Главная страница

Регистрация

Вход

english

  

Четверг, 25.04.2024, 17:27   

Приветствую Вас Гость | RSS  

  

   Элбилге :: Прикосновение к истории

   Elbilge :: Touch a History

Начало » Статьи » Turkica » Turks

Религиозный натурализм

Религиозный натурализм

Элери Битикчи

Я не нарочно, просто совпало,
я разгадала знак бесконечность
Земфира

Ключевые слова: био-антропология, "тенгрианство", кочевники, религия и власть, структурная антропология, постструктурализм

Введение. В исследованиях изначального религиозного мировоззрения тюрков и монголов в прошлом, существуют два направления
Первое, научное, изучает мировоззрение предков монголов и тюрков (далее өөлд/элет - тюрко-монгольское скотоводческо-земледельческое население Великой Степи) частями, в связи с попыткой разрешить тот или иной вопрос касающийся проблемы интерпретации археологических артефактов, описания религии историками, вопросов сакрализации власти и т.п. Второе направление, возрожденческое, связано с попытками отдельных этнических активистов возродить религию своих предков
Однако оба направления, во-первых, пока что являются весьма зависимыми от старой евроцентричной методики исследований и их теорий, и к тому же предоставляют весьма отрывочные сведения о религии элетов в прошлом; во-вторых, в своих попытках восстановить религию своих древних предков, зависимы от религиозного мировосприятия бога и мироздания, полученного от других религий
В каждой религии необходимо искать соотносимость человека и его творца в рамках мироздания и поэтому, возможно, в попытках воссоздания религиозного мировоззрения древних элетов, следует, в первую очередь, искать ответы на следующие вопросы:

0) Cтруктура мироздания
1) Место и цель человека в структуре мироздания, определенное ему его творцом
2) Виды и места связи и контактов человека и его творца, в жизни и после смерти

Эти вопросы волнуют любого верующего; неверующего они не волнуют потому, что он не нашел на них ответа в существующих религиях и стал неверующим. Представленная картина должна быть полной и простой для восприятия
И нет ни одной работы, как среди научной литературы, так и среди так называемых "тенгрианцев" где были бы даны ответы на эти вопросы в общем мировоззрении элетов. Причины, возможно, следующие:

1) Тюрки стали манкуртами
2) Монголы стали манкуртами
1.2.3) Для изучения собственной истории и культуры, и монголы и тюрки используют европейские исторические, культурологические, археологические методы исследования, созданные для их манкуртизации, что еще более усугубляет их манкуртизм


Более чем сто лет, колониальная тюркология утверждает, что эта и сотни других подобных надписей идут не снизу вверх (у киргизов; у көктюрков сверху вниз), а справа налево, потому что "тюрки заимствовали письменность у согдийцев". Тюркология не заботится о согдийцах, тюркология заботится о тюрках. И заботится отлично: манкурты-тюрки верят ей сто лет и перестали доверять своим глазам

