины в конце XIX-начале ХХ в. Этнокультурные процессы. Ташкент, 1991. С. 42.

[7] 16. Соль во время купания, видимо, играла как профанную роль, так и сакральную. Ее использовали и для того, чтобы избавить ребенка от укусов мух, комаров, от вы­сыпаний, и вообще чтобы ребенок был крепче (Гершенович Р.С. О бытовой гиги­ене узбекского грудного ребенка // Труды САГУ. Сер. XXII-б. Этнография.

Ташкент, 1928. Вып. 1. С. 4; Троицкая А.Л. Первые сорок дней ребенка... С. 352; Абрамзон С.М. Рождение и детство киргизского ребенка... С. 101). Но соль должна была символизировать и счастье, здоровье, достаток (Троицкая А.Л. Рождение и первые годы... С. 120; Чвырь Л.А. Опыт анализа... С. 125).

[8] 17. В годы, когда Ф.А. Фиельструп собирал свой материал, киргизы купали ребен­ка сразу после родов или через несколько дней. Каратегинские киргизы, судя по записям Б.Х. Кармышевой, купали младенца первый раз на третий день после рождения, а второй раз - лишь на 40-й день в 40 ложках воды. Таджики Кара­тага купали младенца через три дня, если родился чистый, и в тот же день, если родился грязный (Пеиверева Е.М. Указ. соч. С. 63), таджики Рушана, Шахри­стана купали лишь на 20-й день, а таджики Самарканда - даже на 40-й (Кис­ляков Н.А. Семья и брак... С. 57). Специальный обряд, посвященный первому купанию ребенка, был у хорезмских узбеков (Снесарев Г.Г!. Реликты... С. 92) и у других народов тюрка-монгольского мира (Традиционное мировоззрение тюр­ков. I. С. 160) и не только у них. Например, айсоры (сирийцы) в седьмой день жизни ребенка выводят его из "седьмицы": раздевают его при участии повитухи и с именем Господа льют на его голову 7 ложек воды, по числу прожитых дней. То же самое повторяется и в 40-й день (Муратхан В.П. Обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка у сирийцев СССР: По материалам экспеди­ции 1928-1929 гг. к сирийцам Армянском ССР // СЭ. 1937. № 4. С. 71).

Все эти данные наводят на мысль о том, что купание новорожденного носи­ло характер не столько очищающий, сколько ритуальный. Появление ребенка на свет было, по существу, отторжением его от мира природы и "приобщением к ми­ру людей" (Традиционное мировоззрение тюрков... I. С. 159). Купание же, т.е. обращение к водной стихии, в которой он пребывал в утробе матери, как бы воз­вращало ребенка на какой-то срок к породившей его природе (Там же. С. 160) с тем, чтобы, может быть, облегчить переход его к миру людей. Думается, что пер­вое купание носило, таким образом, инициационный характер: ребенок переходил в новую стадию, в новую для себя ипостась, в мир людей. Не случайно именно в этот день, т.е. на 40-й день, киргизы в ряде районов (см. ниже) сбривали и родо­вые волосы, которые опять-таки были из иного состояния ребенка.

Любопытно, что, по мнению таджиков долины Хуф, именно через 40 дней "животный дух", который составлял до сего времени душу ребенка, уступает ме­сто "человеческой душе" (Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму­Дарьи). Сталинабад, 1953. Вып. I. С. 71).

Следует отметить, что во всем обряде, как и вообще в семейной обрядно­сти, число 40 не случайно. По мнению авторов книги "Традиционное мировоз­зрение тюрков Южной Сибири",число 40 является "количественно-качествен­ным показателем состояния переходности" (Традиционное мировоззрение тюр­ков... I. С. 162). Именно через 40 дней роженица переходит из состояния са­кральной "нечистоты" в обычное свое состояние; через 40 дней новорожденный и его мать становятся менее уязвимыми; через 40 дней душа умершего оконча­тельно рвет с этим миром и отлетает в мир иной; через 40 дней новорожденный из мира природы переходит в мир людей и т.д.

[9] 18. Первая рубашечка, которую надевали на новорожденного, называлась у многих тюркских (и не только тюркских) народов "ит койнек", т.е. "собачья рубашка". Порой ее сначала надевали на собаку, чтобы обмануть злых духов или чтобы все несчастья, предназначенные ребенку, перешли на собаку (Троицкая А.Л. Рож­дение и первые годы... С. 116; Абрамзон С.М. Рождение и детство... С. 101; Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 51; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 149; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 75; Чвырь Л.А. Опыт анализа... С. 126; Она же. Три "чилла" у таджиков / / Этнография Таджикистана. Душанбе, 1985. С. 71). Но думается, что "собачья рубашка" указывала и на то, что мла­денец пока еще, до истечения определенного срока (чаще всего) относится к "животному" миру. Обычную же рубашку надевали только после ритуального купания (см. выше).

[10] 19. Табу в отношении женщины во время менструаций и родов известно было мно­гим народам мира, когда ей в течение определенного периода не давали прика­саться к вещам, пище, людям. Особенно нечистой считалась роженица, и ее ста­рались не период родов изолировать от общества, помещая в специально вы стро­енные шалаши. Нечистыми считались и все те, кто дотрагивался до роженицы и новорожденного в течение запретного периода (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 237-238). Но по представлениям хакасов, беременная женщина подобна ре­ке во время половодья, и входить в жилище беременной женщины было так же опасно, как входить в полноводную реку (Традиционное мировоззрение тюр­ков... I. С. 19). Вполне возможно, что табу на рожениц, как и на беременных, объяснялось не только сакральной нечистотой женщины, но и возможностью ги­бели, несчастья для соприкасающегося с ними.

Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (06.11.2007) | Автор: elbilge
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 4.8 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 507
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz