Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Среда, 24.04.2024, 09:46   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Этнология » Киргизы

Ф. А. Фиельструп. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ У КИРГИЗОВ
Добрачные отношения у молодежи
Киргизы

солто-болокбай, Сагимбай Оркобаев
Между холостым парнем и девушкой устанавливаются отношения, при которых каждый из них именуется ойнаш-тамыр [Ойнаш-тамыр от кирг. ойно - играть, забавляться, шутить; быть в любовных сношениях; тамыр - друг, приятель, побратим; любовник, любовница (Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. С. 562, 700)], т.е. друг по игре. Игрой здесь является физическая близость, продолжающаяся при случае и после выхода девушки замуж.
местн. Сарыбулак
буку

Такая дружба с девицей заключается через посредство подослан¬ной женщины или пастуха (живущего в одной юрте с девушкой и ее семьей)[ Если пастух был наемным, то обычно он жил в доме (юрте) хозяина], особенно последнего. Уговорившись через посланника, парень приходит в юрту девушки, ему указывают место, где она спит, и он проводит с ней ночь.
Официально никто, разумеется, не знает об этих отношениях, но родители, находясь в одной юрте с парочкой, не могут не знать об этом и обыкновенно закрывают на это глаза, выражаясь фигурально (если шепот любовников становится слишком громким, прикрикнут, якобы на собаку – чих!), во всяком случае, не устраивают публич¬ного скандала, а воздействуют на дочь уговорами внутри семьи.
При женщинах парень позволяет себе некоторые вольности со своей ойнаш-тамыр, по которым можно судить об их отношениях, но не заходит слишком далеко.
Браки между любовниками никогда не заключаются.
Такие любовные отношения бывают с согласия мужа, неспособного к сожительству, или продолжаются без его ведома, как уже было сказано, и заключаются и с замужней женщиной (т.е. заново).
Ойнаштан туулган бала - "ребенок, родившийся от такой связи". Обычно девушка-мать не выдает отца своего ребенка и говорит, что приезжал к ней по ночам сговоренный жених, будущий муж. Ребенка часто убивают. Обыкновенно же ссылка на фактического мужа (ирке) спасает положение (л. 43).
Формы брака и развод
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля. Кыдыр
Браки заключались главным образом внутри сословий: манапы между собой, баи между собой, так же и бедняки. Стоящий в социальном отношении выше мог взять себе жену из бедного сословия, но редко когда отдавали дочерей замуж в низшее сословие. Беспрекословное подчинение воле родителей (л. 64).
Белек Солтонаев
1. Белкуда - сваты по дружбе, если, например, один обязан жизнью другому. Соглашаются еще до рождения детей поженить их, когда они родятся и вырастут.
2. Куда - брак по политическим соображениям, например, для объединения двух родов и усиления своей группы.
3. Куданда - сваты по кровной дружбе, когда появятся соответствующие дети.
4. Соок куда - "сваты одной кости", для поддержки родственной связи. Например, мой сын женится на дочери брата моей матери. Соок туштум - породниться через брак кого-нибудь из своих, стать сватами (л. 45).
Ошский охр., Бельбашат под Чолкунду. Товака
Адигине

Белкуда (бел - поясница, позвонок) - сосватавшие друг за дру¬га своих еще утробных детей (л. 44).
местн. Сарыбулак Сагимбай Оркобаев
солто

Тамыр - друг до смерти. Обряд заключения дружбы состоит в присяге на Коране - Куран кармашты (дашты)[ Курaн кармашты - поклялись на Коране. От Курaн кармаш - поклясться на Коране: произнося клятву, целуют Коран, прикладывают ко лбу и возвращают. (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 448)]. Перед церемонией созывают народ, режут скотину и угощают приглашенных. Звание "тамыр" дает известные права человеку в смысле "хозяйничанья в юрте друга, если при посещении его не оказалось дома; распоряжения его исполняются женщинами и жигитами беспрекословно, как приказания хозяина. Вступление в такой союз обязывает обоих не отказывать друг другу ни в каких просьбах, и подчас тамырство заканчивается судебным делом, когда один из друзей злоупотребляет своими правами и в то же время недостаточно уступчив (л. 43)[ Запись о тамырах приведена Ф.А. Фиельструпом в этом разделе, видимо, потому, что тамыры очень часто клялись породниться, т.е. стать сватами, и тем са¬мым еще больше скрепить свою дружбу. О такой клятве тамыров см.: Аргынба¬ев Х.А. Семья и брак у казахов. Автореф. дис. ... д-ра истор. наук. Алма-Ата, 1975. С. 67].
Умыкание невесты
местн. Сарыбулак Сатывалды
В прежнее время редко воровали невесту.
В случае умыкания невесты приходили в большом числе, связывали родителей, увозили ее саму и все содержимое кибитки, постель и пр.
За кражу невесты полагался штраф, и собиравшийся увозить девушку считался с этим и готовился к штрафу, состоявшему из полного калыма плюс 9 голов скота. По меньшей мере, дополнительных.
Волосы невесте в две косы заплетала впоследствии свекровь (NВ) [Переплетение девичьей косы в две (женская прическа) - символ перехода девушки в другую (следующую) возрастную группу (см. об этом ниже). Обычно это делали мать или кто-то из женщин со стороны невесты. При умыкании невесты, т.е. при не совсем традиционном пути перехода девушки в следующую возрастную группу, это вынуждена сделать ее свекровь. Не случайно Ф.А. Фиельструп пометил эту запись знаком NB]. Умыкание совершалось и в случае, если отец невесты после заключения договора и получения части калыма передумает и захочет отдать свою дочь за другого.
Зордук - умыкание силой.
Эриштик айвы - штраф за невыполнение договора (л. З8).
Сонгкуль Садвакас Хожакин
Алакачу келди - украсть невесту в случае, если она просватана уже за другого (л. 64).
пер. Каравос, приток Нарына
саяк
Тайный увоз девушек практиковался мало. В случае увоза за вором гнались и невесту отнимали на дороге. Если же похититель успевал ее увезти, то приезжали требовать калым или девушку обратно. Увозили ее в свой аул; если аул слаб и не мог внушить преследователям уважения к себе, то происходили драки. Жених увозил свою невесту, чтобы заплатить меньше калыма, - условия ставил тот, у кого находилась девушка. Особых церемоний примирения между родителями той и другой стороны не было (л. 64).
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Кыдыр
У Сагимбая Оросбекова был случай. Старшая его сестра была просватана, но убежала к сыну волостного, за которого хотела выйти замуж. Когда приехал сговоренный жених и потребовал ее, родите¬лям пришлось уплатить шесть верблюдов, 15 лошадей-пятилеток, 15 четырехлеток, 15 трехлеток, 15 двухлеток, 60 чапанов и хорошей материи, 60 баранов, 60 рублей. Волостного отстранили от должности, и он уплатил еще З Х 9 лошадей [Свадебные подарки (калым, а также подношения, штрафы и т.д.) у народов Средней Азии и Казахстана исчислялись обычно "девятками" и назывались то¬куз, токызлык и т.д. (Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. С. 106, 118, 140; Лещерева Е.М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага // Семья и семейные обычаи у наро¬дов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 181; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. Нукус, 1973. С. 67; Юдахин К.К. Указ. соч. С. 741). 2 х 9, 3 х 9 и т.п. означает, что дарили две или три "девятки" скота. Й вообще число 9 - магическое, приносящее, видимо, удачу, счастье, фигурирует во время свадебных церемоний у многих народов мира (кроме указанных выше работ, см.: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 232; Лобачева Н.Л. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана / / Домусульманские верования и обряды в Сред¬ней Азии. М., 1975. С. 304; Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов XIX - начало ХХ в. Алма-Ата, 1991. С. 33-34. Там же приведена и литература)] и три верблюда суду (биям и манапам) - иначе родителей невесты и волостного убили бы (л. 56).
Нерушимость брака в домусульманские времена
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Солтон сары
Жингиш ажи [Ажи - то же, что хаджи, т.е. человек, совершивший паломничество в Мекку]
Брак в прежнее время, до мусульманства, был нерушим. Развод (талак) появился только с усилением мусульманства.
Кокумбай Жинин
Развода в прежнее время не бывало. Даже брак решенный, пока жених и невеста еще в люльке, по произнесении обычной формулы: "Аллах Акбар", т.е. бата [Бата - одно из значений слова: молитвенное напутствие, благословение, которое совершалось после угощения при окончании или начале сговора, какого-либо дела; выражало удовлетворение результатами или пожелание успеха (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 116)], являлся нерушимым, и в случае смерти одного из сговоренных до брака вопрос о замещении решался обычным порядком (л. 63).