Манкурт в буквальном смысле замордован, через тюркологию, монголику, кочевниковедение, ему сто лет внушали в колониальных школах, в университетах, в книгах, в ТВ и радио: "ты-червь, ты-червь, повторяй, я-червь, я-червь", и поэтому манкурт лишается даже самой простой логики. Теңри для него тюрко-монгольский бог, который им покровительствует. Манкурт не понимает, что прочитал о Теңри из питерских книг и это для Питера, Теңри - это монголо-тюркский бог
Для элетов - это просто Бог (The God, not a god)
Возможно не следует слепо доверять этнографическим сведениям в попытке восстановить древние обычаи и традиции, мировоззрение предков элетов, так как они записаны чуждыми для культур элетов людьми, смотрящими на мир другими глазами; к тому же это путь манкурта, который следуя седентаризму, считает, что кочевой мир находился в стагнации и не менялся на протяжении тысячелетий. Возможно следует помнить, что Время видоизменяло обычаи, традиции и мировозрение элетов. Возможно не следует применять культурологическую теорию для восстановления мировоззрения, так как теория и методы исследований разработаны на основе собтвенного опыта европейских стран и не годятся для кочевого мира. Возможно также не следует доверять колониальной археологии и их объяснениям семантики тех или иных артефактов элетов, так как вся ее методология была направлена на поиск прототипов для вещей элетов в оседлых культурах, и, соответственно, объяснения идут через их понимание этих оседлых культур. Возможно следует отвергнуть всю европейскую социальную теорию и попробовать создать собственную, памятуя о том, что, лучше быть головой теленка, чем ногой быка
Осознавая собственный манкуртизм, в статье используются только изображения артефактов искусства элетов, украденные бугровщиками в их могилах, и следовательно, связанные с религиозным мировоззрением элетов. Для так называемого "тенгрианства" применяется термин теңек, для так называемых "тенгрианцев" применяется термин теңчил. Кроме того, для объяснений автором используются современные научные знания об устройстве и функционировании вселенной. Связано это с тем, что эти знания в любом случае влияют на суждения и логику автора, кроме того они будут словно реакция древней религии элетов на современные научные знания. Все предложения автора следует читать через тюркское '- imiš', что придает предложению оттенок субъективности, предположительности, переводится через 'возможно', 'вероятно', 'кажется', 'скорее всего', и подтверждает признание автора о том, что он при этом не присутствовал
Научный подход: био-антропология; методология: grounded theory
Здесь приводится не объяснение структуры вселенной и божественного созидания, а попытка нахождения основ мышления и соответственно, мировоззрения древних элетов, в основе которых, по субъективному мнению автора, лежал

Религиозный натурализм
- нацеленный на выявление Единого закона, через объяснение явлений Природы

Этот вывод является результатом следующих субъективных рассуждений автора

Любая религия субъективно человеческая и поэтому, в первую очередь, человека интересует вопрос его места в мире бога - раз это религия, и исходя из этого, структура мира порой объясняется через самого человека. Тем более, что человек, находясь в людском обществе, может не только вести такое наблюдение всю свою жизнь постигая тайны жизни, но и быть соучастником творения самой жизни
Наблюдая природные явления, человек понимает, что все вокруг подчиняется Одному закону, день сменяется ночью, жизнь - смертью, весна/лето - осенью/зимой и т.д., но в то же самое время, круговорот жизни не прекращается. Значит Единый закон направлен на сохранение не самого порядка как такового, а на сохранение жизни, функционирования вселенной

Единый закон может быть связан только с Одним началом и несмотря на постепенное усложнение структуры мира от его создания до появления человека - Единый закон сохраняется. Данный постулат можно связать с натуралистическим наблюдением начала жизни растений, которые, естественно, следуя Единому закону, начинаются с одного ростка и постепенно усложняются. Растительным символом разнообразного мира, происходящего от Одного начала и следующего Единому закону, для чжоусцев (см. ниже) становится тысячелистник, с помощью которого проводились религиозные обряды и сакральные гадания. Возможно исходя из этого, чжоуские триграммы и поминально-религиозные тексты енисейских киргизов идут снизу вверх


Единый закон в растениях - приблизительно весьма схематично

Наблюдая за творением самого человека, он постигает взаимосвязь мужского и женского совместного творения жизни и открывает закон дуализма. Здесь также присутствует Единый закон, по которому женщина способна сама творить жизнь, но эта жизнь недолговечна и цикл жизни, сотворенной женщиной, не превышает лунный месяц - цикл творения и жизни яйцеклетки сотворенной ею. И только с помощью мужчины - жизнь, человеческая жизнь, становится намного дольше. И если все эти явления, связанные с сотворением человека - это часть Единого закона, то значит не важно, какой он по длительности и времени. Важно, что даже через короткую жизнь и процесс творения человека, можно определить Единый закон и для сотворения и жизни муравья, и для сотворения и жизни звезд, и для сотворения и жизни вселенной
Религиозный натурализм не признает чувства стыдливости, тем более что речь идет о сути самой жизни человека, поэтому в обозначении символов мужского и женского начал, присутствуют их органы, которые непосредственно участвуют в сотворении жизни. В чжоуском каноне И цзин - 'Книга перемен' они обозначены как инь-ян; чжоусцы - это элеты (возможно предки монголов и тюрков), которые пришли из Великой Степи и завоевали Китай в XI в. до х.э., и правили им вплоть до III в. до х.э. (с VII в. до х.э. номинальная сюзеренно-религиозная власть, весьма приблизительно сравнимая с функциями римского папы в средневековье), оказав на него сильное культурное, политическое и религиозное влияние. Сами китайцы всегда признавали варварское происхождение чжоусцев, поэтому не стоит считать инь-ян - чисто китайским символом, скорее инь-ян - это культурное наследие всех народов Восточной Евразии

Тем более, что с точки зрения дуальности прототюркского языка инь-ян, возможно, объясняется как мужчина и женщина: aŋ (äŋ) - iŋ(ïŋ). И если в тюркском языке: äk - 'корова', än - 'верблюдица', äk - 'самка черепахи', ↔ '' - 'женское',
iŋ↔ïŋ ← характерное для тюркских языков взаимозаменяемость i ↔ ï: jaŋï ~ jeni ‘новый’, bič- ~ piči- ‘резать’ – bïčaq ‘нож’
Возможно (äŋ) может объясняться как 'мужское', через türkük - опорный согласный в тюркском языке. Türkük порождает слова с противоположными значениями, меняя звукоряд 'твердый↔мягкий': aa – 'старший мужчина' (титул у киргизов Энесая) ↔ eä – 'старшая женщина'; ¹sö- – ‘говорить’ ↔ ²su- – ‘молчать’, iç¹ – ‘живот’, ‘пить’ ↔ aç²- ‘голодный’, ‘изголодаться’
или в звукоряде 'звонкий↔глухой': s~š, t~d, k~q, b~p:
aqa – 'старший брат' ↔ ekä – 'старшая сестра': apa – 'старшая родственница, старшая сестра' ↔ aba – 'старший родственник, старший брат'; qa-l – 'оставаться', ↔ ke – 'ходить' ← ke-l – 'при'ходить', ke-t – 'у'ходить'
и многое другое. Поэтому aŋ (äŋ)-iŋ (ïŋ) - это игра вокруг одного тюркюк'а 'ŋ'
К тому же современные исследования выявляют взаимосвязь языка и мышления; в тюрко-монгольских языках существует ярко выраженный дуализм согласных и гласных, подчиняющийся закону дуального сингармонизма, два первоэлемента даже в письме, в культурах практически все традиционные вещи подчинены дуальной симметрии. При всем при этом кстати будет заметить, что в монгло-тюркских языках не существует категории рода (мужской/женский) так как они воспринимаются сознанием как единое целое - человек. В китайском языке 4 тона, и в культуре 5 первоэлементов

Возможно следует помнить, что Время меняет все, в том числе и религии, поэтому со временем, мужское стало ассоциироваться с творческим божественным началом, с небом, а женское - с землей, с физическим миром (см. заключение). До сих пор у киргизов "женский" треугольник (угол-вниз) сохранился в тушкийизах, которые дарили матери своим дочерям на свадьбу, "мужской" треугольник (угол-вверх) - в форме тумаров, куда киргизы-мусульмане вкладывали слова Аллаха. Возможно в объяснении (äŋ) - (ïŋ), также следует обратить внимание на буквы i/ï и ä/a, имеющие соответственно один (i'lik - 'один', 'первый') и два угла ä'ki ('два'). Возможно ко времени создания алфавита, женское начало считалось - физическим предначалом (1-начало), а мужское гармонизирующим творческим началом (2 - равновесие: см. заключение)
Возможно, однако, что скорее всего iŋ-aŋ это не женское-мужское начала, и не земля-небо, в том буквальном смысле в котором эти символы воспринимают многими. Возможно инь-ян - это Умай, предначало мира, которая, как бы там ни было, скорее всего выведена через ассоциативно женское начало. Женщина не только носительница жизни, истекая кровью с каждой луной (как бы умирая), она становится также и носительницей смерти, ночи (ассоциация с луной) и таким образом ассоциативно женщина или Умай-эне и есть aŋ-iŋ, день-ночь, жизнь-смерть, лето-зима - то есть видимый физический материальный мир. Поэтому и второе имя-эпитет Умай - Эрлик (Эрклик) - баатыры элетов просили сил у Умай, удачи у Теңри. Во всяком случае многочисленные оленные камни, изображения других парнокопытных и двурогих животных (кийик'ов), показывают, что