Развод
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Кыдыр
Талак (бир талак, уч талак)[ Талак - развод (супругов); бир талак - однократный развод; уч талак - троекратны й развод. Для того, чтобы троекратный развод стал действительным, достаточно три раза произнести слово "талак", дальше следуют только фор¬мальности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 695)] - слова, сказанные мужем жене, после которых брак считается расторгнутым. Эти слова не имеют силы в случае ее беременности до родов или если муж находится в невменяемом состоянии (пьян, лишился рассудка и пр.).
После развода женщина может выйти замуж через три месяца, когда выяснится, что она не беременна (? - Ф.Ф.). В случае, когда разведенные пожелают вновь сойтись, а развод произошел после слов "бир талак", они могут сочетаться браком в любой момент. Если же развод сопровождала фраза "уч талак", то женщина должна побывать предварительно замужем за другим человеком; после брачной ночи снова должны пройти три месяца до того, как она, разведясь с новым мужем, может выйти за прежнего (л. 6З).
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Белек Солтонаев
До мусульманства брак заключался следующим образом:
1. Спрашивали о согласии у обеих сторон, потом два человека брали за концы прут, а третий перерезал его пополам посередине; концы кидали в разные стороны. Так же поступали и при заключении всяких условий и договоров.
2. Муж и жена, порезав себе подушечки пальцев, сосали кровь друг у друга.
З. Ок тиш теген (букв. "белые зубы коснулись пули". - Б.К., С.Г.) - оба "закусывали пулю", оставляя на пуле следы своих зубов и потом хранили ее. Если один изменит, то пуля эта убьет его. Так же делали и при заключении дружбы [С появлением мусульманского бракосочетания карающую функцию для неверного супруга стала выполнять не пуля, а "венчальная вода" (см. о ней ниже), как например, у казахов (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 25)] (л. 63).
Клятва: Сен мени таштасан - Сени ок урсун,
Мен сени таштасам - Мени ок урсун (л. 52)
[Букв. Если ты меня бросишь,
Пусть тебя сразит пуля,
Если я тебя брошу,
Пусть меня сразит пуля"]
Кокумбай ЖининПрежде брак совершался и без муллы, с помощью человека, знающего какую-нибудь молитву. Платой за бракосочетание был ала киис. До брака жених и невеста произносили клятву верности и закусывали" при этом пулю при первом же посещении женихом невесты.
Предполагают, что брак совершался без муллы при помощи посредника, который спрашивал о согласии той и другой стороны при свидетелях, и только (л. 63).
р. Макмал-Нарын близ Тогуз-торо
Пулю "закусывали", завершая клятву, двое непросватаннык, по¬желавших друг друга самостоятельно (л. 5О).
Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Бозбаштык
В прежнее время, когда муллы были редки, бракосочетание совершалось одним рукопожатием (л. 64).
Сорорат (обычай женитьбы на младшей сестре умершей жены или невесты - Б.К., С.Г.)
Кыдыр
В случае смерти невесты либо ее сестра занимает ее место, либо калым возвращается (л. 64).
р. Тюп Жигниш ажи
Когда наступает время совершения брака, отец жениха[У большинства народов Средней Азии и Казахстана в конце XIX - начале ХХ в. главная роль при выборе невесты и сватовстве отводилась отцу и вообще мужчинам: у киргизов, казахов, каракалпаков, таджиков, туркменов, а также тувинцев и, видимо, других народов несреднеазиатского региона (Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков: По материалам конца XIX - начала ХХ в. М.; Л., 1959. С. 78; Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы (историко-этнографические очерки), М., 1961. С. 137; Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. С. 234; Есбергенов Х., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 52-53; Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Ч. III. С. 29; Леиверева Е.М. Указ. соч. С. 180; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 15; Фиельструп Ф.А. Архив: полевой материал; Кармышева Б.Х. Личный архив (хранится в Ин-те этнологии и ан¬тропологии РАН). Пожалуй, только у узбеков главная роль при выборе невесты отводилась матери и вообще женщинам, хотя в переговорах о калыме участие они, по-видимому, не принимали (Кисляков Н.А. Очерки... С. 140). У узбеков же северного Хорезма мать жениха участвовала не только в сватовстве, но и в переговорах о калыме (Лобачева Н.Л. Свадебный обряд как историко-этнографический источник. На примере хорезмских узбеков. // СЭ.1981. № 2. С. 40). У узбеков-кипчаков невесту выбирала мать, тетки, замужние сестры, но сватами были мужчины (Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Историко-этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента. Ташкент, 1974. С. 309). Эти детали свидетельствуют, видимо, о неизжитых элементах матрилокального брака у узбеков] едет на сговор к отцу невесты с одной лошадью жених посещает невесту и до того.
Бозбаштык
Арачи - "шпион", которого посылает отец мальчика к незнакомому еще ему человеку, дочь которого он предполагает взять за сына, с тем чтобы тот высмотрел все и донес ему, насколько удачен его предполагаемый выбор.
Жуучи - посланный отцом мальчика узнать о принципиальном согласии отдать дочь за него (л. 45).
Кыдыр, старик
Перед сватаньем отец жениха в разговоре обиняком выясняет о готовности отца девушки с ним породниться. Потом предупреждает, когда приедет для сговора насчет калыма. До того они подарков друг другу не делают (л. 95).
рч. Большой Кебин Жантели
Сговора о количестве калыма не было - давали после свадьбы [Это не характерно. Обычно вопрос о размерах калыма обговаривался заранее]. На сговор отец жениха гонит несколько голов скота, которые потом включаются в калым. Выплата его могла начаться с этого момента.
сарыбагыш
В младенчестве мальчика отец его, желая сосватать ему жену, едет к отцу избранной девочки, ночует у него (ему режут барана). На следующее утро гости и хозяин выходят в степь и говорят о деле (не о калыме). В случае согласия по возвращении домой он собирает своих близких родственников-мужчин (10-12 человек) и едет с ними уже парадно сватать, взяв с собой 2 Х 9 или 3 Х 9 крупного рогатого скота, среди которого непременно одну хорошую лошадь. Вместе с тем, зарезав и сварив двух хороших баранов, кладут их в мешки и везут с собой, навьючив на эту хорошую лошадь; ко лбу ее привязан кусочек ваты, чтобы отношения между отцами обоих детей были хорошими[Лошадь, кобыла - символ плодородия у скотоводческих народов. У казахов, например, жених дарит тестю кобылу в свой первый официальный визит в аул невесты именно в надежде на будущую плодовитость невесты (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 18-19). Клочок ваты на лбу лошади (верблюда) - акт синдиасмической магии, характерный и для других народов Средней Азии. Так, у таджиков Каратегина клочки ваты для "белизны", благополучия бросают в тюбетейки певцов, провожавших жениха в дом невесты, вплетают в косы невесты при переплетении ей волос, раздают присутствующим на смотринах невесты и т.д. (Таджики Каратегина и Дарваза, Ч. III. С. 41, 46; Кисляков Н.А. Семья и брак... с. 184)]. По приезде к отцу невесты скот дается ему в подарок, мясо тоже отдается в его хозяйство. Приехавших угощают, зарезав барана, и оставляют ночевать, а наутро богатый человек раздает всем по халату (шелковому и др.), по¬сле чего гости уезжают, не говоря больше о деле. До того как дети вырастут, отношения между семьями поддерживаются через женщин, причем всегда жениховская сторона дарит и отдаривает ско¬том, а невестина – халатами [По материалам Кармышевой Б.Х., у каратегинских таджиков маленькую невесту родители жениха поздравляли во время двух мусульманских праздников: курбан и рамазан] (л. 46).
Садвакас Хожакин
Сватают девочек разных возрастов. Сватает либо сам отец, либо другого посылает. Собирает ближайших родственников - двух-трех мужчин (женщины не участвуют в сватаны), и едут уговариваться, без подарков. Приехав, все рассаживаются в юрте по рангу, разговор о сватаны начинает один из родственников, обычно только о согла¬сии породниться (если речь идет о детях), либо тут же переходят к договору о размерах калыма (если сватают взрослых). Потом сваты едут домой и дома сообщают о результатах переговоров.
Через неопределенное время едет отец жениха с одной-двумя ло¬шадьми или верблюдами к отцу невесты (кулдук уру - с поклоном), предупредив об этом его заранее. Эти лошади - первый подарок; такие подарки преподносятся 1-2 раза в год, до момента заключения брака. Отец невесты в ответ дарит чапан или халат [Чапан - это и есть халат]. Во второй раз приезжает с девятью или 18-ю головами скота, режет барана и, сварив мясо, кладет в мешок и везет с собой (той тушурдо) (л. 46).