Изначальный теңек: Тай-Умай-Теңри-Эл/Улус

Здесь следует помнить, о том, что подобные олени, были навершием, скорее всего, для конских масок. Например, конские маски из больших пазырыкских курганов увенчаны не только оленьими рогами - они увенчивались также цельными головками оленей, горного барана или козла, а также головками фантастических птиц


Реставрация жертвенного коня из Пазырыкского кургана на Алтае

Таким образом внизу-вначале - Однокопытный конь (Тай), сверху него, позже - Умай, кийик'и (инь-ян) и, возможно, далее, еще позже - птицы или кошачьи хищники (три передних когтя). Чжоуские триграммы, также заканчиваются на счете 'три'


Чжоуские триграммы

Именно после третьего счета начинается творение всего сущего. Здесь у теңек'а существует сходство с даосизмом, который гласит: Дао порождает одно, одно порождает два, два порождают три, три - все остальные вещи (кстати по легенде Лао-цзы уходит из Срединного государства на запад). Скорее всего, в теңек'е следует, возможно, совместить Дао с Одним, то есть Тай и Теңри. Таким образом, возможно, Тай/Теңри - это название для сакрального божественного начала мироздания (1 этап - сакральная Единица), а Умай (или Умай-эне) - это название для физического материального начала вселенной (2 этап - сакральная Двойка). На третьем этапе Тай и Умай соединяются и порождают все остальные вещи мира (сакральная Тройка)

Даосизм становится вечным оппозиционным религиозным течением в Срединном государстве, после воцарения династии Хань, и не раз выступал против официальной власти - например восстание Желтых повязок, государство которых, кстати, также как и эл хунну или огузов, имело 24 подразделения. Именно в одном из первых даосских трактатов (Дао дэ цзин: возможно VII в. до х.э.) встречается упоминание о 12-летнем зверином цикле. Интересно, что китайские летописцы описывали предводителей даосов как волшебников способных управлять погодой и посылать на врага массовые видения-миражи, что приписывается также и тюркам

В исторических методах исследований существует общепринятое правило, по которому какой-либо исторический факт, упомянутый только в рамках одной историческо-летописной традиции (например мусульманской), требует проверки, так как последующие авторы могут упоминать о том же факте и просто использовать предыдущий источник без ссылки на него. Если в рамках совершенно различных независимых друг от друга историографических традиций упоминается один и тот же факт (например таласская битва 751 года, в мусульманских и китайских источниках), то такой факт считается подтвержденным. Если один и тот же факт подтверждается несколькими независимыми друг от друга историографическими традициями, то такой факт обычно считаетсянеопровержимым
Сведения о том, что тюрки достигли умения управлять погодой, упоминаются в персидских, арабских, армянских, китайских, русских, тюрко-мусульманских, тюркских источниках. Непонятно почему люди которые имеют сотовые телефоны с видеокамерами (чего не было даже в фантастических рассказах начала века) не могут поверить в то, что человеческое знание могло достигать альтернативных (от европейских) высот познания. Возможно люди не верят в такую возможность, не потому что речь идет о людях, которые могли управлять погодой, а о именно тюрках, "дикарях-кочевниках", которые могли управлять погодой

Нет никаких оснований не доверять словам Махмуда Кашгари:
"йат - "ворожба с помощью особых камней". С ее помощью можно вызывать дождь, ветер и т.п., в их среде это распространено. Я видел сам, как это делали Йагма при тушении пожара. Средь лета пошел снег, с соизволения Аллаха Всевышнего, и у меня на глазах пожар был потушен"
У Махмуда приведена пословица, что лучше быть головой теленка, чем ногой быка, и, возможно, именно поэтому он расположил свою родину, с озером Иссык-Куль, в центре мира

При этом не следует забывать о другом важном знаке инь-ян (aŋ-iŋ), где главным является S-образная линия, символ Тайцзи (Великий передел), или Тай. Кстати сказать, в Китае считается, что данный знак был показан Желтому императору драконом-лошадью. Возможно для удобства восприятия возможно называть творца - Тай, а Единый закон, состоящий в гармонии и уравновешении дуального первоначала - Теңри, при этом не забывая, что Единый закон и есть Одно начало, то есть Тай - это и есть Теңри

Теңри - Единый закон выражался и в числах, где порядковые и количественные функции чисел совпадали, и при этом сами числа раскладывались на единицы, т.е.: 1-й↔1, 2-й↔2↔1+1, 3-й↔3↔1+1+1, 4-й↔4↔1+1+1+1. Каждая единица производит число, соответствующее более высшему порядку нахождения самой единицы, 12 (1+1) → 3 (1+1+1) → 4 (1+1+1+1). Это и приводит к возникновению, чжоуских триграмм и других сакральных числовых кодов (‘bäŋgü täŋri el’), связанных с Единым законом - Теңри


Теңри - Единый закон в числах

Самое интересное, что возможно, описание Единого закона элеты видят каждый день перед своими глазами, и даже часто участвовали в его ритуальном воспроизведении этого описания. Речь идет об изготовлении войлочного аппликационного ковра - шырдака. Первоначально из шерсти изготавливается кийиз, войлок-основа для будущего шырдака. Кийиз изготавливается через скатывающее валяние, где, в том числе, применяется и S-образный поворот, когда кийиз начинают скатывать то с одного, то с другого конца. Затем кийиз окрашивается в разные цвета (каноническими цветами становятся красный-зеленый или красный-синий), вырезается нужный узор и, сместив две половинки, шырдак сшивается. Между цветными аппликациями-узорами обязательно пришивают жээк (буквально: 'берег'), канонический цвет которого - желтый. Кроме этого классический шырдак должен быть с прошитыми нитками кийизами по центру узоров, Этот процесс называется шыруу, а укрепляющая нить - шырык, отсюда и название - шырдак. Возможно S-образная линия как символ творения происходит именно от процесса изготовления кийиз'а. Возможно в оседлых культурах, где символом творения является глина, а процесс творения ассоциируется с гончарным кругом, символом творения становится спираль

Возможно образ жизни элетов, где скотоводству предавалось важная роль, повлиял на восприятие Тая, как создателя вселенной и Единого закона, как совершившего самопожертвование во имя вечной жизни и функционирования вселенной. Возможно мясная пища служила напоминанием того, что Жизнь поддерживается за счет смерти или скорее, как бы "самопожертвования" добычи или домашних животных предыдущего этапа творения, ради продолжения жизни на следующем этапе. Однако Тай не умирает, он становится Теңри - Единым законом и живет во всех элементах вселенной, созданной благодаря его самопожертвованию. S-образная линия как символ Теңри - Единого закона присутствует во многих предметах так называемого "звериного стиля" древних элетов


Здесь показана жизнь всего мироздания, благодаря самопожертвованию Тая (однокопытный единорог)

Идет постепенное усложнение мира от момента его создания от Одного начала по Единому закону. Современный человек может понять подобную логику через таблицу химических элементов: сегодня наука считает, что первым химическим элементом во вселенной был водород [Н1], от которого и происходят все другие химические элементы вселенной. Эти остальные элементы вселенной появляются и функционируют благодаря "самопожертвованию" первоэлемента - водорода [Н1] сгорающего в термоядерной реакции. Для теңчил'а это бы не значило, что [Н1] и есть Тай, это бы, возможно, являлось еще одним подтверждением существования Единого закона - Теңри. Если при этом вспомнить, что: "Дао порождает одно, одно порождает два, два порождают три, три - все остальные вещи", то возможно для теңчил'а сравнить, тот факт, что из водорода [Н1], после термоядерных и других реакций, связанных с первыми тремя этапами творения, в конце концов, на следующем четвертом этапе, появляется следующий элемент в периодической таблице - гелий [He4]
"Теория единого магнитного поля", выдвинутая одним физиком киргизом, также для теңчил'а, возможно, была бы еще одним подтверждением Теңри