Сагимбай Оросбеков
Сватать приезжает сам отец, один или в сопровождении товарищей. Отец намеченной девушки соглашается, но требует в калым один куль [Неясно, что понимается под словом куль. [возможно имелся в виду «куржун» - плетенный двухкамерный мешок]], например. После договора калым выплачивается частями. Если отцу невесты нужна скотина, он посылает за нею к отцу жениха, и тот обязан дать ее, хотя бы пришлось брать у кого-нибудь взаймы (л. 46).
Каракольский у., дол. р. Тюп
Отец посылает человека спросить, желает ли избранный с ним породниться. Особой словесной формулы для такого предложения нет. Посланец идет без каких-либо подарков. В случае согласия, отец вместе с родственниками, взяв с собой девять голов скота (одного верблюда, лошадей и коров), отправляется в гости к отцу жениха. Отец невесты режет барана, перед отъездом гостей он передает отцу жениха киит [Кийит - подарок в виде одежды; подарки от родственников жениха родственникам невесты после помолвки (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 386). По Ф.А. Фиельструпу, это ответный подарок родственников невесты стороне жениха, обычно одеждой, тканями], состоящий из восьми одежд и одного куска полотна (маты или другого белого материала) в восемь аршин, который назы¬вается актык [Актык - букв. "белизна". У многих народов мира, в том числе и у тюркских, магия белого цвета играла большую роль в свадебной обрядности. Отрез белого материала, подаренный во время сватовства, символизировал пожелание "белого",беспрепятственного пути начатому делу]. Последний разделяется между спутниками отца жениха, чем они как бы подтверждают согласие своей стороны. Чапаны полученные: один парчовый (кымкап), другие из разных материй. Во время этого визита отец женина встает, кланяется (кулдук рат) отцу невесты, просит сказать ее имя и обещает еще одну лошадь, а отец невесты спрашивает имя жениха таким же порядком и дает чапан (сейчас или после) [Этот обычай является пережитком универсального в прошлом явления: табу на имя собственное. В древности имя собственное считалось существенной частью человека, как бы одним из ет органов. Недруг и просто иноплеменник, знающий имя человека, мог нанести носителю имени непоправимый вред (Фрэзер Дж. Волотая ветвь. Исследование магии и религии. М.,1980. С. 277-296). Поэтому имя человека всуе не употреблялось. Вынужденное же сообщение имени невесты и жениха во время сватовства представителям другой семьи (другого рода) должно было компенсироваться подарком, видимо, для того, чтобы нейтрализовать вред этого акта. По этой же причине, видимо, невестка (иноплеменница) не имела права называть по имени никого из родни мужа (мужчин и женщин), родившихся до ее прихода в эту семью, для которых она была представительницей чужого (не своего) рода, чтобы не нанести им вреда. напрет этот снимался по отношению к родственникам мужа, которые родились после ее прихода в семью: ведь для них она уже была представителем их рода (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 282-285; Кисляков Н.А. Очерки... С. 181-182; Абрамзон С.М. Киргизы... С. 260; Цэрэнханд Г. Некоторые обычаи избегания у монголов / / СЭ. 1991. № 5. С. 113)] (л. 46).
дол. р. Тюп Батырхан
Спрашивание имени невесты и жениха происходит, когда уговорятся о браке в первый раз.
Жингиш ажи
Отец жениха начинает посылать скот с момента уговора о браке, пока жених еще ребенок.