Постепенное усложнение рогов-структуры мироздания от его начала внизу в так называемых "оленных камнях", которые (непосредственно сами камни), кстати, обозначают фигуру человека; или "18 миң бугу (аалам)" - 18 тысяч [разнообразных] миров

Ко всему прочему стоит добавить работы лауреата Нобелевской премии по биологии Жакоба, который подробно исследовал параллели чжоуской "Книги перемен" (И цзин), обнаруженные им в современных представлениях о триплетах в генетическом коде (triplet: три последовательно расположенные азотистые основания в цепи нуклеиновых кислот; служит единицей генетического кода - кодоном; амбер-триплет, инициирующий триплет, терминирующий триплет). Идеи, высказанные двумя Нобелевскими лауреатами по физике - Ли и Яном, чьи имена связаны с открытием особого рода симметрических отношений в физике, близкие с чжоускими гексаграммами. Развитие теории сверхструн и супергравитации, разработанной в Грином и Шварцем (Green-Schwartz string), где совпадают с чжоускими теориями не только общие соображения о роли некоторых выделенных чисел, но и сами конкретные числа


[1] Тай [1]
[2] создает Великий передел (Тайцзи) и два первоэлемента ('aŋ-iŋ') [2]
[3] соединяет и кодирует их (Умай - чжоуские триграммы 'инь-ян') [3]
[4] создает управляемую по Единому закону вселенную-пространство и соответственно начинается ее движение Время - 4 ноги единорога; у элетов - круг символ времени, квадрат - символ пространства; восемь чжоуских триграмм 'ба гуа' [4]

И в конце концов, весь этот механизм вселенной, следующий Единому закону приводит к появлению человека. Скорее всего, древние элеты вели счет по конечностям и исходя из того, что у человека пять пальцев (1+4), он мог появиться на свет только после парнокопытных кийик'ов (1+2) и трехпалых хищников и птиц (1+3)

Исходя из Единого закона и места в нем Человека, элеты-тюрки строят свой вечный божественный эл (‘bäŋgü täŋri el’) по четвертому этапу творения, когда по их мнению и появился Человек. Попутно можно заметить, что в ‘bäŋgü täŋri el’ фактически существуют эл (хунну или огузы) - водород [Н1] и 24 племени/рода на четвертом уровне - гелий [He4], остальные подразделения обозначены символически


24 подразделения вечного божественного эля тюрков

Одно из 24 племен у огузов и хунну считалось носителем божественного сакрального начала, первоначально у огузов это было племя qajï, затем - qïnïq, а у хунну - luaŋ-di. У человеческих начал однако только по 23 хромосомы, для теңчил'а это бы, возможно, значило, что 24-я недостающая для Единого закона "хромосома" - это божественное начало - Тай, аналогичная одному из сакральных племен огузов (qajï) или хунну (luaŋ-di). Для "женской" половины - qït, носителем которой было племя qïnïq (последний слева), для "мужской" половины - qut, носителем которого было племя - qajï (первый справа)


24+24=Человек
Здесь для удобства восприятия S-образная линия обозначена желтым цветом, однако следует помнить, что "24-й элемент" невидим, поэтому достаточно обозначить его через S-образная формы объекта. В киргизском узоре Умай, Теңри передан через S-образные изгибы

В мифологии киргизов и китайцев существуют птицы (по-киргизски "казылык" или "өгөрөк": у китайцев 'бии-няо'), которые имеют только по одной лапе и крылу и летать могут только вместе и являются символом преданной любви. Возможно их соединение и есть образное начало всего сущего, начало мира, начало человека. Поэтому у элетов жизнь начинается не с дня рождения, а со дня зачатия и они всегда прибавляли к возврасту [условно] один год (9 месяцев). Душа человека возникает при соединении мужского и женского начала, несущих в себе не только по 23 хромосомы, но и 24-й элемент - tajqa, который у женщин получил название - qïb, а у мужчин - qub

Таким образом здесь приведена попытка ответить, скорее на данный пункт, обозначенный в начале статьи
0) Cтруктура мироздания
потому что данная статья является всего лишь попыткой нахождения основ мышления и соответственно, мировоззрения древних элетов
_____________________________________

Заключение. Каким образом так случилось, что такая простая, логичная и наиболее подходящая для самих элетов мировоззренческая система исчезла (при условии если она существовала в прошлом, а не в настоящем воображении автора)? Возможно так получилось, что стало считаться, что Умай становится предначалом мира, Это, возможно, связано с толкованием оленных камней, разбросанных по степям Монголии. Если рассматривать их в отдельности от Тая - однокопытного единорога - сакральной Единицы - начала мира, то получается, что Умай существовала до Теңри


Позднейший теңек: Умай-Теңри-Улус/Эл

Возможно во всем виновата политика и идеология, и собственно власть, которые использовали религию элетов в собственных интересах. Первородство Умай могло быть использовано, и скорее всего, использовалось в политических целях, в противостояниях религиозных идеологий хунну/Китая, тюрков/Китая, уйгуров/Китая и тюрков/киргизов, так как Умай - животворящий хаос, был ассоциативно связан с водой, с ночью, и главное с севером. Это обстоятельство вполне возможно могло быть использовано хунну, тюрками, в идеологическом противостоянии с Китаем, чьи императоры также претендовали на небесный мандат правления Поднебесным миром, через полученную от него благодать - дэ. В этом случае первородность севера-хаоса, могла играть важную политико-иделогическую роль, например черные каменные черепахи - подставки для каганских надписей тюрков. Особенно это, возможно, проявлялось в идеологическом противостоянии киргизов против тюрков и уйгуров
Господствующий у киргизов род Умай-бегов, в период своего каганства, становится главным идеологом первичности и первородности Умай, и соответственно, собственного права на каганский престол. Кроме этого союз с Китаем через подственную связь правящих семьи потомков Ли Лина, позволял идеологическое построение огромной равнопостоенной на основе инь-ян "единой" империи, где Китай олицетворял небесное (Тянь), а киргизы - земное начала (Умай). Неслучайно, что именно во время киргизского каганства Умай-бегов, появляются такие эли как qïbčaq или kimek, претендующие на благодать от Умай (qït/qïb), распространяются так называемые "каменные бабы" - святилища с двумя каменными статуями, а во главе эля огузов становится род Селжук из подразделения Дениз-хан. В другое время, когда у власти в Великой Степи стоял какой-либо род претендующий на небесную благодать (qut/qub), скорее всего племя qajï, главенствовало в эле огузов


Сакрально-идеологическая схема государств элетов, во главе с сакральными родами-кут'ами (Эсен-тюрки, Яглакар-уйгуры, Умай-бег-киргизы, чингизиды([qït?]→qïjat←[qajï?])-монголы и др.)

В религиозно-политической пропаганде сакральные роды-кутлук'и, стали ассоциировать себя не с родами, которые получали [ассоциативно] небесную или земную благодать (qutluq), а с самой благодатью (qut). Они создали политическую систему и традицию, по которой представители сакрального рода (теперь уже) кут'а, должны были укреплять государство, на подобии S-образной линии - Тая - в знаке инь-ян, или шырык'а в шырдаке. Именно поэтому кут'ы становятся во главе не только самого государства, но и его подразделений в видоизмененной политической системе "вечного божественного эля" у элетов. Это дробило эл, вносило в него вражду принцев крови, увеличивало шансы на то, что какое-либо племя, используя принцев крови, боролось за влияние во всем эле, Все это расшатывало сам эл и власть кут'ов в эле, так как считалось, что неудачи и бедствия государства связаны с тем, что сакральные роды теряют свою благодать. Таким образом исчезала даже их номинальная религиозно-сюзеренная легитимность
В результате борьбы за власть в среде элетов, когда усиливалось какое-либо племя или род, не имеющий отношение к сакральному роду кут'ов, нередко подобное племя принимало другую религию и навязывало ее остальному элю, так как в созданной кут'ами, политической традиции их власть не могла быть легитимной. Поэтому неслучайно, что другие религии принимаются элетами именно в периоды ослабления легитимной власти кут'ов, через ее навязывание другими нелегитимными несакральными родами элетов
Уйгуры ( сначала через племя ediz), принимают манихейство, а затем (возможно через племя buqu) буддизм после того как власть Яглакар'ов была уничтожена; Селжуки принимают ислам после ослабления киргизского каганства Умай-бегов, так как по традиционому мировоззрению, племя кынык не имело права на власть; кыпчаки принимают ислам после крушения идеологии и каганства Умай-бегов; Караханиды также не имели отношения к [ближайшим по времени] сакральным родам Эсен, Яглакар или Умай-бег и поэтому принимают ислам; ойратские тайши принимают ламаизм, так как племя Чорос не имеет никакого отношения к чингизидам; ламаизм распространяется среди монголов после исчезновения кут'а-легитимности чингизидов и прихода к власти других

Эта государственная система с кут'ами во главе, сильно отличается от первоначального ‘bäŋgü täŋri el’ существовавшего у хунну, где существовала широкая автономия племен
Скорее всего ‘bäŋgü täŋri el’ огузов и хунну идентичны по своей структуре, так как 24 племени/рода могут получиться только при каноническом сакральном счете, унаследованном тюрками и монголами от своих предков - хунну. Главным подразделением в государстве (или "шестисоставного народа" altï baγ budun - как в Äl Tuγan tutuqqa bäŋgü tašïγ - Энесай) хунну было [условно baγ] KünQan с правящим племенем Луаньди (qutluq) и тремя другими из него (KünQan baγ): Хуянь, Лань, Сюйбу (ср. у огузов: qajï - bajat, alqaraulï, qaraujlï)
(Бань Гу) Сюннуский шаньюй происходил из рода Луаньди, в его царстве он носил титул Чэнлигуду-шаньюй, причем сюнну именовали Небо словом Чэнли, а сына называли гуду. Сам титул шаньюй означал "обширный", что должно было указывать на то, что носитель титула был"велик, подобно Небу"
(Сыма Цянь) У них есть цзо- и юсяньван, цзо- и югуливан, цзо- и юдацзян, изо- и юдадувэй, изо- и юдаданху, цзо- и югудухоу. Сюнну называют достойных [людей] туци, поэтому обычно старший сын — наследник шаньюя именуется цзотуциван. У наиболее могущественных цзо- и юсяньванов вплоть до данху бывает в подчинении десять тысяч всадников, у менее сильных — несколько тысяч; всего имеется двадцать четыре предводителя, которые именуются ваньци — десятитысячники. Все высокие должности передаются по наследству.Три рода — Хуянь, Лань и позднее Сюйбу — считаются у сюнну самыми знатными. Все ваны и военачальники левой стороны (левого фланга) живут на восточных землях против [области] Шангу и далее, гранича на востоке с [племенами] вэймо и корейцами. Правосторонние ваны и военачальники живут на западных землях, к западу от [области] Шанцзюнь, гранича с племенами юэчжи, ди и цян. Ставка самого шаньюя располагается напротив областей Дай и Юнь-чжун. Каждый располагает своим участком земли, где кочует [со своими стадами] в поисках травы и воды. Наиболее крупными участками владеют изо- и юсяньваны, цзо- и югуливаны, цзо- и югудухоу, которые помогают шаньюю в управлении. Все двадцать четыре предводителя сами назначают тысяцких, сотников, десятских, «малых» ванов, сянов, дувэев, банку и цецзюев
Скорее всего государственное устройство хунну и принципы управления и есть идеальный ‘bäŋgü täŋri el’

Категория: Turks | Добавил: elbilge (08.01.2010)
Просмотров: 3340 | Рейтинг: 4.7 |

Меню сайта
Категории каталога
Киргизы [114]
Turks [27]
Поиск по каталогу
Форма входа
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
На ваш взгляд - война 1939 - 1945 гг. это:
Всего ответов: 620
Друзья сайта

Copyright elbilge © 2003-2007 Сайт управляется системой uCoz