солто Жанызак
После договора отец жениха готовит один кап (мешок. - Б.К., С.Г.) боурсака, двух баранов, затем обходит родственников, прося дать ему скот: "Кошорун барба?" (Есть ли у вас что-нибудь для калыма?). Среди скота, который он таким образом наберет для калыма (калым мал) [Участие родственников жениха в сборе скота для калыма; участие родственников невесты в сборе приданого; участие родственников обеих сторон в расходах на подарки, с которыми сваты приезжали друг к другу во время свадебных церемоний; распределение между родственниками невесты части калыма, а между родственниками жениха части приданого, а также подарков, которые привозили сваты - все это разные стороны пережиточной формы принципа перераспределения расходов и доходов того или иного рода, общины, характерного для доклассового и раннеклассового общества [Абрамзон С.М. Киргизы... С. 218-224; Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М., 1976. С. 28-30; Люшкевич Ф.Д. Традиция межсемейных связей узбекско-таджикского населения Средней Азии. К проблеме бытования калыма и других патриархальных обычаев // СЭ. 1989. Ns 4. С. 59-60; .Львова Э..Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоз¬зрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск. 1989 (Далее: Традиционное мировоззрение тюрков... II. С. 191)]. Кисляков Н.А. придерживается иной точки зрения. Он считает, что калым является институтом купли-продажи женщины, в то время как институт приданого имеет совершенно другое происхождение (Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 202-203)], есть одна-две головы отменно хороших. Лучшей лошади или лучшему верблюду (баштоо) [Баштоо - букв. "главный верблюд", в данном случае лучший из верблюдов, которого давали в дар (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 118-119); башат - соответственно, лучший из коне] привязывают ко лбу кусочек ваты.
Все давшие скот отправляются вместе с отцом жениха в гости к отцу невесты. Берут с собой музыканта, забавника (майрампос, ырчи, чертмекчи) [Ырчи - певец, чертмекчи - играющий на комузе, мойрам пос - затейник]. .
Отец невесты приготовился к встрече гостей, собрались у него и его родственники, чтобы выбрать себе подарки из того, что гости пригнали. Осматривая скот, они делают себе отметки и потом говорят отцу невесты, кто что хочет себе взять [См. примеч. 21]. Привезенное угощение (боурсак, баранина) съедают, а сватов угощает хозяин.
После угощения родственники невесты выходят (из кибиток) на совещание: что дать гостям в киит. Каждый, выбравший себе подарок из калыма, должен дать в ответ либо вещь, либо деньги [См. примеч. 21]. Бывает, что сваты намекают на желание получить в киит деньги, но обычно, когда их спрашивают, говорят, что им все равно. Дают шубы, ха¬латы, ткань, лошадь; матери жениха: элечек, чапан, кымкап (парча). Иной сват дает киит только в половинном размере. Бывает, что гос¬ти просят в киит баранов.
Над приезжими киргизы не шутят - это казахский обычай [См. о забавах над сватами: Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 17] (л. 32)
рч. Макмал Кокумбай Жинин
Вторую жену при жизни первой сватает она (свекровь. - Б.К., С.Г.) с другими женщинами (не по обычаю, а только фактически).
Если же первая жена умерла, то ее родственники. Если же парень женится первым браком по смерти своего отца, то жену ему сватают его родственники (л. 63).
Визиты обеих сторон до свадьбы
солто Жанызак
До свадьбы стороны обмениваются визитами. Когда отец невесты приезжает к свату, тот дает ему лошадь. При первых визитах обмениваются подарками добровольно, а потом, прося один у другого ту или иную вещь, скотину (л. 32).
Если у одной из сторон умер кто-нибудь, другая сторона приносит подарок (аса [Аса, то же что аза - траур, а также что-либо принесенное семье покойного на поминки (скот, вещи и т.п.). См.: Юдахин К.К. Указ.. соч. С. 25, 74] ) и получает в ответ также что-нибудь. В случае родин таким же образом на жентек дарят какой-нибудь чапан или скотину. Сторона жениха дарит обычно скот и вообще больше, чем сторона невесты, которая обычно дарит одежду.
Кöчкой [Коч - кочевка, перекочевка; кой - овца]8 - если при кочевании аул жениха проходит аул невес¬ты, то с него удерживается скотина (но не наоборот). Кочкой ловят себе сами соаульники невесты, но если добыча - слишком ценная скотина, то отец жениха может обменять ее на жеребенка (тай) и получает взамен киит (чапан). Отец невесты режет своего барана и угощает свой аул, говоря, что получил кочкой (л. 32).
Жылкычи кой [Жылкычы - конепас, конский пастух; кой - овца; жылкычы кой - овца для пастуха (т.е. его доля).]. Зимой пасут лошадей в степи, далеко от кышто [Кыштоо - зимовка]. Табунщик отца невесты приезжает в аул жениха и требует себе кой. Отец жениха дает барана или денег. Ответного киита в этом случае нет (л. 33).
Категория: Киргизы | Добавил: elbilge (25.04.2007) | Автор: Назикбек Кыдырмышев
Просмотров: 3720 | Рейтинг: 4.0 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [17]
Kyrgyz Pattern :: Киргизский узор [22]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 620
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz